коммент про вебдев

Apr 02, 2009 09:38

Случайно написал развёрнутый (слишком) коммент кому-то. Коммент таких размеров неудобно даже отправлять, здесь оставлю. Нужно вспомнить ка жж кат работает..

Коммент про то как просто сделать сайт:

это неплохие размышления про каменный цветок. точнее плохие, именно потому, что про цветок, а остальное уже менее важно.

предлагаю подходить к делу с вот таких позиций:

1. Любой сайт будет продавать.

Не преувеличивайте ценность первой версии. Даже исключительно профессиональные команды не станут экспертами в аспектах вашего бизнеса, а копаться в тараканах вашей компании им будет просто неинтересно, за любые деньги.

Первая версия обязана быть дерьмовой. Это нормально. Если вас очень заботит лицо - пусть это будет очень красиво выглядящая дерьмовая первая версия. Это не имеет значения.

Вы делаете первую версию только для того, что бы было что улучшать.

2. Вы можете контролировать только то, что можете измерить

Подготовьте критерии, определите ключевые параметры которые вы будете измерять не просто "до запуска сайта" - начните с этого. Начните с аудитории сайта, распишите персон, чего они будут делать на вашем сайте - и как вы будете это измерять. И потом двигайтесь от версии к версии улучшая ключевые показатели.

3. Найдите подрядчика с головой нужной формы. А лучше - двух. Или больше.

Нужно иметь независимых девелопера и аналитика. При этом аналитик не должен сыпать цифрами а только готовить решения и уверенно обосновывать их цифрами вашей и рыночной статистики, данными сплит тестов и таргетинга. Подготовленные решения должны выявлять моменты, части, модули, тексты сайта которые требуют улучшения. А девелопер должен предлагать как именно эти моменты, части, модули, тексты будут улучшены в следующей версии. А решения должны принимать вы.

Если вы отдадите принятие решения девелоперу - вы доверяете его опыту и портфолио. Это можно делать, но работает далеко не всегда. Если вы отдадите принятие решения аналитику - он будет улучшать цифры вашего сайта а не цифры вашего бизнеса. Есть ещё разные ребята которые тут могут работать, но лучше бы принимать решения именно вам.

От девелопера нужно, что бы он подписывался под работой и очень ею гордился. И был готов выкинуть её в мусорное ведро, если так сказали ваши посетители и клиенты. Хороший девелопер знает что он ничего не знает - только клиенты и только цифры в курсе что именно работает и что - нет. Хороший программист хорошего девелопера знает что он будет переписывать свой код многократно. Хороший дизайнер знает что он рисует только черновик который будут заканчивать и доводить посетители сайта. Они не должны смотреть на свою работу как на произведение искусства.

От аналитика нужно, что бы он работал с цифрами и делал всю свою работу для себя. А для вас представлял решения, желательно на одной странице, списком. Каждое из решений должно быть обосновано, об этом нужно говорить с ним, разговаривать - но вас в первую очередь должны волновать не обоснования а сами решения. Способность выжать из гор цифр конкретные ходы - главная характеристика хорошего аналитика.

Если сайт это часть бизпроцесса активных продаж - то обязательно нужен третий, независимый онлайн маркетер. И лучше не совмещать. А для управления всем этим ещё и менеджер (/producer?) желательно, хоххо, да. А если нужно что бы сайт делал много денег - то маркетера нужно два, разных.

4. Забудьте о слове "поддержка"

Поддерживают только то, что само стоять (и тем более идти, бежать) - не в состоянии. Если вы будете нацелены на выпуск нового билда раз в месяц - поддержка не понадобится.

Каждый билд, каждая новая версия - это ваш шаг. Вы кросс бежите. Шевелите ногами!

Примите CPI за "норму всего". Улучшайте страницы, модули и элементы постоянно. Пусть совсем чуть-чуть, но каждый месяц два - по строке в тексте, если потребуется. Эталона не существует. Каменного цветка, серебрянной пули - нет. Если в прошлом месяце bounce rate этой страницы был 19,5% то в следующем нужно сделать 19%. Никто и никогда не создаст продукт идеальный сразу, хороший с первой версии. Даже выпуская по новому сайту в два года вы тоже идёте от версии к версии, только больно уж медленно.

5. Не думайте что это дорого

Вообще процесс постоянного усовершенствования сайта гораздо дешевле создания гипер-качественного проекта сразу. И гораздо прибыльнее. Но отложить его в дальний ящик не получится, это да. Но сайтом вообще нужно заниматься всегда. Как зубы чистить. Всю жизнь. Если этой мысли ещё нет в голове, то будет, не ясно раньше у вас или у конкурентов, но будет.

От девелопера лучше бы получить почасовку и адекватную. Часики должны стоить дорого, много вам не понадобится. От аналитика нужно получить один отчёт в месяц. С обоими нужно говорить, лучше еженедельно или хотя бы два раза в месяц.

6. На что выкидывать деньги не стоит

На юзабилити тестирование и фокус группы. Оно идёт постоянно на вашем сайте.

На пиар агенство. Если у вас достаточно современный и не огромных размеров бизнес. Возьмите в офис гипер коммуникабельного и очень лояльного вам студента, разговаривайте с ним по часу раз в неделю и пусть он два-четыре часа в день ищет по сети упоминания вашей компании и конкурентов, ваших и конкурирующих продуктов. И отвечает. И ещё блог ведёт. Всё, если вы не производитель ширпотреба - пожалуй больше ничего не нужно.

На детальное и подробное техническое задание. Вообще на детальное планирование. Да, на салфетке, нормально. Стреляйте, потом прицелитесь. Что не получилось - исправите в следующем билде через неделю-две. Делайте ошибки, много ошибок, чем больше тем лучше. Потом их ищите, исправляйте. И срочно бегом - делать новые. Сайт это ваша рабочая одежда. Не бойтесь запятнать, это не имеет отношения к вашей репутации. Делайте культуру ошибок, растите её. Очень важно делать ошибки. Ошибки, вы поняли уже? Ошибки. Много.

На отдельную "раскрутку". Если реклама не вписана в процесс совершенствования сайта - она не работает.

На гуру девелоперов и особенно на гуру-дизайнеров. Они не будут вас слушать и аналитика вашего тоже. Они лучше всех всё знают, у них шишек в шкафу коллекция. И особенно больно ему будет потом править свою работу потому что "так надо". Он этого не поймёт.

На статистиков. Они маскируются под аналитиков выдавая гору цифр. Требуйте что бы букв было не больше страницы а цифр было в сто раз меньше чем букв. А графики вам вообще нафиг не сдались, пусть на пальцах покажет. Вообще visuals are overrated. Ему нарисовать график и потом просто вводить новые цифры гораздо легче, чем придумать как вам обьяснить что именно происходит. Не облегчайте ему работу. Пусть знает что происходит по-настоящему.

7. Пошаговое как-то.

1. Напишите бриф. Для кого вы делаете сайт и зачем он им нужен. И зачем он нужен вам.
1.1 На его основе выберите девелопера по вашим возможностям и его портфолио. Он должен быть быстрым и гордиться тем, что делает. Всё, от него больше ничего не требуется.
1.2 Откопайте аналитика. Не знаю где. Можно вырастить внутри, пригодится. Он должен говорить как можно меньше и думать как можно больше.
1.3 Договоритесь с аналитиком о KPI и согласуйте черновой список с девелопером. Не обязательно очень длинный, потом улучшите. Ну например: Количество запросов со страниц сервисов + Количество страниц на визит + Среднее время визита + Bounce rate морды. Но это за уши притянуто, слушайте чего аналитик скажет.
2. Сделайте вместе с девелопером первую версию. Тут расписывать нечего, книги и статьи написаны. Сделайте достаточно приличный но черновик - и запускайте его. Быстренько. Или как получится. Он не имеет значения. И вообще что значит "сделайте"? У вас же наверняка прямо сейчас есть сайт. Улучшайте его, не обязательно новый делать.
3. Получите от аналитика первый отчёт и ничего с ним не делайте.
4. Сделайте серию изменений, доведите сайт слегка. Нужно что бы девелопер это запустил в работу и публиковал на живой сайт быстро.
5. Получите от аналитика второй отчёт и посмотрите на динамику. Получите третий и по трём точкам уже должен быть план изменений. Ничего глобального. Занимайтесь тем что работает лучше всего и тем что работает хуже всего. Первое нужно усиливать и улучшать, второе нужно сделать иначе. Среднее вас не волнует.

Ну и там дальше уже много пунктов, пусть варится само, научитесь. Итеративная разработка сама по себе не панацея, очень многое зависит от аналитики, скорости изменений, специфики вашей области, рекламы и т.д. Если веб очень близок к вашему бизнесу этим всем нужно заниматься самому. Если бизнес большой - нужен специальный человек который будет работать с девелоперами, аналитиками, маркетерами. Его иногда называют продюссером проекта. Но это не обязательно.

8. Что делать если вы маленький и небогатый

Можно делать то же самое, только немножко медленнее. Четыре раза в год например. Это для сайта уже очень много, а стоить дорого не будет.

Можно экономить на девелопменте. Особенно первой версии. Но тогда медленно работать нельзя и версии нужно делать часто.

Можно самому учиться аналитике, есть много хороших книжек. Будете лучше понимать откуда растут ноги у сороконожки. Ну как-то так.
Previous post Next post
Up