Этот пост - попытка ликбеза. Он будет полезен родителям, чьи дети в 2011 году и далее будут учиться в российских школах и тем, кто интересуется положением дел в наших школах вообще. Если читателям будет интересно - продолжение последует. Если что-то непонятно, можно и нужно задавать вопросы.
Некоторое время назад в блогосфере широко обсуждалась тема изменения правового положения государственных учреждений в 2011 году. Тема быстренько ушла из топ-тем, как раз тогда, когда ее стало осмысленно обсуждать всерьез, потому что появились (были опубликованы и стали реализовываться) другие официальные документы, в частности приказ Министерства финансов от 22.10.09 №105н (
http://www.educom.ru/ru/yurist/prav_gu/ ).
Обсуждению, по моим наблюдениям, очень мешает практически полное отсутствие необходимой информации у большинства заинтересованных лиц.
У истории с этим законом есть предистория, остающаяся за кадром. Сначала я хочу поговорить о ней, затем о том, как закон пытаются реализовать и чем это грозит в перспективе.
Уже четвертый год я работаю бухгалтером в школе-интернате для одаренных детей и неплохо изучила, как устроен бюджет государственного учреждения и каковы механизмы взаимодействия учреждения с вышестоящими организациями.
Текущее положение дел выглядит так:
октябрь 2009 - как обычно сдаем проект сметы на 2010 год в нашу Централизованную бухгалтерию для централизованной же сдачи данных в Департамент образования г. Москвы.
(Централизовання бухгалтерия - далее в тексте ЦБ - руководит ведением бухгалтерии примерно 50 образовательных учреждений, принимает отчеты, рассылает приказы Департамента образования и т.д.)
февраль 2010 - получаем через ЦБ смету, утвержденную Департаментом образования г. Москвы, и, как следствие, законную возможность выплачивать деньги в текущем году.
Деньги, которые выделяются школе на год, делятся по статьям расходов. Школа не может по своему желанию использовать деньги по одной статье расходов вместо другой. Деньги, выделенные на зарплату, нельзя потратить, например, на расходные материалы, а услуги связи оплатить за счет транспортных расходов и т.д. У подобной ситуации есть свои плюсы, минусы и ньюансы, подробнее о ней я напишу не в этот раз...
Запросив деньги в проекте сметы, школа не только не может знать, сколько денег ей будет выделено реально. Проект сметы - многостраничный документ с достаточно подробной росписью, как и на что пойдут деньги. Смета, утвержденная Департаментом - страница формата А4, где указаны только общие цифры по статьям расходов. Если вам дали денег меньше запрошенного, приходится гадать, что именно в статье срезали. Если вдруг больше - соображать, не были ли расходы по изменившимся правилам перенесены из одной статьи в другую (например, что-то из статьи "услуги по содержанию имущества" теперь придется платить из статьи "прочие расходы"). Объяснений никто не даст, все придется выяснять на практике.
Знаете ли вы что: в 2010 году школы Москвы (не только наша) не получили ни копейки по статье расходов "Основные средства"?
Прим.: Основным средством в бюджетной бухгалтерии считается любой предмет, который имеет срок полезного использования более одного года и может быть незвисимо от других предметов использован в деятельности. Цена предмета значения не имеет. (Шкаф - основное средство, ручка от шкафа - нет.).
У нас в этом году в январе заканчивается ремонт в одном из корпусов и в сентябре открывается начальная школа. Основных средств (в основном мебели), как нетрудно догадаться, необходимо на миллионы. Денег нет.
В школе, где учатся или будут учиться ваши дети, администрация в этом году собирает с родителей деньги на оборудование? Теперь понятно почему? Это не вопрос амбиций руководства. Это полное отсутствие государственного финансирования.
Проблема основных средств теоретически может быть решена за счет безвозмездных поставок предметов, закупленных Департаментом, и отправленных в школы. Знаете почему теоретически? Потому что никто не запрашивает школы, в поставке чего они нуждаются. Даже списки книг, безвозмездно поставляемых в школьные библиотеки, никто не согласовывает. Особенно забавно, когда в школу, где учатся одаренные дети с 5 по 11 класс, "абсолютно безвозмездно, то есть даром" приходят учебники для начальной школы (несколько лет назад была история).
То же самое относится к услугам, проплаченным не самой школой, а Департаментом за школу. Возникают изумительные сцены, когда радостно улыбающиеся рабочие говорят: мы "пришли пилить ваши деревья", "установим вам новое програмное обеспечение", "привезли вам воду", а сотрудники школы нервно выясняют, о чем вообще речь. Сколько раз уже приходилось объяснять, что акт об оказании услуг (заметим, практически всегда без указания стоимости) мы не будем подписывать, пока не увидим хотя бы факсовую копию контракта фирмы с Департаментом.
Предоставляю читателям самим догадаться, почему безвозмездные поставки в школы устроены именно таким образом...
Отдельной арией в нашей опере стоит раздел расходов "Информатика". В его рамках обычно где-то к марту нам выделяют деньги по статьям: "Услуги по содержанию имущества", "Прочие услуги", "Увеличение стоимости материальных запасов". То есть компьютер (основное средство) целиком школа не имеет права купить в принципе. Правда статья "Увеличение стоимости материальных запасов" позволяет купить зап. части для компьютерной техники. В прошлом году нам выделили по ней аж 17 920 рублей. В этом целых 70000... По разделу "Информатика" целиком в 2010 году выходит меньше 200 000. Поделим на количество техники в школе, вспомним, что почти все школьные компьютеры служат уже 7 лет, картриджи оргтехники не то чтобы покупать, но хотя бы заряжать надо, без интернета и оплаченного обслуживания некоторых программ в школе уже просто невозможно (хотя бы потому, что всю отчетность требуется сдавать электронно), вздохнем и опустим комментарии...
Напоследок, добавлю, что отдельного весьма вдохновенного поста заслуживает способ, которым в школах с подачи Департамента образования устроена организация питания по гос. контрактам. Но это настолько душераздирающая поэма, что ей будет честно посвящен отдельный пост. Этот момент, на мой взгляд, приобретет особенную актуальность, так как питание в школах станет платным, а это тысяч 35 в год из кармана родителей. Особенно весело станет, когда родители уяснят что, даже платя деньги, практически не смогут влиять на качество питания детей...
Вывод номер раз: нуждаются ли бюджетное финансирование и организация финансовой и хозяйственной деятельности образовательных учреждений в наведении порядка? Чего уж там, нуждаются, да еще как.
Было ли сделано нашими законадателями хоть что-то путное в этом направлении? И что же именно они сделали? Вот это я и постараюсь описать далее, как человек, которому пришлось столкнуться с работой по воплощению закона в жизнь.
(продолжение следует...)