You can watch this video on www.livejournal.com
Видео выступления академика РАН Святослава Всеволодовича Медведева на международной конференция «Тибетология и буддология на стыке науки и религии». Конференция состоялась 11-12 ноября 2024 г. в Институте востоковедения РАН при поддержке фонда содействия сохранению культурных и философских традиций тибетского буддизма «Сохраним Тибет».
Выполнена поставленная Его Святейшеством Далай-ламой задача научного описания существования явлений, которые раннее принадлежали к чисто буддистским. В частности, доказано существование явления, являющегося физиологическим отражением тугдама.
Фото из доклада С.В.Медведева
Описание тугдама в рассказе "Женщины-монахини" из книги "Женщины Тибета" современной писательницы Келъян, этнической тибетки.
«Через несколько лет, в середине 60-х годов, Китай потрясла культурная революция, её волны докатились и до деревни, в которой жила эта монахиня. Тот деревенский староста, который некогда был ею излечен от сумасшествия, стал рьяным сторонником культурной революции. Ради того чтобы выслужиться перед вышестоящим начальством, он обвинил свою благоде-тельницу в том, что это она внушила ему, что он болен, и заставила в это поверить. Он также донёс властям, что 20 лет назад монахиня совершила преступление, убив человека, хотя этот грех уже был прощён всеми людьми, включая семью убитого. Монахине не удалось избежать ареста. Деревенский староста обвинил её во множестве преступлений, в том числе в мошен-ничестве и в незаконной медицинской деятельности; от подобной несправед-ливости здоровье монахини сразу подкосилось и она стала выглядеть дряхлой старухой. Добросердечные вожди революции позволили ей по состоянию здоровья вернуться в дом своей племянницы, при условии, что ей каждый день следует посещать собрание, на котором её подвергали ожесточённой критике. Однажды одно из таких долгих послеобеденных собраний закончилось, племянница отвела её домой. Обычно, вернувшись домой после таких собраний, монахиня сразу же ложилась в кровать, но в тот раз её поведение было несколько особенным. Она долго говорила с племянницей, выпила много чая и только в полночь отправилась спать. Перед тем как отправиться спать, она сказала племяннице: «Мне кажется, что мне пришла пора уходить, иначе однажды даже ты начнёшь меня осуждать. Я этого не хочу». Услышав это, племянница очень удивилась. Она решила, возможно, что старая тетушка несёт всякую ерунду от волнения, и даже не придала этому значения и, потушив огонь в печке, отправилась спать. Но утром следующего дня, проснувшись, племянница не обнаружила своей тетушки в постели. Такого обычно никогда не случалось. Вспомнив, что тётушка сказала ей вечером, женщина забеспокоилась, и побежала к соседям сообщить им о случившемся. Все отправились на поиски и вскоре нашли односельчанку на месте, где обычно оставляли трупы на съедение птицам. Она была одета в лёгкую монашескую одежду, сидела на груде ровных камней, подвернув под себя ноги, и не издавала ни звука. Она выглядела спокойной и умиротворённой, как будто только что уснула. В этот момент погода вдруг испортилась: начался проливной дождь и поднялся сильный ветер. Всё погрузилось во тьму. Через семь дней дождь прекратился, небо прояснилось, и солнце снова выглянуло из-за туч. Так закончилась жизнь этой необыкно-венной женщины. Многие молча за неё молились. Мой дядя был одним из тех, кто её уважал, и сохраняет это чувство по сей день.»
Там же в книге в этом же рассказе есть описание туммо в одном из женских монастырей.
Есть ещё один женский монастырь, который, на мой взгляд, тоже необычен и заслуживает отдельного упоминания. Я прочитала о нём в одной книге, к тому же одна немолодая паломница, посетившая много святых мест, поведала мне о нём с весьма серьёзным выражением лица. В отличие от монахинь других женских монастырей, здесь все монахини владеют искусством обретения внутреннего тепла - туммо. Зимними ночами они, одевшись в лёгкую одежду, всю ночь могут просидеть на снегу или на скованной льдом реке, совершенно не чувствуя холода. Напротив, их тело сохраняет обычную температуру, одежда полностью остаётся сухой, как будто они просидели в тёплом помещении, обогреваемом печкой. Даже в те дни, когда в воздухе кружатся хороводы снежинок, на крыше монастыря нет даже следов снега. Дело в том, что от тел монахинь, практикующих туммо, исходит жар, достаточный для таяния снежного покрова.
Писательница вспоминает французскую исслдеовательницу Александру Давид-Неэль.
Искусству обретения внутреннего тепла обучился в Индии самый известный в истории Тибета наставник в тантре Марпа, который передал его Миларепе. Миларепа в суровую зимнюю стужу долгое время провёл в отшельничестве на вершине горы, облачённый лишь в лёгкую белую прозрачную накидку, преодолевая холод только за счёт техники туммо. Известная французская исследовательница Александра Давид-Неэль была посвящена в это эзотерическое искусство обретения внутреннего тепла, с которым она знакомит читателя в своей книге «Мистики и маги Тибета». Однажды она путешествовала по внутренним районам Тибета. Как-то вечером после девятнадцатичасовой трудной дороги, она и её приёмный сын при восхождении сделали остановку вблизи снеговой линии. И вдруг оказалось, что их кремень и огниво отсырели. Без огня им пришлось бы спать в мокрой одежде, и наверняка они могли замёрзнуть и умереть от холода. Тогда автор применила метод получения внутреннего тепла. Мокрые кремень и огниво она приложила к своему телу под одеждой, после чего выполнила положенную практику. Александра пишет об этом так: «Вскоре я увидела пламя, медленно окружающее меня и поднимающееся вверх. Оно вздымалось всё выше, охватывая меня с четырёх сторон, и его языки клубились над моей головой и опускались обратно. Я ощутила очень приятное чувство удовлетворения».
Хотите прочитать упоминаемый здесь рассказ «Женщины-монахини», заказывайте книгу «Женщины Тибета» (я - переводчик и издатель книги). Пишите на электронную почту xi1zang4@mail.ru
Вниманию тех, кто привык откладывать «на потом» приобретение книг. Как известно, со временем хорошие книги имеют привычку заканчиваться, после чего стремительно дорожать у букинистов. Но зачем отсрочивать покупку книги, которую хочется прочитать, а затем ее разыскивать и платить за нее втридорога? Всё надо делать вовремя!
На форзаце книги тханка, рассказывающая об истоках тибетской цивилизации. На ней изображены дети и внуки священной обезьяны и демоницы. Потомки едят зерновые культуры и постепенно превращаются в людей. Также на тханке в сжатой форме показана история первых девяти тибетских царей (цэнпо).
На нахзаце (заднем форзаце книги) тханка, повествующая о годах правления Трисонга Децэна (755 - 797 гг.), противостоянии бона распространению буддизма в Тибете. После наследования престола Трисонгом Децэном группа придворных аристократов во главе с Машаном Томпакье, поддерживающая боннских жрецов, провела указ, запрещающий буддизм. Китайские и непальские монахи были изгнаны из страны. После достижения совершеннолетия Трисонг Дэцен вместе с семьями, покро-вительствующими буддизму, устранили Машана Томпакье и его сторонников, открыв путь индийскому буддизму. Тогда же был заложен монастырь Самье.