В
блоге "Полыни" уже писал
про народную культуру, решил ещё раз развернуть мысль - на сей раз у себя в блоге, чтобы не пилили потом. ;)
Как уже писал неоднократно в разных местах, у нас в народе со времён Петра-1 присутствует отношение к народной русской культуре как к чему-то низкопробному. Если вспоминать грузинскую культуру - то это шикарное многоголосье, если ирландию - то это кошерные танцы, а если русские - то какие-то пьяные медведи с балалайками. Причины - в оторванности элиты от народа, ориентация элиты народа на Запад; русской культуре с тех пор уготована судьба развлечения для быдла. Не для того наши "пассионарии" элитные наверх выбивались, чтобы мужицкие одежды носить и песни петь. Даже на Украине политики могут в народных костюмах выступать, а вы можете представить Путина в косоворотке и шароварах? ;)
И тем не менее культура народная не только выжила, но и до сих, как Ильич, живее всех живых. Даже мы, фольклористы, иногда говорим "ну всё, кончились песни" - ан нет, жив ещё, курилка. И при этом не скатилось всё к уровню медведей с балалайками, но и вполне себе духовные стихи ещё живы в деревнях.
Ну, это я уже неоднократно говорил, не буду повторяться. Хочется сказать про основные принципы народной культуры, которая вот уже 300 лет вынуждена существовать в полу-подполье.
Основной принцип народной культуры можно сформулировать лозунгом наших друзей-кулачников, который вообще очень хорошо подходит к русскому народу - "Где стоишь, там и поле Куликово". В отличие от большинства видов искусства, народная культура не требует никаких приспособлений и специальных помещений - песни можно петь и в модных залах, и на лестницах, и в машине, и в бане, и тд. При этом какого-то катастрофического снижения качества не наблюдается. Это, на самом деле, на людей, знакомых с культурой, но не знакомых с народным творчеством, действует очень сильно - собрались где-нибудь (где угодно) люди и грянули что-то такое, что в общем-то воспринимается лучше, чем самая лучшая студийная запись - ибо вживую.
Народная культура не элитарна по определению, и она практически подразумевает участие всех присутствующих. Именно потому она проигрывает исконно сценическому творчеству на их территории: сцена - это не место для народной культуры; на ней она перерождается. Не зря наш снобский коллектив сильно агрится на клюквенные коллективы и вообще сценический подход к фольклору - почти борьба между большевиками и меньшевиками. Народные песни должны петь все - хотя бы подпевать. То же касается и танцев и игр.
Этот подход категорически расходится с классической культурой, да и с роком и прочими новомодными течениями - вот типо этот негр жжот, все слушаем его; быдлу в этой культуре уготована участь массовки. И это - совершенно осознанно и целенаправленно: этот Мойша или там Эдуард учился всю жизнь, он имеет право играть, и все должны его слушать и рукоплескать. А если какой-то Ермолай вылезет и давай дурным голосом реветь - пошёл вон с царского двора!
Конечно, в концертно-сценическом варианте и в фольклорное исполнение влезать дурным голосом не надо, но если смотреть на корни - то туда влазить можно и нужно. В качестве примера народного исполнения приведу неожиданный даже для себя пример:
Click to view
Святочный флеш-моб
Конечно, если начать разбирать, то можно увидеть, что это не совсем народное творчество - тут скорее основу держат представители церкви, да и флеш-моб - явление категорически не-русское (по духу в том числе - кто ж будет эпатировать публику?), но в целом народное творчество примерно так и выглядит - сидели, занимались чем попало, захотелось сбацать, начали, сбацали, разошлись. Для полного сходства с народным творчеством надо, чтобы и зрители подпевали; ну и расходиться надо не так, конечно, ну да это уже см. определение флеж-моба.
Народное творчество в основном подразумевает экспромт и импровизацию, и этим категорически отличается от многих видов искусства. Зарепетированное повторение одного и того же номера - совершенно не для народной культуры; для сценического варианта, конечно, это необходимо, но в своей среде самый смак - это найти песню, танец или что-то другое, что большинство народу знает, но не вспомнинали как минимум несколько лет. И по свежим следам оно идёт намного интереснее, чем после плотной репетиционной работы.
Конечно, великих шедевров при таком подходе получить сложно, но тут я отсылаю всех обратно - к всеобщему участию людей в народном творчестве. Там тупо нет зрителей, и вся суть происходящего - в творчестве, развлечении людьми друг друга в коллективе. Именно поэтому народное творчество в своей основе - не сильно сложное, достаточно просто включиться в процесс. Тем не менее, существуют и настоящие шедевры, исполнение которых требует долго вникания в материал.
Конечно, народное творчество не уникально в этих своих особенностях - например, в "бардовской", авторской песне - примерно то же самое. Но почему-то бардовская песня считается вполне высоким искусством, а народное творчество - это фу. Предлагаю задуматься.
>>> Следующая часть >>>