Первые поиски в Мензе, 13 июля 2013 г.

Aug 05, 2013 14:07

Продолжу описание недавно прошедшей экспедиции.

В данной статье не только опишу события первой половины дня (их немного), но также немного поразмышляю и пообличаю всё подряд, в своём духе.

После встречи рассвета следующим пунктом программы у нас значилась встреча с местными бабушками - накануне в с. Укыр договорились с зав. клубом Верой, что она предупредит коллегу в Мензе и она соберёт народ к 11 утра. Но у неё не получилось ни выбраться в Мензу, ни связаться с Ларисой (зав. клубом в Мензе) - я уже говорил, что связи в этих краях практически нет, лишь в сельсовете и больничке... Только сарафанное радио, только хардкор! :) Хоть с этим видом связи тут полный порядок.

В общем, пошли мы встречаться с местными бабушками, а нас никто и не ждал.



"Самолёт летит, колёса стёрлися, вы не ждали нас, а мы припёрлися!"

На картинке выше видно, что просто так на улице валяются велосипеды. Тут это обычное дело - и в Укыре видели то же самое. Вдали от цивилизации отношение к материальным ценностям и воровству немного другое, несмотря на все уверения либералов, что воровство у русских в крови.

У закрытого клуба не было никого, пока к нам не подошёл местный "абориген", Игумнов Иван Семёнович:



Игумнов И.С. рассказывает про село

От Ивана Семёновича мы узнали много интересного. У него смешанная кровь: по отцу - казак, по матери - семейский; дед - Игумнов Дмитрий Дмитриевич, его отец бурят, мать - казачка. Одна из его фраз стала перлом экспедиции: "Раньше село было моноэтническое, а теперь - так, всякий сброд". Расшифровка мысли - чуть попозже, в конце статьи.
С его подачи мы разговорились с одним мужичком-казаком (здесь казаки не обижаются, когда их называют мужиками, как кое-где принято), который нас навёл на поющих тётушек (из местного ансамбля "Сударушка"), которые пришли в магазин, что напротив клуба. Те указали на совсем стареньких бабушек, и вот так по системе ссылок мы набрели на нужных людей. :)



Шатаемся по Мензе в поисках бабушек



А шататься есть где...

Оказалось, тут есть даже поющая молодёжь! Пошли искать молодого казака - Андрея, перепутали дом, но он сам нас нашёл. :) Параллельно зашли к Ирине Забелиной, старожилке села, бабушке Андрея:


Ирина Забелина

Андрей поначалу не соглашался петь с бабушкой и сбежал. :) Пришлось идти за соседкой через дорогу, чтобы было с кем попеть.
Тут мы разделились - трое "встречавших рассвет" понеслись на машинке искать зав. клубом, чтобы было где посидеть, а остальные остались общаться с тётей Ирой и её соседкой:



Тётя Ира и тётя Катя Забелины - соседки, но не родственницы

Обновление от 2.8.2022 - видео этих посиделок:

image Click to view





У дома завклубом, Ларисы. В центре вдали - заброшенная церковь.

В итоге после долгих метаний решили договориться о встрече на вечер, после запланированного накануне на 16 часов общения в Укыре. Вернулись к магазину и клубу, сообщить "молодёжи" о переносе встречи - сперва договорились на 13, передоговорились на 19.



Банда у магазина. Этот Камаз бегает в цивилизацию за продуктами.



Поехали в райончик "Теребиловка" предупреждать о переносе встречи.
В кадре - голубятня (с синей крышей)

Затем - снова поделились. Иван с Натальей зашли к бывшей зав. клубом Екатерине Варфоломеевне Арефьевой, также старожилке села, да там и задержались часа на два. Анита с Юлей продолжали общаться с тётей Ирой, а мы с Игорем пристали к местным мужичкам (причём в какой-то момент тоже поделились надвое, меня водили показывать "старинную икону"). Вот она, польза от большого числа народу - роем сразу в куче точек. :)



У самого центра села - рядом клуб и магазин. И кучи мусора. Больше нигде такого не увидишь



Улица "Центральная"



Мужички в Мензе. Записываем рассказы

Стоящий слева мужичок - сгорбленный - даром что выглядит как законченный алкоголик, на самом деле - лучший охотник села. На его счету почти 150 медведей (!); судя по перекрёстным опросам, не врёт. :) Охотой тут промышляют все, иначе денег не увидишь.



Добренькие собачки!

Собаки тут везде, довольно большие, бегают стаями, но таких дружелюбных бродячих собак я ещё не видел. :) Потому что они тут не просто бродячие, а охотничьи - с ними мужички ходят и на медведей, и на волков. Говорят - днём собака бьёт волка, а ночью наоборот; прямо стратегия какая-то. :)
Поначалу непривычно, когда на тебя несётся стадо собак, но они просто нюхают и даже на незнакомых не рычат и не лают. Такие же собаки и в с. Шонуй. Особое место, говорю же. :)

Далее мы покатили в село Укыр, что через речку, встречать с бабушками - которая сорвалась в запланированном виде, но всё равно состоялась в импровизированном формате, и оказалась одним из самых плодотворных моментов экспедиции, но про это - в следующих сериях.

А теперь - обещанные обличения и размышления, по следам общения в Мензе (а также в Укыре и чуть позже - в с. Аца, что уже в "цивилизованной" части района).

На въезде в центральную часть села Укыр стоит такой стандартный советский памятник со звездой:



Монумент в Укыре.

Точно такой же есть и в соседней Мензе. Обычно такие памятники стоят в память об Отечественной войне - много людей ушло на фронт и погибло там по всем сёлам и городам страны, и семейские сёла тут не исключение. Есть стеллы в память о защитниках Родины и в Большом Куналее и в Хасурте - хотя, казалось бы, до линии фронта тут более 5 тыщ километров.

Но в Укыре и Мензе памятники посвящены другому событию, которое затмевает своим накалом даже события Отечественной войны, как бы это не могло показаться странным. На фронтах погибло много народу и здесь, но эти сёла хранят память о Бароне Унгерне, который в 1921-м году начал свой Северный поход именно в этих краях. Читая описание Википедии, можно подумать, что данный высокорожденный господин только и делал, что воевал с кровавыми большевиками, но у местных жителей на этот счёт другое мнение. Население Красночикойского района помнит Барона до сих пор, про что я уже писал в статье про народную культуру и Советскую власть.

Здесь следует сделать небольшой лирическое отступление. Сёла Менза и Укыр находятся через речку совсем рядом, километрах в 5 друг от друга - если считать посевы-покосы, то практически смыкаются. При этом село Менза - казачье село, а Укыр - семейское, и они меж собой практически враждовали. Вплоть до того, что забредших на "чужую территорию" детишек гоняли нагайками, пока они в речку не бросались - а Менза тут достаточно широкая. Так и жили, не смешиваясь, до событий 1921-го года...

Семейские - староверы, они со времён раскола находились в контрах с властью (на Урале староверов облагали двойной данью, так и называли "двоедане"), и особого пиетета к царизму не испытывали. Местами власти относились к ним хуже, чем к инородцам - бурятам и монголам, которым позволялись различные вольности. Поэтому, когда в Забайкалье пришла Советская власть, семейские не стали восставать и протестовать, а восприняли новые порядки вполне положительно. Хотя сейчас уже сложно восстановить, что там было первопричиной... Важно - что староверы не стали бороться с красными и поддерживать белых, а как минимум решили держать свою старинную линию "живём сами по себе". Но - не прокатило.

Барон Унгерн решил восстановить монархию в России ни много ни мало, как на основе... рода Чингисхана; что какбэ уже намекает на степень вменяемости данного пассажира. И пошёл он в Россию с территории Монголии как раз через реку Менза. В казачьей Мензе население его восприняло вполне положительно - наши казаки пришли! А вот семейские в Укыре сразу поняли, чем дело пахнет, и утекли в горы и леса, коих тут весьма богато до сих пор. Здесь есть разночтения в показаниях "свидетелей" - кто-то говорит, что бабы со стариками решили остаться, потому что думали, что их не тронут, а кто-то - что сперва ушли все, но потом часть вернулась за не убранным хлебом. Но все сходятся в одном - село Укыр Унгерновцы сожгли, а баб со стариками - порезали. Мужички-охотники остались, но что они могли против бригады в 2 тыщи человек с пулемётами и пушками...

В Мензе тоже не все согласились с порядками Унгерна, часть стала сопротивляться, но их, конечно, забороли, о чём свидетельствует памятник в селе у церкви.

В дальнейшем Унгерн пошёл на север, к Верхнеудинску (ныне Улан-Удэ), надеясь на помощь населения. Интересные у него были методы подружиться с населением - земли к северу были заселены преимущественно семейскими.... В с. Захарово до сих пор помнят бурята, который переплыл широкий и полноводный в том году Чикой, чтобы сообщить о приближении "освободителей" - в итоге население убежало в горы, и отправило гонцов в Чикой и Малоархангельск, откуда вышли отряды красных, и резня мирного населения превратилась уже в нормальную войну. По пути, правда, было ещё село Аца, которое Унгерн также сжёг. И это если считать только крупные сёла - а там были ещё и мелкие поселения...

Более того - когда Унгерн бесновался в Укыре, он не только с материальным имуществом воевал - он пытался искоренить память о культуре семейских. По рассказам бабушек, даже женские головные уборы рубили шашками, чтобы ничего не осталось. Во многом потому в этих краях почти не носят стандартные для семейских кички - вместо них используется повязка типа "камлычка".

Это потом уже были репрессии 1930-х, которые затронули и вполне лояльных красным людей; но в основном они были внутренними разборками - не кровавые палачи приезжали и рубали всех подряд, а свои же, пользуясь случаем, подсиживали соседей, не гнушаясь всяким. Поэтому негатива к Советской власти до сих пор там не чувствуется - что и неудивительно, при такой разрухе-то после "коммунизма"...

К слову сказать, после резни имени Унгерна и установлении Советской власти уже насовсем, вражда между Мензой и Укыром сошла на нет (хотя в Укыре ещё украдкой называют мензенских "предателями"). Стали жениться между сёлами, и "моноэтничность" сошла на нет. С точки зрения этнографии - процесс "не очень", но с точки зрения простых людей, думаю, наоборот. Появились приезжие, устроили в селе... аэродром, куда до Перестройки летали самолёты и вертолёты. Теперь же это никому не нужно.

Когда начинаешь копаться в истории не по написанным специально обученными дядечками учебникам, а самолично, то многое интересное всплывает.

<<< К сводной странице экспедиции <<<

поездки, Забайкалье, фоторепортаж, фольклор, история

Previous post Next post
Up