Про голландскую болезнь российской экономики

May 16, 2014 16:09

Попробую немного тут покопетанить на экономическую тему, хотя я и никоим образом не экономист; так что людям, хоть немного представляющим, что такое экономика, статью можно пропустить. :) Но самому иногда полезно поковыряться в банальностях и базовых определениях, чтобы понять суть вещей; а без этого картина мира неполна, и всё такое.

Итак, начнём. Говорить сегодня будем о голландской болезни:

«Голландская болезнь» (Эффект Гронингена) - негативный эффект, оказываемый укреплением реального курса национальной валюты на экономическое развитие в результате бума в отдельном секторе экономики. Теоретически причина бума не имеет значения, но на практике эффект как правило связан с открытием месторождений полезных ископаемых или ростом цен на экспорт добывающих отраслей.

В статье про опасности для России уже писал, что современная внутренняя политика никоим образом не соответствует политике внешней; в условиях попыток строить из себя мега-державу на мировой арене наша экономика критически зависит от импорта, и в случае серьёзных разногласий с Западом уровень жизни россиян просядет куда больше, чем может показаться на первый взгляд; да и на второй, если подумать, тоже. Одной из основных причин этого является вышеупомянутая "Голландская болезнь". Попробую на пальцах объяснить, в чём она заключается.

Общеизвестно, что единственной ценностью современной экономики являются деньги и прибыль. Поэтому производится в первую очередь те товары, которые приносят максимальные прибыли. Производить всё остальное никто не запрещает, но так как это менее денежно, то и инвесторы воротят нос, и персонал глядит на сторону - дегньги, контракты, "лучшие сотрудники" перетекают в денежные отрасли.

Соответственно при появлении долгосрочного высокого спроса на какую-то отрасль все ресурсы стекаются туда, и тем самым всем остальным отраслям становится хуже. Потому что деньги не являются единственной ценностью, как уже не раз повторял, но именно заради денег всё и работает, невзирая на нужды людей, безопасность государства и так далее и так далее.

Поэтому в условиях примата прибыли над всеми остальными - даже на уровне государства, которое по идее должно заниматься несколько другими вещами, кроме как стрижкой купонов - высокие прибыли в одной узкой отрасли народного хозяйства не приносит процветания экономике, а наоборот - загоняет её в целом в кризис, что мы и наблюдаем уже не первый год. Почему "голландская болезнь" произрастает в основном из ресурсной области - потому что она даёт работу наименьшему числу людей и тянет за собой минимальное число связанных производств; и соответственно, прибыли достаются наименьшей части в ущерб наибольшей.

Ресурсные отрасли у нас в России далеко не такие уж и крошечные и изолированные, как это пытаются показать борцуны с режимом - по версии наших "не ракетчиков, но филологов" нефть добывается втыканием трубы в землю - но на практике в нефтянке занята масса народу, причём не только чумазых работников вышек, но и транспортники, металлурги, приборостроители - и тем не менее они составляют меньшинство от российской экономики, даже в её нынешнем, сжатом по сравнению с советскими временами, состоянии.

Некоторые из особо отмороженных говорят, что если бы не наша нефть, то мы бы ого-го и ух! Но, как нетрудно видеть, наша нефть вполне конкурентоспособна на мировом рынке - раз она там продаётся со свистом - и в случае её отсутствия нам бы пришлось где-то брать то же самое, но только дороже. И при этом у нас не было бы рабочих мест, связанных с нефтянкой, а также вся прибыль не оставалась бы в стране, да и налогов поступало бы меньше... В общем, безусловно, для любой нефтеперерабатывающей промышленности в таком случае ситуация бы много ухудшилась, выросли бы цены на бензин и электроэнергию, и так далее; в общем, в чём тут бонус, понять сложно.

Однако ж от высоких цен на нефть и сопутствующие товары всё-таки в целом экономике становится хуже. Потому что вся экономика в целом становится ленивой - зачем делать то и сё, не лучше ли продать нефти и купить? Доходит уже и до того, что мы частично закупаем вооружение за рубежом - что привязывает нас к иностранным поставщикам и инструкторам и тем самым напрямую понижает безопасность государства. И ровно та же ситуация, в частности, и в нефтянке.

Пока мы были бедными - в 90-е годы - мы выкручивались как могли, и та же нефтянка существовала буквально на подножном корму, выкручиваясь на советском наследии; а когда в неё потекло бабло, то тут уже настала совсем другая жизнь. И в том числе это дополнительное бабло привело угадайте к чему? К переориентации той же нефтянки со ржавых советских приборов и насосов на продвинутые и цивилизованные западные технологии. То есть приток денег в нефтянку разорил не одно предприятие - поставщик нефтедобывающей или нефтеперерабатывающей промышленности. Всё бы это было бы хорошо, если бы мы все пребывали в вечном мире и благости - всё равно наша нефть продаётся в основном в Европу: они нам поставляют оборудование (задорого), мы им гоним нефть (уже куда дешевле, но тем не менее), и типа мир-дружба-фестиваль, если бы не одно "но". Если мы решим им вентиль перекрыть, то они купят нефть у арабов - чуть дороже; а если они нам перестанут оборудование с технологиями гнать, то у нас труба встанет, и даже в Китай нефть гнать местами не выйдет.

Тут я, возможно, утрирую, и в случае санкций Европы в отношении кровавого Газпрома с Транснефтью, скорее всего, какое-то время мы перебьёмся на том, что есть, и действительно переориентируем свой экспорт на Китай и Индию, но в этом случае наши прибыли существенно упадут, а затраты на импорто-замещение существенно возрастут - ибо местами смежники убиты просто в ноль, и поднимать их придётся комсомольскими методами.

А если представить, что аналогичные проблемы настигли и всю остальную расейскую экономику, то всё становится печальней некуда... Столько лет глумились над АвтоВАЗом, что приличный офисный хомяк в Жигули уже не сядет - а как Жигулям соревноваться с Мерседесом, если того поддерживает законодатель ФРГ, вынуждая немцев покупать новые и новые машины, пусть и экономическими методами - а российский производитель точно так же вынужден конкурировать не со своим классом ведёрок, а с вытеснеными с рынка вполне рабочими машинками на класс-другой выше... С одной стороны - репрессивные методы, с другой - "свободный рынок", буквально паноптикум, но все стараются этого не замечать и делать вид, что всё нормально, и нам надо учиться у Европы как делать дела. Но речь даже не про то. Представим, что завтра немцы закрывают границу и не пропускают к нам ни Мерсы - и новые, и битые - ни запчасти к ним. Да, всё это можно перевезти из Китая, но, как вы понимаете, Мерседес, состоящий из китайских комплектующих, это уже почти Жигули - и с какой скоростью, думаете, мы с вами придём к необходимости ездить только на отечественной технике? Не потому, что кровавый Путен вынуждает, а другого выбора нет?

И точно так же дела обстоят во всей экономике. Мы уже привыкли покупать импортное, потому что "оно же лучше", что не понимаем, что тем самым мы разоряем отечественную промышленность; и если когда вентиль прикрутят, заменить какой-нибудь кран в ванной будет, условно говоря, нечем. Потому что стандарты не те, а наша промышленность в загоне. И придётся спиливать золотые унитазы и ставить старые советские... А всё почему? Потому что привыкли к "европейской жизни" за счёт нефтянки.

Поясню ещё раз, если до кого не дошло. Нефтянка генерирует большую прибыль, и за этот счёт живёт вся остальная страна. С одной стороны это хорошо - потому что нефтяные доходы делятся на всех, ну, хотя бы частично - а с другой стороны это совсем не рыночный метод, ибо по логике рынка нефтяники должны в масле купаться (они и сейчас не бедные, но без адовых налогов могли бы смело умножать зарплату в 2-3 раза), а остальные должны в грязи валяться, по причине отсутствия с них прибылей и какого-либо толку. Злобный Путен в ходе и после посадки Ходорковского перевёл значительную часть нефтяных доходов в государеву казну, что позволило платить бюджетникам сносные зарплаты, а за счёт масштабов рынка - бюджетников у нас пол-страны - начал подниматься и весь остальной рынок. В итоге все эти сервисные организации, финансы-консалтинг и прочая и прочая, живут за счёт того, что обслуживают людей при деньгах, а деньги те обеспечены нефтью.

С одной стороны - это хорошо. Для всё того же сервисного рынка, которому пофиг, откуда перекладывать деньги. С другой стороны - для экономики в целом и особенно для безопасности страны это плохо. Потому что в случае падения цены на всего лишь один товар - нефть (а газ с ней связан с помощью кидалова) - проседает вся экономика в целом. и не потому, что все только и делают, что нефтью барыжат - но падение нефтяных доходов ввиду их распределения на всю страну сильно просаживает общий уровень жизни, а заменить их нечем.

Благодаря некоторым особенностям налоговой системы в стране у нас невыгодно что-либо производить, если можно барыжить ресурсами - налогом облагается каждый передел ресурсов. Это как дом, который построил Джек - добыл нефть, заплати налоги; сделал из нефти бензин - заплати налоги за переделку и за нефть снова; сделал из бензина растворитель - заплати за переделку, а также за бензин и за нефть, и так далее. В итоге понятно, почему у нас АвтоВАЗ такой, какой есть - ему приходится иметь дело с продукцией 5-10-го передела, и соответственно расплачиваться за все этапы производства.

В итоге крошечная Белоруссия живёт за счёт переделки из нашей нефти бензина и продажи готового товара в том числе и на Запад тоже - а мы гоним туда сырую нефть. Толково придумано. Такое впечатление, что "голландская болезнь" у нас искусственно сформирована, чтобы не давать подняться высокотехнологическому производству - да-да, привет модернизаторам от экономики имени ВШЭ. Потому что передел ресурсов внутри России - это безработные в Европе, а зачем оно надо либералам, которые интересы Запада ставят выше отечественных? Отсюда и стиль мышления "заработать бабок и купить", а не "сделать самому". Из народа-Левши сделали народ узких спецов, оплачиваемых нефтью.

Каков отсюда выход? Кроме очевидной альтернативы существующему положению дел в виде Красного Проекта - кардинальная реформа налогообложения, чтобы стоимость отечественных ресурсов не обкладывалась дополнительными налогами, и это как минимум. Почему это не было сделано ещё лет 100 назад - лично мне непонятно, хотя к чему ведёт Ельцинско-Путенский курс "развития промышленности", очевидно любому, что бывал на промышленных объектах.

Победить эту хворь легко, главное заняться делом, а не бабки считать и пилить... А где посадки? (с)

экономика, размышления

Previous post Next post
Up