<<< К сводной странице отчёта про Этнофорум <<< Пост будет интересен в основном фольклористам, причём участникам Томского Этнофорума.
Продолжаю традицию, начатую в позапрошлом году, написания критических статей про фестивали и прочие мероприятия. В прошлом году уже писал
критическую статью про Второй Этнофорум, и сейчас накалякаю на эту тему, хотя и в другом формате. Под критикой следует понимать не охаивание, а некий
беспристрастный взгляд, о необходимости которого регулярно напоминаю.
В некотором роде главной проблемой Третьего Этнофорума является...
Первый Этнофорум. :) Организаторы изначально задрали планку так высоко, что соответствовать ей сложно, и, на мой взгляд, с каждым разом всё сложнее - хотя, казалось бы, должно быть наоборот - команда сыгрывается, зритель воспитуется, участники дрессируются, собрать звёзд всё проще...
Сходу сформулирую ключевые проблемы Этнофорума, выявленные на мой предвзятый взгляд; хотя начать стоит даже не с проблем, а с особенностей:
1) Масштабность. По сравнению со многими другими фестивалями фольклорной направленности, Этнофорум, конечно, поражает масштабами; в плане популяризации народной культуры это, на первый взгляд, хорошо. С другой стороны это влечёт сразу несколько проблем, в первую очередь - разобщённость и мозаичность.
2) Молодёжность и упор на популяризацию народной культуры "вау"-эффектом. Отсюда следует одна из основных проблем Этнофорума - нарастающая поверхностность фестиваля.
3) Использование новых, нетрадиционных форм несения культуры в массы - одна из особенностей Этнофорума, к которой сложно придраться; однако всё же можно - постоянные поиски новых форм начинают напоминать бег ради бега, и почему не используются заведомо удачные формы, найденные на предыдущих фестивалях - Первом и Втором - немного не ясно.
4) Особенность конкретно Третьего Этнофорума - пристёгивание фестиваля с юбилейному Дню Города. Из этого, на мой взгляд, вышло больше минусов, чем плюсов, с разных сторон - от климатических до мотивационных.
А теперь - про проблемы. В прошлый раз описывал отдельные мероприятия, но сейчас уже пора поговорить про общие тенденции, что куда движется и как выглядит изнутри.
1) Мозаичность фестивальных мероприятий и событий; вызвана (1) и (3). В этом плане, повторюсь, в основном виноват Первый Этнофорум, который задал планку, как проводить целостностные мероприятия на уровне всего города - тот же "Свадебный поезд", на мой взгляд, эталонное мероприятие, как объединить всех со всеми; в прошлом году рекрутский обряд был уже послабже, а в этом году и вовсе ничего подобного не вышло - шествие по городу всё же было не совсем событием Этнофорума, коллективы были там не основными действующими лицами, а чуть не аниматорами; всё к вопросу о том, что пристёгивать ЭФ к Дню Города не есть гут.
В ходе фестиваля проведено огромное число мероприятий, но, как говорил Владимир Ильич, "
лучше меньше, да лучше"; движений было много, но зачастую они была откровенно бестолковыми - готовимся делать то, потом уже раз и не нужно, а куча времени уже потеряна.
Ввиду регулярного распараллеливания мероприятий не удавалось пообщаться с "дальними" коллективами - скажем, с воронежской "Волей" нам удалось пересечься на одной сцене только уже в последний момент, на "Реках" - в итоге теряется одна из важных целей фестивалей как места общения фольклористов. Не говорю, что надо превращаться в междусобойчик, но затруднение общения, местами до невозможности - у "звёзд" свои мероприятия, у местных свои - не добавляет вистов фестивалю.
Одна из главных находок Второго Этнофорума - публичные лекции - на нынешнем потеряла часть своих плюсов по причине разрыва связи с коллективами - эксперты отдельно, группы отдельно. Скажем, немалая часть мотивации нашего ансамбля в поездке на Этнофорум была в возможности общения с Андреем Котовым - и если бы мы были не на своём транспорте и не проникли на его лекцию самовольно, увидели бы его только со сцены, сидя в зале. В итоге и лекции теряют в зрелищности, и коллективы лишаются общения с экспертами; прошлогодний формат был бы предпочтительнее.
Отсутствие каких-либо внутрифестивальных мероприятий - по типу взаимного представления коллективов, встреч руководителей (только одна была, и то в режиме "вы слушаете - мы говорим"), не говоря уж о каких-либо организованных вечерах для всех, а не только для колбасящейся молодёжи - тоже показатель и звоночек. Да, как говорила одна из участниц Этнофорума, "Этнофорум - не междусобойчик", но как-то так получается, что коллективы всё больше эксплуатируются на пользу фестиваля, а в ответ отдаётся всё меньше - это я опять сравниваю с Первым ЭФ, где подобных проблем было куда меньше - и взаимно представлялись, и общались в больших связанных мероприятиях - где это всё?.. Печалько.
2) Отсутствие глубины, поверхностность донесения народной культуры до масс; вызвано в основном (2) и (3). Понимаю, что современному
сиюминутному человеку сложно воспринимать народную традицию как нечто цельное, но и скакать по верхушкам тоже не наш метод, мне так кажется - про сведение народной культуры к вечоркам
уже писал. И на прошлом Этнофоруме коллективы уже рычали в ответ на просьбы "спеть что-нибудь повеселее", а на этом и вовсе видел недоумение не только у рядовых бойцов, но и у мэтров народной культуры - почему одни танцульки да веселуха?
Глубина чувствовалась на лекциях, "сольниках", и на гала-концерте - "Реки", безусловно, одна из лучших находок этого года. Но значительная часть (большинство?) коллективов почти весь фестиваль провели в танцульках, что мало того, что не вполне в традиции, так ещё и не является сильной стороной многих коллективов; всё-таки значительная их часть специализируется на певческой традиции, которая в основе своей - лирическая. Это не только моё мнение. В прошлом писал, что
обыденная культура уходит из жизни, перерождается во что-то глубоко не-русское и местами не-человеческое, и танцульками её не заменить - это маскировка проблемы вместо её решения.
3) Проблемы с локальными орг-вопросами, слабая координация и управление мероприятиями. С одной стороны это чисто технический вопрос, с другой - он зачастую и порождал упомянутую выше мозаичность происходящего. Скорее всего произрастает из масштабности фестиваля - слишком большое число мероприятий зачастую приводило к потере управления оными. Там, где присутствовали главные организаторы ЭФ, особых проблем не наблюдал - но когда дело доходило до каких-либо вспомогательных событий, типа концертиков в скверах, где "рулить" приходилось кураторам, а то и самим коллективам, сплошь и рядом возникало непонимание, что где происходит и вообще кто мы такие. Это вроде как бы мелочь, но подобных мелочей за фестивальные дни случилось не одна и не две, и практически со всеми участниками.
Взять те же "Реки" - некоторая (бОльшая?) часть коллективов, участвовавших в арт-мистерии, не знала, когда выходить и когда уходить, и вообще что более уместно исполнить, в итоге как бы смыслово выпадая из произведения - не по своей вине, а всё от того же недостатка управления - достаточно было разок выйти и "прогнать" своё выступление; но это же надо было как-то организовать... Хотя репетиция концерта была анонсирована накануне, нам пришлось с боем брать ДрамТеатр, директор фестиваля не даст соврать. :))) Была бы чуть лучше организация - от стольких мелких и не очень огрехов можно было бы отделаться...
Не стоит рассматривать данную статью как некий приговор Этнофоруму - здесь я собрал почти исключительно проблемы, поэтому пост выглядит совсем не весело; безусловно, у фестиваля была масса плюсов, описанных мной ранее аж в трёх статьях (
1,
2,
3). Если бы всё было так плохо, я бы и писать особо ничего не стал. Было на что посмотреть, но хотелось бы, чтобы дальше всё было ещё лучше, а не наоборот, как это местами случается.
И уж точно это не "наезд" и не претензии к организаторам Этнофорума; но директору фестиваля, Алексею Васильеву, я обещал, что критики в этом году будет больше - вот, выполняю обещанное.
Группа Этнофорума Фконтакте Мои отчёты о Этнофорумах -
Третьем,
Втором,
Первом.