Сперва хотел написать статью про комфорт, и в ходе обдумывания оказалось, что, оказытца, уже
писал про зону комфорта аж в трёх частях; как современного общечеловека отсекают от прошлого и будущего, закукливая в зоне жЫвотного личного комфорта, которая при этом - как нетрудно видеть - объективно сжимается с каждым годом. Человечек даже на пресветлом Западе вынужден бежать со всех ног, просто чтобы выживать (что-то это слово я не припомню в советской культуре - как-то не нужно было выживать, а сейчас почему-то стало нужно). Как так получается и зачем это надо - в очередной статье-обличении, про маркетинг.
Ма́рке́тинг (от англ. marketing - в буквальном переводе с английского означает «действие на рынке», «рыночную деятельность») - это организационная функция и совокупность процессов создания, продвижения и предоставления продукта или услуги покупателям и управление взаимоотношениями с ними с выгодой для организации
Так как я математик по образованию, то вижу, что в общем случае применение маркетинга практически необходимо (это вполне очевидно), и что оно может быть к взаимной выгоде всех участников процесса (а вот это уже совсем не очевидно). Если рассматривать маркетинг как организацию по производству и снабжению потребителей в некоей связной системе, с учётом интересов всех сторон, то тогда да, маркетинг це безусловно пэрэмога. А вот если как всегда, то маркетинг - зрада, зло и практически фашизм. Очевидно, но не для всех, поэтому разверну тему.
В недавней статье
про простолюдинов упоминал феодальный этап развития человечества. Маркетинг был и тогда, просто он не мог быть "понад усе", посколько понад усе были интересы феодала. И маркетинг феодального образца точно так же мог быть и "хороший", и "плохой" в вышеуказанном смысле - всё зависит от его применения. Если феодал собирал со своих земель дань взамен на собственную тучную жизнь, то это, конечно, плохой маркетинг - кому бублик, а кому дырка от бублика, всё по классикам. А вот если он собирал (даже задёшево) товары с холопов для снаряжения армии, которая защищает этих самых холопов от армии злобных индейцев, которые хотят прийти и забрать у них - холопов - курки-млеко-яйки, то это вполне разумный маркетинг, пусть и феодального образца. Потому что учитывает интересы всего Общества - и феодала, как командира волости, и холопов, у которых нет другой защиты.
В советское время у нас тоже был свой маркетинг по фамилии
Госплан. Да, это тоже был маркетинг, причём 80-го уровня - за невыполнение плана ответственных граждан не только увольняли, а без затей прислоняли к стеночке, поэтому "бизнес-планы" были изрядно жёстче и детальнее, чем теперь. Но, разумеется,
репрессии и кровь-кишки были не основным отличием советского "маркетинга" от его современной убогой вариации. Планирование и ведение хозяйства производилось с учётом интересов всего общества - хотя при этом интересы наиболее хитрож*пой части общества, очевидно, нарушались, что в итоге и привело к крушению общенародного государства и скатыванию обратно к классовому обществу имени дырки от бублика.
Про Госплан рассказывать - тема интересная, однако давайте всё же вернёмся к нашим баранам, и рассмотрим современную,
монетаристскую версию маркетинга. Её основное отличие от Госплановской - в дроблении единого общества на сущности, и атомизации интересов. Раздробление единой экономики на осколки привело к существенному облегчению планирования, "но какой ценой?".. А цена у этой дебилизации маркетинга оказалась на уровне нашествия Гитлера, если смотреть на демографию экс-СССР; не верите мне, погуглите сами.
С обывательской точки зрения замена неповоротливой махины савецкого "маркетинга" на шустрых современных маркетоидов должна наоборот, привести к 300 сортам колбасы и всеобщему процветанию - ведь не надо согласовывать то и это, бери да делай. А не зря у русских говорят - семь раз отмерь, один раз отрежь. Вместо того, чтобы думать над всеобщими интересами, маркетинг работает в интересах отдельных корпораций, фирм и фирмочек, а зачастую и просто в интересах отдельных мутных тел. Что по сути превращает единую экономику в... зону экономических конфликтов по фамилии
конкуренция.
Нас за 25 лет зависимости от Запада уже приучили к мысли, что конкуренция - это хорошо. Хотя конкуренция - это фактически экономическая война. Понимаю, что всё тем же пресловутой хитрож*пой части общества война - мать родна, но Обществу-то от неё один вред! Когда левая рука начинает конкурировать с правой, это не просто ненормально, это диагноз. А у нас сейчас делят единые системы и засталяют их части конкурировать между собой - вместо сотрудничества предлагается повоевать. Кроме как диверсией, я такую "
экономику" ничем другим обозвать не могу.
По идее, маркетинг призван добиваться целей собственной организации, и ничего в нём плохого нет, если эта организация более-менее замкнута и не находится в состоянии войны ни с кем. Но современный "маркетинг" всегда продвигает интересы узкой группки пассажиров, невзирая на интересы окружающего рынка мира - то есть, как упоминал выше, фактически мы имеем дело с непрекращающейся экономической войне всех со всеми. Вот это нам всё зачем? Чтобы жить веселее, каждый день как последний?.. Лично я не прочь рисковать и подобное состояние переношу относительно спокойно, но нетрудно догадаться, как чувствуют себя пенсионеры, которые построили весь тот базис экономики, на котором мы все паразитируем - города, дороги, электростанции, заводы и трубопроводы.
Подобное безумное поведение маркетоидов происходит из примата постулата монетаризма "Бабло понад усе" и одномерности его
"продажной" морали - если тебе удалось впарить товар, ты молодец (и неважно, что потом будет с ним делать покупатель). Вместо жизни и использования товара - продажи, а ведь это не одно и то же. В статье
про воровство будущего уже показывал, что "рынку" невыгодны "вечные" вещи, которые можно передавать по наследству, на них бабла не поднять - а ведь людям нужно именно это, чтобы купил и закрыл потребности на десятилетия вперёд.
Проблема - в конфликте интересов. Даже в вики-определении сказано, что "маркетинг нацелен на выгоду организации", а на вашу собственную выгоду всем плевать. На стороне "организаций" стоит орда маркетоидов, юристов, банкиров, а на вашей стороне кто? Поздравляю с открытием.
Когда нам впаривают "бесплатные" рекламки, вы правда думаете, что они бесплатные? Откуда они взялись - Аллах послал? Или их отпечатали по чьему-то заказу и включили в стоимость рекламируемого товара? В итоге нам эта поганая реклама не нужна, но мы всё равно будем за неё платить. Толково придумано!
Поэтому всегда, когда слышите слово "маркетинг", прикидывайте, кому он нужен и за чей он счёт. И когда видите рекламу, прикидывайте, на сколько она вас собирается нагреть.
Даже стыдно такие банальности писать - мне со всем этим бедламом было всё ясно ещё до развала СССР, но многие до сих пор проживают в дивном новом мире, и крайне удивляются, когда Система их вышвыривает за борт - "А нас-то за шо?".. За шо, за шо... за тупорылость.
Рост цен, взлёт коммуналки, постоянные кризисы - это всё от того же, от войны всех со всеми. Давайте уже жить дружно и строить единую общую страну. В перпективе -
всемирную. Но, боюсь, в этом мире современным маркетоидам место будет определено вполне очевидное. И хорошо, если на поверхности Земли. Но тут уже, увы, выбор прост - либо мы, либо они.