Потихоньку ворочаюсь на стезю написания мозголомных статей; продолжу тему обсуждения нужности и свойств морали в
Обществе и у отдельных человечков.
В ходе недавней болезни и
командировки посмотрел два небольших сериальчика - "Рим" и "Шерлок". Обои двое вызвали крайне тягостное чувство - впрочем, как и практически любые артефакты современного "искусства".
Про Рим недавно уже писал; про Шерлока даже и писать отдельно как-то неловко, настолько это... Впрочем, не будем вдаваться во вкусовщину, речь сегодня не совсем про кино и цирк; речь про влияние на мораль Общества и каждого отдельного человечка через технологии виртуализации.
Сама по себе тяга к виртуализации - это не хорошо и не плохо, это естественная потребность человечьего сознания, о чём
ранее уже писал. Первая виртуальная реальность - это обычные сны; следующая - это театр. Ни в том, ни в другом нет ничего плохого в общем случае; беда приходит, когда виртуальность начинает замещать собой реальность. Так, например, наркоманы искусственно погружают себя в мир галлюцинаций - фактически вызывают сны наяву. И сейчас мы имеем дело с наркоманизацией культуры - она перестала быть приятным дополнением к реальности, а фактически замещает её. Как и наркота.
Когда смотришь продукцию современных киноделов - кино, сериалы и т.д. - всё время ловишь себя на мысли, из какой долбаной галактики эти "творцы" к нам прилетели. Создатели "Шерлока" умудрились превратить классический детектив Конан Дойля в какой-то подростковый китч за гранью треша. Я обычно называю подобные современные переделки классики "версией для тупых"; но мало того, что по уровню осознания реальности современным "творцам" не угнаться за оригиналом, так ещё современные мороки заслоняют от нас прошлое. Более чем уверен, что большинство современной молодёжи (а через это и все будущие поколения) под Шерлоком Холмсом будут понимать именно Камбербетча в современном Лондоне, а не сыщика границы 19 и 20-го веков.
Сказать, что Ливанов лучше, чем Камбербетч, довольно просто, и это будет неверно - не надо сравнивать тёплое с мягким; проблема современного Шерлока не в том, что он хуже, а в том, что это - морок, заслоняющий собой прошлое, исторический опыт человечества - и через это, как ни странно, реальный мир. Не поняв прошлого, не построим будущего - а тут происходит натуральная диверсия против прошлого. Понимаю, что Конан Дойль сам по себе не кладезь морали (как и вообще жанр детективов); но ведь это обычное дело для современной "культуры" - лапать грязными щупальцами всё на свете, придавая ему соответствующий "творцам" вид. Что в "Риме" показана какая-то порнография, что в "
Сталинграде" показаны фантазии на тему; наверняка каждый из читателей приведёт аналогичных примеров на любой вкус.
Фактически мы имеем дело с целенаправленным уничтожением морально-культурно-этического фундамента, базиса, кодекса всего Человечества. Понимаю, что эти речи не новы, и на нравы молодёжи жаловались ещё древние греки; но тут-то речь не про молодёжь, а про целенаправленную работу по "культурному" окормлению масс. Почти во все времена культура не очень-то и справлялась с формированием моральных норм у общества, но сейчас имхо она занимается ровно противоположным собственному определению - способствует не культивации и образованию всякого полезного в Человеке, а всячески его зверит и скотинит, увы.
Подобные мысли отдают морализаторством - особенно в современном мире, где про мораль и культуру вспоминают только тогда, когда хотят от вас поиметь что-то забесплатно. Когда люди призывают кого-то верить в то, во что сами не верят - это выглядит нелепо и местами попросту преступно - так, например, выглядит некро-культ "небесной сотни" вна б. Украине. Буквально всем понятно, что это всего лишь повод вести массы на убой - и даже местный политикум этого особо не скрывает - однако
гримируется пафосом и долбит по мозгам населению (осторожно, матюки):
Click to view
На самом деле, я ровно так же смотрю на творения практически всех нонешних "творцов" - тот же Шерлок захлёбывается в лоу-левельном пафосе, за которым торчат уши извечного тезиса "пипл хавает". Все эти шедевры масс-культуры созданы с единственной целью - поиметь с вас немного бабла, и уж лучше и честнее американский рыгально-пердильный йумар, нежели пафосная пена.
Ладно бы речь шла о каком-то заштатном театре, где показывают всякое; но тут-то масс-культура, влазящая в каждый дом, со всех сторон. Это же бизнес, который старается выжать из своей "продукции" максимум - поэтому образы из этих "творений" преследуют нас и на постерах, и в рекламе, и в поисковиках, старательно формируя образы, нужные забашлявшим - как в вышеприложенном ролике Шария. Чтобы противостоять этому напору фекальных масс, нужно либо вовсе выходить из "культурного" поля (путь тех же самых староверов), либо держаться каких-то иных морально-нравственных устоев; хотя бы исторической правды, что ли.
Люди, рождённые и воспитанные в СССР, просто не понимают опасности данного "творчества" - ведь в их головах прочно сидят Конан Дойль и Ливанов, и к Камбербетчу относятся как к смешной и талантливой пародии - но я вам напомню, что примерно по такой же схеме был поломан СССР. Пока были в силе фронтовики, которые помнили, что такое война, голод, испытания, никому бы в голову не пришло подвергать сомнению советские идеалы; но как только подросли пельмени, видевшие войну и лишения только в кино, которые в принципе не понимали, что если не есть несколько дней, это немного неприятно - тут и стали возможны "не вписавшиеся в рынок" миллионы простых советских людей.
Картина мира виртуализируется в целом. Не надо бояться самих по себе технологий, и та же виртуализация вполне может послужить благом для Человечества - сильно подозреваю, что именно оттуда будут расти ноги в грядущем переносе сознания людей в компьютер и возникновении полноценных андроидов. Но - это если правильно её применять. Вместо этого запросто может быть (и так и будет при сохранении современного "морального" базиса) подмена реальности виртуальностью, как в той же "Матрице"; вместо использовании технологий виртуализации для отображения реальности они будут использованы для отображения виртуальности, сиречь псевдо-реальности. Не другой взляд на наш мир, а создание мира-морока.
На наших глазах целое 40-миллионное государство превращается в какой-то зомби-лэнд, в котором погибшие в криминальной разборке - небесные херои; где убийцы и мародеры - обратно херои; где Крым и Донбасс - це Украина, хотя живут там ватники и колорады, которых надо убивать. Всё дело в смыслах, которые несёт пропаганда и общественная культура - вместо
совместного освоения Космоса экс-Украина с нами хероически воюет - просто потому, что не может без войны. И если вы думаете, что такое невозможно у нас, подумайте, чем мы отличаемся от них. Только тем, что у нас чуть более вменяемая "элита" - хотя, надо сказать, происходящее в культуре неплохо показывает "вменяемость" отечественных "элитариев".
Культура во все времена пела про то, чего на самом деле физически нет; нельзя потрогать или сожрать Дружбу, Любовь, Сострадание и т.д. Это всё - в наших головах. Другое дело, что когда этого и в головах-то нет, то подобные призывы напоминают поп-культуру и радио "Шансон" - вроде и поёшь про любофф, а вроде и блудишь без остановки.
И самое печальное, что мы сами уже привыкли к этому непрерывному обману. Потому и говорю всегда, что современная культура и идеология - это
монетаризм, сиречь бабло понад усе; единственные рамки, удерживающие полёт мысли "творцов" - это бабло; всех остальных норм не существует. А от них и до нас брызги долетают, и мы с вами из строителей коммунизма давно переродились в грамотных потребителей,
обывателей, и - что характерно - гордимся этим. А как может быть по-другому, если всё вокруг покупается и продаётся; вон, даже Церковь пытается ради бабла отжать
Исаакий у клятых большевиков государства:
Click to view
Вот никогда он не был собственностью Церкви; а тут масть пошла, почему бы не притырить. И чем это отличается от, прости господи, Камбербетча в роли Шерлока?.. На лбу написано одно, а на деле - совсем другое.
Так что когда я говорю за мораль, то не пытаюсь всех обратить в свою веру - скорее, пытаюсь доказать необходимость наличия берегов, которые нежелательно путать в погоне за баблом.
Подмена Добра и Зла выгодой - это размен стратегии на тактику, отказ от Будущего ради настоящего; вот, пытаюсь показать, что жить одним днём для Человека Разумного глупо и немного преступно. Нужно как-то их, Добро и Зло, найти, и пытаться до других донести, дабы не уподобляться деятелям масс-культуры, а также политиканам всего мира, окучивающих массы ахинеей вместо того, чтобы образовывать и воспитывать их.
Ну, за
моральные ограничения, что ли.
>>> Вторая часть статьи >>>