Не самая глубокомысленная из статей, но тут, как водится, не могу молчать. За обедом включил телек минут на 5, и, как обычно, как г*вном из душа окатило - из передачи "
Церковь и мир"; хотя тут не всё так однозначно. (с)
Есть у нас в обществе (а особенно в блогосфере) граждане, которые при упоминании о Церкви начинают биться в падучей; я к таким не отношусь, хотя тоже скорее скептически смотрю на наше ЗАО РПЦ - оно стремительным домкратом несётся по пути дореволюционной Церкви;
писал про это дело в прошлом. И тут, что характерно, случай из тех, которые напрямую в гору Церкви и не запишешь, и тем не менее, осадочек остался.
Где-то уже в начале передачи со-ведущая задала вопрос митрополиту Иллариону - как Церковь помогала Победе, ведь Сталин расстрелял сотни тысяч священников, и прочая и прочая. О, думаю, заход понятен, наброс засчитан; стало интересно. Батюшка, надо сказать, почти вывернулся - хотя и не стал возражать охреневшей либеральной пропаганде; но, тем не менее, не удержался и высказался в том стиле, что, дескать, победило-то Православное воинство. Церковь собрала денег на целую танковую колонну (и авиационную, кстати, тоже). что, на самом деле,
чистая правда; вот только находились не то что колхозы, а отдельные колхозники, собиравшие денег на танки и самолёты.
Всё это мне не могло не напомнить
фильм Поп, снятый по заказу и с благословления РПЦ на деньги МинКульта (кто бы сомневался) - о том, как некий поп возрождал (!) церкви во время... гитлеровской оккупации. То есть фильм-то, собстно, про коллаборационизм (пусть и тщательно замаскированный); я про него
в прошлом уже писал; нормальненькое такое кино о том, какие хорошие немцы и какие плохие "совки"; не прямо, конечно, за такое в рыло могут выписать, а так, в стиле Никитушки нашего Михалкова - вы все уроды, а я д'Артаньян.
Особенно доставила рецензия на фильму некоего
протоиерея Митрофанова: Большинством населения партизаны воспринимались как великое несчастье, поэтому полицаи из состава местного населения часто воспринимались просто как люди, которые защищали и от произвола партизан, и от произвола немецких солдат. <…> Конечно, среди полицаев было не мало тех, кого можно считать военными преступниками, но основная масса полицаев - это местные жители, которые пытались сохранить хоть какой-то покой и достаток своей деревни, своих семей.
К сожалению, это не какое-то извращение, а нормальная практика в среде РПЦ - из-за гонений на Церковь в годы Советов она скорее будет за фашистов, чем за "совков", увы. Антисоветизм в около-церковной среде такой, что только что в падучей не бьются, и то хорошо. Недавно некто
Карагодин искал с вполне конкретными целями мести "палачей" своего деда, расстрелянного в 1938-м году, так местная томская православная "тусовка" встала на его сторону - ату их, палачей и иуд! Правда, быстро оказалось, что дедок тот воевал против РСФСР с оружием в руках и вообще беспределил по-тихому; а сам Карагодин по-бырому...
сдриснул в Литву, сменив гражданство. И все сидят, как будто так и надо - ненуачо, имеет право. Ни извинений, ни покаяния - очень по-христиански, да.
Кстати, в той же программе гр. митрополит непрозрачно высказался, что "молиться с другими конфессиями для православных не комильфо, это не по канонам". В целом-то он прав, но это показывает, что ни православие, ни христианство не может быть всемирной объединяющей идеей. Вот фашизм может, он же объединяет и либерала и попа; коммунизм тоже может, ему вообще всё равно. А православие, как и любая другая религия, ограничено национальными и конфессиональными рамками, и ставит свои интересы понад что угодно - если ты за нас, то ты молодец; и неважно, что ты гитлер.
Это не означает, что религия это плохо. Она хороша в своём уголке, как часть самосознания; но как только она начинает претендовать на какую-то глобальность, то надо всегда вспоминать, что "основная часть полицаев - это местные жители, которые пытались сохранить хоть какой-то покой". Местечковая логика, увы.
Разумеется, была огромная масса православных, воевавших с фрицами по Победы, и вклад РПЦ в Победу также отрицать нельзя, и огульно обвинять верующих - это уподобляться вышеуказанным персонажам, тиражирующим антисоветскую ахинею. Но и забывать прошлое также нельзя.