Следующая статья из
серии "после-омских", по мотивам "
Егория Хороброго-2012".
Засиделись до утра с питерским командиром,
Чирковым Юрием Ефимычем, обсуждали всякое. И среди прочего всплыл один аспект, про который раньше как-то не задумывался.
По утверждению ЮрьЕфимыча, народные исполнители практически никогда не играют во время исполнения. Это, конечно, не относится, например, к народному театру, и прочим обрядовым делам, когда люди фактически перевоплощались - но в песнях, которые в народе в общем-то являлись делом повседневным, люди если кого и играли, то самого себя. А какой смысл "выделываться", если кругом все свои?
Собственно могу подтвердить, что народные исполнители, виденные лично, действительно не "играют" в песнях - если только не подразумевается игровая песня, типа "нашего" урлукского "
Воробушки", или популярной "Костромы". Мы, конечно, в основном занимаемся староверами, так что там особо и не могло быть театральности. Наиболее эмоциональны из лично виденных исполнительницы из с. Первокаменка, Алтай - ну они такие и есть, боевые бабуськи. Они не изображают эмоции - они так живут - буйно и разухабисто.
Многие "народники" считают, что народные исполнители, которые в основном преклонного возраста, не "играют", потому что типа старые и никаких эмоций не осталось. Но я лично знаком с исполнителями среднего и младшего возраста (
Хасурта,
Красный Чикой), которые поют ровно так же, несмотря на молодые годы - потому что они живут среди традиции, им никого играть не надо.
Понятно, что староверы слегка более строги, чем остальное население России. Например, на тех же посиделках в Омске вспомнили станицу Григорополисскую на Кубани - у меня там родня в соседнем селе живёт, в станицу с маманей заезжали неоднократно; там чуйствуется кубанский задор, но тем не менее - всё так же нет театральности; никто деланных эмоций не показывает, все песни поются примерно в одном ключе.
Конечно, где нет театральности, там, сооцно, нет и экшена, и пипл такое хавать отказывается. Это в очередной раз показывает, что фольклор - искусство не-сценическое. Если человек слушает песню для развлечения, то, конечно, ему такое исполнение не понравится. Но ведь искусство - это не только развлечение, но и образование, и воспитание, и сохранение - культура, одним словом. Про это многие деятели культпросвета слегка забывают. Каждый, конечно, определяет для себя, что он делает и зачем, но имхо использовать народную культуру для развлечения масс и заработка денег - слегка моветон.
Поэтому советую ещё раз подумать, прежде чем изображать эмоции и "сопереживать" песне так, чтобы зритель увидел и поверил; не переходит ли сценическая компонента грань между культурой и попсой?