Надысь зашла тут речь про шансон; про него я давно хотел написать, да повода как-то не было.
Я счастливый человек; как уже писал ранее в статье
о рекламе, транспортом не пользуюсь (ни личным, ни общественным), везде пешком шастаю. Ввиду этого избавлен от счастья выслушивать в шансон-вагенах произведения разных авторов, которые в наше с вами время проводили бы свои концерты в бараках у параши. За всех авторов сразу не скажу, но, как правило, то, что иногда "удаётся" услышать, вызывает однозначные ассоциации со статьями административного, если не уголовного кодекса СССР. Если кто вдруг забыл, у нас в стране
этот жанр был фактически под запретом, и слава Аллаху.
Сам жанр "блатняка" стыдливо прикрыт французским словом "
Шансон", хотя фактически не имеет к нему никакого отношения. Вот какая связь у хрипящих парней в блестящих рубахах с
Эдит Пиаф?..
Click to view
А поди ж ты. Весь жанр такой, убогий и ненастоящий, и самое ему место не в ушах пассажиров маршруток и такси, а за колючей проволокой.
Кое-кто может возразить - типа, для понимания лагерной романтики надо отсидеть, тогда типо просветлишься и всё поймёшь. Таких возражающих смело посылаю подальше - сидеть не сидел, но в армии служил, 2 года на китайской границе под Биробиджаном. Видел у солдат кассету с М. Кругом, но вроде бы на моей памяти её ни разу не включали, хотя у нас были и сидевшие солдатики.
Служба у меня была такая, что каждые 3-4 дня приходилось ночевать в казарме, и было прекрасно видно, где чего и как (ну, маленькие секретики, понятно, есть у всех, но прослушивание шансона вряд ли можно относить к секретикам). По-моему, самой популярной у солдатиков песенкой была не Мурка, а "
Почём рыбка".
Так уж совпало, что мы изучаем староверов Забайкалья, которые обитали в районе расположения
каторг. Это для нас с вами, даже для любителей шансона, каторга - это что-то такое запредельно далёкое и ужасное, а для местного населения - это обычный исторический факт и исторические же места. В отличие от современных "сидельцев", ВСЕ ссыльные на каторгу являлись пожизненными заключёнными, и единственным способом к освобождению для них был побег. Можете представить, что такое побег с каторги, если до Урала - 4 тыщи вёрст, по дорогам идти нельзя, и всё такое. И медведы там водятся до сих пор, не говоря уж о временах 18-19 веков и ранее. У бурятов был распространён промысел на беглых каторжан - за беглецов была положена награда, за живого больше, чем за мёртвого; так они прикидывали - если у него много добра, то убивали и добро забирали, а если без ничего - тогда вели и сдавали живьём. Вот в таких условиях жили тамошние "зэки".
И таки что? Вот пример "каторжной" песни, записанной в селе Урлук Читинской области (хотя и в окультуренном виде):
Click to view
В деревенском варианте можно прослушать тут:
http://www.oldchita.org/songs/382-urluk.html Больше про эту песню (включая самопальный клип) -
тут.
Ещё одна из таких же "тюрёмных" песен - "
Мальчик", из того же села. Видимо, через него больше бежали, в Монголию, и там сохранилось больше каторжных песен.
Найдите,. что говорится, десять отличий от современной "лагерной" культуры.
Поэтому я и говорю всё время - несмотря на весь технический прогресс, человек как личность за последнее время только деградирует. И его надо всеми способами возвращать к истокам - хотя бы - и потом вести наверх. А не опускать до состояния жЫвотного, чем занимается почти вся современная культура.