О гедонизме и плохом поведении

Oct 16, 2019 15:45

Продолжаю статью о гедонизме; изначально хотел показать его в разрезе легитимизации плохого (анти-общественного) поведения, но, как обычно, погряз в определениях и не уложился в одну статью. Читать вперёд первую часть статьи.

Часть мыслей всё равно придётся повторить, но повторенье - мать ученья. Во первЫх строках хотелось бы напомнить, что гедонизм не так прост, как кажется; и то, что сейчас понимается обывателем и даже относительной "продвинутой" частью общества под гедонизмом, является вульгарной и примитивной реализацией довольно широкого философского понятия. Современники, несмотря на всю мощь айфонов и гироскутеров, напрочь утеряли понятие "идея", и сводят любые понятия к какой-то банальной физиологии. Я в своих статейках копаю определения не просто так, а заради той самой идеи - чтобы понимать, обо что речь. Гедонизм - это не просто лень и  вырождение, это - приоритет наслаждения (и отсутствия страданий) понад усе; и в теории к нему можно свести любые "гуманистические" теории - хоть коммунизм, хоть экологизм; вопрос в приоритетах второго уровня, что для идеи важно или неважно. Вот фундаментализм сюда не уложится, тут либо крестик, либо трусы; однако "продвинутым" обычно нигде не жмёт, и они не обламываются стоять со свечкой параллельно с гедонистической повседневностью - ну, да Бог им судия.

Термин "гедонизм" практически отсутствует в общественном дискурсе; его стесняются произносить политики и пропагандисты, да и иксперды помалкивают - не потому, что боятся, а из соображений полит-корректности. Несмотря на древнее происхождение, этот термин имеет негативный подтекст (спасибо за него классикам литературы, и тут без сарказма), и используется в личном кругу, как некое псевдо-возвышенное оправдание раздолбайства - я не лентяй, я гедонист! - но в общественном пространстве не допускается. На словах у нас кругом сплошное свободолюбие и народовластие (либерализЪм и демократия), какой такой гедонизм-шмедонизм?.. Как говорится, бьют-то не по паспорту, и словам веры всё меньше и меньше, особенно в культурном пространстве легализованной Лжи; ну вот, все козыри и раскрыл. :) Называть вещи чужими именами - вообще норма для современников; хотя это скорее примета войны всех со всеми, чем культурное и цивилизованное (без кавычек) поведение.

В очередной раз повторюсь, что гедонизм - это Идея и довольно широкое понятие; например, известная формула "лень - двигатель прогресса" - практически манифест гедонизма в широком плане; многие и многие изобретения были придуманы и внедрены для упрощения жизни, то есть, грубо говоря, чтобы было время для лени. :)) Стремление к удовольствиям и избежанию проблем - весьма неплохой мотиватор; но надо понимать, где мухи, а где котлеты. В сферическом вакууме гедонизм может приводить к облегчению жизни и наслаждениям для всех; на практике же получается ровно обратное. В основном потому, что гедонизм понимается в массах как стремление к личному удовольствию, что по определению гедонизма автоматически понижает приоритет всех остальных ценностей - если удовольствие понад усе, и удовольствие это - личное, то всё, что меня не касается, не имеет смысла и может быть проигнорировано.

И вот наконец мы добираемся до сути статьи. Как уже говорил в цикле о легитимации Лжи, для современников нет понятий Добра и Зла, есть Выгода; и если понимать Выгоду как удовлетворение собственного гедонизма, то допускается и даже приветствуется любое поведение, которое ведёт к удовольствиям. Что напрямую противоречит установкам традиционного общества и оформленных идеологий типа коммунизма, в которых чётко прописаны понятия Добра и Зла; ты не можешь делать Зло, потому что это плохо, и наоборот. В той или иной мере поведение имени Добра - общественно полезно, поведение во славу Зла - общественно вредно; у коммунистов-социалистов это фактически возведено в абсолют. А что мы имеем у поражённого гедонизЪмом обывателя?.. Ему пофиг на какое-то-там "общество", первичны собственные наслаждения, и если от них кому-то плохо, то тем хуже для вас. Парковка как дебил, езда с бумбоксом на полной мощности, мат и сор в общественных местах - всё это приметы личного гедонизма, которые мы уже стараемся не замечать, ведь это "не наше дело"; "не запрещено" значит "разрешено".

Обычно подобные статьи воспринимаются как некий вайн, то есть нытьё о том, что раньше трава была зеленее; но я показываю, в каком конкретно месте культурный базис современного общечеловека позволяет и даже подталкивает обывателя вести себя, как дебил. Если верхним приоритетом является личное наслаждение, то чем ширше человек может позволить себе заходить за флажки личного пространства, тем более он "альфа-самец"; синдром "крутого" - это примета всё того же гедонизма. Ты не можешь позволить себе удовольствия за счёт других, а я могу - фу, ты лох. Но ведь это прямо противоречит небезызвестному "Что такое хорошо и что такое плохо", на тезисах которых воспитано не одно поколение советских людей:

image Click to view


Беда современности, что понятия "хорошо" и "плохо" остались лишь для воспитания детишек

Христианскому поведению гедонизм тоже противоречит; хотя об это уже несколько раз высказался - он вообще прямо противоречит христианской (мусульманской и т.д.) идее о примате высшей сущности; так что вопрос далеко не праздный, почему мы продолжаем вести себя так, как навязывает условный телевизор. Обличать приборы отображения информации намерений не имею, речь про систему взглядов, транслируемую современными "элитками" в головы обывателям; надо быть упёртым нон-конформистом, чтобы сопротивляться этому информационному насилию.

Парадокс ситуации в том, что нон-конформизм подразумевает анти-общественное поведение, но, как показано выше, в вульгарно-гедонистическом обществе именно подобное поведение является конформизмом, так что нон-конформистами могут быть не отбитые одиночки, а в том числе и борцы за единство общества. Добра и Зла нет, повторяю; смешались в кучу кони, люди - не в голове у автора, а в культурном пространстве современности.

Есть ли примеры положительного конформизма в современном мире - да сколько угодно. Но проблема тут ещё и в том, что эти примеры наглухо нивелируются тиражированием ровно обратных примеров - тех конформистов (т.е. сторонников общепринятого гедонизма), которые разрушают общество изнутри. Какая-нибудь Собчачка занимает в общественном пространстве места кратно больше, чем все герои России, вместе взятые - и кто пример для нонешних пионеров и октябрят?.. Дети тоже не тупые, видят тренды не хуже нашего - и если в трендах рэперы и ютуберы, то хоть завали их иконами, мысли их будут в ютубе. Мало делать Добро, надо ещё и бороться со Злом - а как, если ни того, ни другого для современников нет?..

Тенденции по нарастанию героизации плохого поведения помню ещё по своему советскому дедству; почти 40 лет прошло, а воз и ныне там; если в наше время мода "быть плохим" была в пику насаждаемому сверху культу пионеров/комсомольцев, в идею о которых уже не верили даже те, кто его навязывал, то теперь, казалось бы, бунтарская суть подростков должна быть против культа "быть плохим", так нет же. Так может, дело не в бунте, а в банальной манипуляции массами?.. Как в позднем Союзе поползла зараза культа личного гедонизма, так до сих пор и разъедает общество - кушай-кушай-кушай-кушай.

Как обычно, начнут спрашивать - а что же автор предлагает, кроме вайна?.. Ну, для начала осознать собственный культурный базис, и понять, в каком месте он разрушителен и для общества, и, соответственно, для тебя самого. Ты можешь украсть у общества кусочек для себя, но оно от этого обеднеет и рано или поздно это обеднение вдарит промеж глаз и тебя самого; урок 1990-х вам в корму. Как ни странно, но даже в рамках гедонизма можно встать на путь исправления и сотрудничества с администрацией; только нужно понять, что стремление к удовольствиям и избеганию проблем может быть не личным, а обществено-ориентированным.

И в качестве подзабытого жанра музыкальных приветов приложу клипчик Деда Архимеда - рэперы могут быть не только отмороженными, но и социально ответственными, хотя казалось бы:

image Click to view



терминология, психология, размышления, культура, политика

Previous post Next post
Up