В обсуждении предыдущих статей
о традиций и современности обратил внимание, что не описывал вопрос не-равенства положительного опыта позитивным эмоциям; таким образом, приплетаю сюда ещё и статью
про логику и эмоции. Может показаться, что мешается тёплое с мягким; сейчас объясню, обо что речь.
Когда упоминаю традиционную культуру (или просто "традицию"), часто говорю, что это передача положительного опыта от человека человеку. Под этим подразумевается, что при подобной передаче происходит обучение хорошему; но это не означает, что подобный опыт должен сопровождаться исключительно позитивными эмоциями. Слова "положительный" и "позитивный" практически синонимы, но на всякий случай разделю их в применении к разным терминам.
Само понятие "научить хорошему" современному человеку нужно пояснять, ибо (как показано в предыдущих статьях серии) в современной культуре нет понятий
Добро и Зло, есть только Выгода; но речь про традиционную культуру, когда такие понятия таки существовали. Так что для современников зачастую "хорошее" - это "то, что мне нравится". А ведь это, увы, заблуждение, брехня, а зачастую и прямой обман; например, нонешняя выборная система построена на 146% из обещаний положительных изменений; в итоге все соревнуются, кто больше наврёт; причём все понимают, что в объективной реальности никто ничего делать не будет. Мир
легализованой Лжи, увы.
Но сегодня про политоту будем по остаточному признаку; речь за культуру. В условиях отсутствия понятий "хорошо/плохо" вообще, остаётся "хорошо/плохо для меня", что в пределе сводится к "нравится/не нравится". Это даже звучит по-идиотски (если хоть несильно напрячь мозжечок), но обыватель настолько привык к подобному способу мышления, что подобный "срыв покровов" воспринимает в штыки - не замай, мы сами с усами. Добра/Зла нет, и развиваться/разлагаться - всё равно; лишь бы нравилось. Отсюда и приоритет эмоций над логикой.
Ворочаясь к традициям; если посмотреть те же народные сказки в оригинале, то там полно всякого страшного и нехорошего; смерть, кровь/кишки на каждом шагу; с точки зрения современника - дикая дичь, но мы уже выяснили, в чём тут проблема. Если посмотреть на ранне-советские произведения, то следы подобного подхода можно найти и там (недавно натыкался в ЖЖ на рассказ 1930-х годов для детей про электролампочку; там сплошные удары током и чуть не смертоубийства); и только ближе к послевоенным годам детская литература окончательно перешла в режим трансляции позитивных эмоций.
Вслед за дедским воспитанием и вся остальная советская культура перешла в тот же режим, хотя и не полностью; остались произведения о войне, революции и прочее превозмогание; но в основном советская культура занялась трансляцией позитивных эмоций, вместо передачи положительного опыта. Мир-то не состоит из одного позитива, и кроме патоки с елеем людям хотелось всякого, в том числе и крови/кишок, отсюда и взрывной интерес к западенской культуре, как только она стала доступной. И, как результат - нежизнеспособность модели поведения советского человека вне рамок советской культуры.
Напомню, что дети познают мир в том числе и через боль; даже инстинкт самосохранения у них формируется по мере осознания, что то и сё - больно. Однако культура позитивных эмоций не готовит человека к боли; когда всё кругом воздушное и возвышенное, нет понятия о низменном и грязном. Без Зла не бывает и Добра, увы. Поэтому-то по мере взросления ребёнок, погружённый в культуру позитивных эмоций,
понимает, что ему все врут;
полуправда хуже лжи, а культура позитивных эмоций - полуправда и есть.
Традиционная культура вовсе не ограничивалась позитивными эмоциями; например, встречаются детские
духовные стихи...
про смерть. Пытаюсь найти современное переложение - там сплошной елей и сопли с сахаром; ведь надо, чтобы людям нравилось. А если всё время подкладывать подушки, то в реальной ситуации дитё расшибётся много сильнее, чем если бы училось на своих ошибках.
Отсюда можно сделать (неправильный) вывод, что не нужно позитивных эмоций, давайте грузить всех негативом. Речь не про эмоции, а про логику и воспитание; не надо путать "хорошо/плохо" с "нравится/не нравится"; это какой-то, простигосподи, либерализм, причём в
плохом смысле. Во многих случаях строгий учитель научит бОльшему, чем добренький; и зачастую бывает, что друзьями становятся после хорошей драки.
Поэтому передача положительного опыта не равно позитивным эмоциям; образование и воспитание сплошь и рядом сопряжены с болью и превозмоганием, а позитивом пропитана вся реклама, чья основная цель - поиметь немного вашего бабла. Понимаю, что проще идти на поводу у собственных хотелок, но не говорите, что вас не предупреждали.