Что-то в последнее время меньше заумствую, и больше ковыряюсь в технике; вот, выходные угробил на освоение программы монтажа видео
Da Vinci Resolve; так что сегодня - о том, что это такое и зачем это нужно.
Темой видеомонтажа занялся относительно недавно; ну, лет 5-6 уже прошло, но по сравнению с остальными моими хобби это, можно сказать, случилось вчера (в народной культуре, например, я уже ~40 лет). Когда занялся
темой квадрокоптеров, "неожиданно" выяснилось, что отснятое любым способом видео требует какой-никакой обработки перед показом кому бы то ни было. Как минимум отрезать начало и конец; возможно, вырезать ненужные фрагменты; подложить музычку или прочий звукоряд.
Хотя если заныривать совсем глубоко, то видеомонтажом начинал заниматься ещё в молодости, в середине 1990-х по дипломному проекту в НГУ осваивал Adobe Premiere какой-то лохматой версии; но это был научный интерес, а для обывателя ни компутеры тогда были недоступны, ни тем более цифровая видеосъёмка. Так что на 20 лет тема видеомонтажа для меня легла на полку.
Сейчас цифровая видеозапись доступна каждому; даже недорогие смартфоны уже умеют снимать относительно хорошо; а также появился целый класс устройств по фамилии авторегистратор; их основная фунция - как раз снимать видео; и любой, кто ими пользуется, по-хорошему должен хоть немного уметь монтировать. Простой просмотр регистраторного видео довольно скучен; такие видео можно ускорять в ненужные моменты (вот я еду полчаса...) и замедлять в нужные (...и тут вижу что-то интересное). Задача тривиальная, но не только лишь все понимают, как это сделать.
Программы видеомонтажа, как правило, платные, причём зачастую сильно платные. Возможно, где-то существуют бесплатные версии видеоредакторов, но наткнулся я на подходящий только на днях; обычно же они либо псевдо-бесплатные, с суровыми ограничениями, либо вставляют свои водяные знаки, что портит картинку; либо просят немалую денежку. Даже отечественный
Movavi просит более 1.5 тыров; что уж говорить за лидеров рынка. Я в ходе недавнего апгрейда компа и сооцно переустановки Винды всерьёз задумывался над покупкой привычного для себя Vegas в Стиме, где бывают серьёзные скидки и вообще региональные цены там часто ниже "общечеловеческих"; но даже на урезанные версии там ценник начинается от 2 тыров; а полноценные студии - 8К и больше. И это ещё что; уже упомянутый выше
Adobe Premiere вообще просит 1600 теньге... в месяц.
Кто-то наловчился монтировать... прямо на телефоне; там тоже есть студии (и наверняка с теми же проблемами); но, согласитесь, при наличии ПК монтировать лучше на нём, а не на малипусечном девайсе.
Я долгое время сидел на "пиратках", ломаных версиях Вегаса; но там во-первых, вирусная опасность (грешу именно на
кряк Вегаса в "тормозах" моей предыдущей системы); а во-вторых, нестабильная работа. Недавний
ролик с протестами вокруг сквера у меня посчитался с третьего раза (две попытки привели к краху программы); и финальная версия считалась... 5 часов. 6 минут за 5 часов - это какой-то не очень хороший план; собстно, именно возня с этим роликом и привела меня на кривую дорожку знакомства с DVR. Сложно сказать, в чём проблема - в кривой версии Вегаса, в кряке, в кодеке; но при просчёте видео компутер занимался чем угодно, кроме собственно просчёта, что и вылилось в такой результат.
И вот натыкаюсь на форуме радиомоделистов на упоминание про редактор Da Vinci Resolve; пошёл смотреть, да так и залип. Это практически полноценная версия профессионального видеоредактора, где порезаны собственно профессиональные функции, а для любителя там возможностей - за глаза и за уши. Основная проблема с ним - как раз в наличии большого числа возможностей; которые вам наверняка не понадобятся, но они там есть. :)
Интерфейс своеобразный, при монтаже похож на Премьерский (что меня, как фаната Вегаса, ввергает в уныние и
попоболь); кроме монтажа, там есть отдельная работа с цветокоррекцией, звуком, объёмными эффектами и вообще пост-продакшеном; не спрашивайте, что это, вам не нужно. Не всё интуитивно понятно, но в инете масса уроков, так что разобраться не проблема.
Из обнаруженных на данный момент минусов:
1) Отсутствует работа с форматом видео более, чем 3840×2160 при 60 кадров в секунду. Часть видео у меня отснята в 4096x2160, так что старые видео придётся ресайзить, т.е. уменьшать; новые придётся снимать в чуть меньшем формате. Ограничение бесплатной версии.
2) Отсутствует произвольный выбор кодеков для финального пересчёта, как в том же Вегасе. Скорее всего, тоже ограничение бесплатной версии; точно видел в уроках бОльший выбор, чем у меня; по сути рабочий тут только
H.264; он неплох, и позволяет кодировать видео с битрейтом до ~315кбит/с; хотите 15-минутный ролик объёмом 36Гб?.. Меньше - можно, больше - увы.
3) Эффекты переходов между фрагментами видео почему-то фиксированного размера в 1с; как поставить больше, не нашёл.
4) Программе требуется аппаратное ускорение
OpenCL либо
CUDA; на совсем простеньких видеокартах не запустится. Для монтажа вообще нужен
не самый простой компутер; но по идее на домашних аппаратах должно работать.
Из плюсов:
1) Бесплатность, полноценность, стабильность. Похоже на рекламные слоганы, но тем не менее это так; за вычетом заявленных ограничений, в остальном простор для творчества открыт настежь. Надо только привыкнуть к интерфейсу; в этом плане мой предыдущий опыт в Вегасе скорее минус, чем плюс; новичкам будет даже проще.
2) Интерполяция кадров - то, чего не хватало в Вегасе; снимаю в 30, а то и в 24 кадра в секунду, и для динамических сцен этого откровенно мало. Если поставить скорость видео в 60
fps, то в обычном редакторе ничего не произойдёт, ваши кадры просто задвоятся и вы увидите ровно то же, что и в оригинальном видео. Премьер умеет интерполировать кадры, дорисовывая промежуточные кадры на основе оригинального видео; тут это тоже доступно, причём гораздо проще, одной настройкой в проекте.
3) Интеграция различных действий над видео в разных вкладках; несколько непривычно, но выглядит логичным - при монтаже вы расставляете всё, как нужно; а затем возитесь с озвучкой в окне звука, а с цветокоррекцией - в окне цвета.
Окно цветокоррекции
Пока не нашёл, как применять эффекты (в т.ч. ту же цветокоррекцию) ко всей дорожке; можно копировать настройки из одного клипа в другие, но если их много? Но я в проге ковыряюсь третий день. :)
Некоторые вещи типа стабилизации видео тут можно делать очевиднее, чем в том же Вегасе; главное найти нужную кнопку в Инспекторе. ;) Собственно, одна из функций, ковыряние в которой напомнило мне о записи, которую запорол в
последней моей поездке на Алтай по технической причине; снимал из машины на ходу с помощью стабилизатора
Vimble2, который со своей задачей не справился. К нему претензий нет; он предназначен для телефона, а я на него подвесил камеру с помощью колхоза через переходник; вот этот кадавр и подвёл.
В ходе возни с видео поразбирался с цветокоррекцией, стабилизацией, масштабированием и просто расстановкой роликов; более-менее понятно, хотя не везде интуитивно. Результат прилагаю:
Click to view
Запись дороги Сайлюгем->Бар-Бургазы; вытащено из брака
Смотреть тяжело, но уже можно, против того, что было. Так что Da Vinci Resolve хотя бы тут уже пригодился. Надеюсь, и вам тоже на что-то сгодится.
Ролик в 15 минут в максимально возможном в программе какчестве (4К 60fps + максимальный
битрейт) считался 1ч:15м и занял 36Гб; в отличие от упомянутого выше примера с Вегасом мой
Ryzen 3600 присел на все 12 потоков до 100% и нагрелся до 84 градусов. Повторный пересчёт с ограничением битрейта до 100кбит/с (который и выложен на ютуб) занял 54 минуты и результат занял 12Гб.