О рекламе, полуправде, лжи и свободе выбора

Sep 06, 2021 17:02

В прошлой статье упомянул о свободе выбора; в этот раз попробую высказаться о явлении, которое этой самой свободе мешает. Имя ему реклама; это один из токсичных механизмов "рыночной экономики". Высказывался на эту тему многократно, но обычно лишь частично, в каком-то конкретном аспекте; сегодня попробую разобрать (или хотя бы начать разбирать), как реклама работает против каждого из нас.

Для начала стоит оговориться, что термин "реклама" сам по себе весьма широк, и при некотором умении его можно в буквальном смысле натянуть на глобус; под определение рекламы можно подбить практически любую информацию:

Рекла́ма (от фр. réclame через нем. Reklame) - направление в маркетинговых коммуникациях, в рамках которого производится распространение информации для привлечения внимания к объекту рекламирования с целью формирования или поддержания интереса к нему.

Если не брать в расчёт упоминания маркетинга, то даже наскальные, настенные и назаборные надписи в той или иной мере привлекают внимание к объекту рекламирования с целью формирования и бла-бла-бла; "меня зовут Вася" и "London is a capital of Great Britain" - это тоже реклама, в широком смысле этого слова. Надо ещё постараться, чтобы отличить "рекламу" от "информации"; это отдельная интересная тема, но сегодня всё-таки про другое.

В недавней статье о мракобесии высказался, что любая реклама суть ложь; как мне верно подсказывают в каментах, это спорное утверждение при широком понимании термина "реклама". Эдак можно договориться, что информация == ложь; что, на самом деле, не такое уж неочевидное заявление с точки зрения гносеологии, но с точки зрения формальной логики, конечно, так говорить некорректно. В том случае - как и в этой статье - подразумевал под рекламой частный, но наиболее распространённый случай - коммерческую рекламу (сокращённо К.Р.); это такая разновидность рекламы, в которой основной целью является побуждение к покупке, и через это, извлечение прибыли. Вот в таком варианте фраза - любая К.Р. суть ложь - уже практически безошибочное высказывание. ;)

Ложь - сознательное искажение истины, высказанное с целью введения кого-либо в заблуждение.

К.Р. - это, безусловно, осознанная подача информации, побуждающая (обывателя или общество) к покупкам или поступкам на основе заведомо неполных данных. Почему она является как минимум полуправдой, писал тут и тут; даже если она и не является прямой ложью в бинарном смысле, то сознательным искажением истины в целях извлечения прибыли К.Р. является точно.

Как постоянно говорю, всё в нашей жизни от смыслов и целей, и это не просто какие-то заумствования. Обычное информирование отличает от К.Р. именно целями. Например, вы собираетесь поехать компанией на природу, и рассылаете указивки, кому что брать - Ваня берёт тушёнку, Маня сгущёнку, Иннокентий топор и мангал; и это всё, разумеется, не реклама, хотя и призывает к покупкам. Потому что цель данных указивок - не извлечение прибыли, а нечто другое. А вот если наша цель - нажиться на общем движняке, тогда уже возможны варианты.

К ещё одной недавней статье прикладывал ролик Клима Жукова "Эпоха интерпретаций", в котором он описывал проблему, про которую я писал несколько лет назад - подмене Истины Правдой, а то и Мнением. Правда - это одиночная проекция Истины, и даже правдивая с вашей точки зрения информация может оказаться ложной для кого-то другого, кто смотрит с другой стороны.




Эту нехитрую, но для многих неочевидную мысль я тут привёл к тому, что зачастую К.Р. лжёт зачастую неосознанно; это, правда, уже скорее можно назвать заблуждением, но если сопоставить её цели с методами, то тут уже всё начинает играть другими красками. Как это может проявиться: когда вы находитесь в какой-то теме достаточно долго, вы автоматически начинаете подразумевать некие условия А-Б-Ц, которые сопровождают ваш продукт (напоминаю, что речь идёт не о чём попало, а конкретно о К.Р.). И человек, который ваш продукт покупает (а ваша цель - именно продать как можно дороже, см. прибыль), как вы считаете, должен эти условия также подразумевать. То есть он должен смотреть на ваш товар с определённого ракурса, см. картинку выше. В случае покупателя со стороны, который не в теме, условия А-Б-Ц могут быть не выполнены, и он получит совсем не то, что ожидает.

В случае неосознанной лжи, скорее всего, проблема решится в пользу покупателя (при его настойчивости); но только если продавец действительно готов лишиться прибыли из-за некорректности рекламы. Ибо целью К.Р. так или иначе является извлечение прибыли; значит, она сработала корректно, и велик соблазн валить всё на тупорылость покупателя.

Возможно, где-то существует и полностью правдивая К.Р., но представить это достаточно сложно; это уже информационный листок какой-то, а не реклама. Потому что если в К.Р. упоминать о недостатках своего товара, то под напором конкуренции проиграешь в извлечении прибыли и гуляй с "рынка". Так что, как ни странно, полностью правдивая К.Р. возможна лишь в условиях... полной монополизации рынка. Во всех прочих случаях она является не-эффективной и ведёт к конкурентному проигрышу.

Даже в "либеральной" википедии минусов от применения К.Р. насчитали куда больше, чем плюсов. Один из ключевых недостатков - информационное насилие и принуждение к действию, т.е. нарушение свободы выбора. В сознании обывателя всё ровно наоборот - именно наличие рекламы он привык считать за эту самую свободу выбора; дескать, товаров больше, значит, и выбор больше. Выбор-то может и больше, да вот только делает его не сам обыватель, а маркетологи и мерчандайзеры. Как говорил Ильич, формально верно, а по сути - издевательство. Добро пожаловать в мир объектности обывателя в экономике.

Хотел бы обыватель жить в мире без рекламы? Хотел бы производитель не тратить свои ресурсы на рекламу, а заниматься собственно делом? Так на кой она нужна? Подумайте уже сами.

экономика, терминология, психология, размышления

Previous post Next post
Up