<<< К сводной странице экспедиции <<< Продолжаю описание недавно завершённой экспедиции в Забайкалье. После
частично неудавшегося отдыха пора было возвращаться в экспедиционный режим. В планах были поездки по району по мотивам встреч на прошедшем фестивале "Семейская круговая"; альтернатив было две - Малоархангельское, с которым мы всё никак не задружимся, и Урлук, о приезде куда мы договаривались с главой поселения в первый день фестиваля. Но договориться это одно, а чтобы из этого что-то получилось - совсем другое. На всякий случай я позвонил в Урлук, Александр Николаевич согласился нас принять в любое время. Под такое дело мы даже сняли багажник с крыши, чтобы не мотаться час туда и обратно в объезд через Барахоево. Этот день оказался самым насыщенным по части этнографии за всю экспедицию; но обо всём по порядку.
Выехали в Урлук не шибко рано; пока снимали багажник, пока собирались; в районе 13 часов, уже на подъезде к Урлуку, машина в очередной раз сделала попытку закипеть; хорошо, что вовремя заметили:
Кипим по дороге в Урлук
Урлук - место особое; мы с родителями сюда приехали впервые в 1985-м году и сразу наткнулись на самых старых старушек, у которых поназаписали всякого; послушать их можно в
ролике об этом селе. Это потом уже была известная пластинка "
Песни села Урлук", на которой записан
более "молодёжный" состав; в этот день совершенно случайно ещё состоится встреча, связанная с этой пластинкой.
Но пока что было решительно непонятно, куда мы едем и к кому. Договорённости с чиновниками далеко не всегда приводят к практическим результатам; обычно просто махнут рукой в нужном направлении - вот где-то там что-то есть. Так что совет подъехать в администрацию лично я воспринял скептически - сейчас начнётся чехарда с перекрёстными ссылками - идите туда, где знают тех, кто знает тех.
Тем не менее, глава Урлукского поселения, Александр Николаевич Фёдоров, не стал махать руками, а загрузился в "буханку" и поехал с нами в гости к бабушке Прасковье:
Семёнова Прасковья Андреевна (1936 года рождения, в центре), Семёнова Галина Федоровна (1954 г.р., справа), Резникова Мария Леонидовна (1957 года рождения, слева).
Семёнова Прасковья Андреевна (1936 года рождения); 86 лет на момент записи
С главой поселения А.Н.Фёдоровым
С бабушкой Прасковьей у её дома; по её словам, она несколько лет не выходила на улицу.
С первого раза попали в десятку - бабушка Прасковья не только знает и любит песни, но и говорит на местном диалекте, который даже в этих местах почти не сохранился. Вместе с Галиной Фёдоровной они напели немало песен, от жестоких романсов про "ридикуль" до совместного исполнения "Между гор" из "Кольцо души девицы", записанных ещё от самых старых исполнительниц.
Здесь сказывается момент, отмеченный нами ещё в первой самостоятельной
экспедиции 2011-го года в это село - Урлук это не просто село, а конгломерат улиц, которые между собой связаны относительно слабо (в плане традиций), и жители одного "микройрайона" могут не знать песен жителей другого, или петь их по-разному. Так, например, Мария Леонидовна, проживающая в другом месте, мало в чём могла помочь Прасковье Андреевне и Галине Фёдоровне, хотя песен знает немало.
Записали от бабушки Прасковьи почти 3 часа видео; оно уже готово, но не велят его в открытый доступ выкладывать. Может быть, подсократим и согласуем с бабушками, чтобы хотя бы частично показать местный говор и песни в исполнении этого трио; там есть, что показывать.
В процессе нашего общения с первой тройкой Александр Николаевич подвозил нам участниц, а также договаривался насчёт следующей записи, куда мы и отправились сразу после того, как распрощались с Прасковьей Андреевной и Галиной Фёдоровной:
Следующие наши "информанты" - Резникова Мария Леонидовна (16.9.1957 г.р.) и Пыткина Анна Михайловна (9.2.1935 г.р.)
Три поколения - бабушка, внучка и дочка
Пыткина Анна Михайловна (9.2.1935 г.р.); 87 лет на момент записи
Как говорит Анна Михайловна, "Что такое 87 лет? Чепуха!" ;))) Мария из предыдущей записи поёт со своей мамой; запись тоже уже есть, и тоже проходит модерацию. И внучка тоже пела когда-то в хоре, но семейную традицию отчего-то не перенимает.
После общения с Анной Михайловной и Марией Леонидовной мы отправились в свободный поиск; нам сказали, что у кого-то сохранилась местная урлукская кичка (головной убор); даже самые старые старушки 1900-х годов рождения в 1980-е года нам про них не рассказывали.
Кичку мы не нашли, зато нашли местные урлукские сарафаны в ассортименте, но по порядку. Сперва зашли к одной бабушке в гости:
Коротка кольчужка
Сарафан, запон и платок
Затем сходили в гости по соседству - как оказалось, в гости к дочери гармониста пластинки "Песни села Урлук", Ивана Маниковского ("
Осыпаются листья осенние" - его запев):
Нина Ивановна, Маниковская в девичестве, и фото отца
У неё сарафан мы не нашли, зато Нина Ивановна подарила нам старинную шаль, уже выцветшую и используемую как покрывало.
Моя прелессть...
Затем вернулись обратно к той бабушке, у которой смотрели на сарафан, и поехали с ней к её родственнице, в другой "микрорайон" села:
Подзакипевшую машинку пришлось вскоре оставить и дальше идти пешком
Овечки у и на завалинке
Аксинья Алексеевна Григорьева, 1936 г.р; 86 лет на момент записи
Аксинья Алексеевна в девичестве Маниковская, так что тут мы по родственникам прошлись. С ней поговорили про костюм, особенно про головной убор, камлычку (или калмычку), который носили старые бабушки вместо кички. Также уже есть видео, тоже проходит модерацию.
Вид из окна домика Аксиньи Алексеевны
Возвращаемся к машинке
На этом самый насыщенный экспедиционный день практически завершился. Хотелось бы задержаться тут подольше, но у нас ещё оставались планы налететь на Малоархангельское, да и вообще договаривались сегодня вернуться в Карымку. Так что мы поехали обратно. И на первом же перевале поняли, что ехать будем долго, а уже закат. Так что позвонили Александру Николаевичу и напросились у него на ночлег; он довёз нас до усадьбы монастыря Варлаама Чикойского, где оставил нас на попечение местному послушнику, Михаилу. Урлук никак не хотел нас отпускать. ;))
>>> Про дорогу из Урлука до Карымки >>> <<< К сводной странице экспедиции <<<