Начинаю фото-видео-отчётики о тур. поездке на Алтай 5-13 августа 2023 г. В этот раз культурного подтекста не было, ездили
бандой просто отдохнуть. Поэтому нудятины будет меньше, а красивых видов - больше.
<<< К сводной странице поездки <<< Идея выехать ансамблём не на фестиваль или в экспедицию, а просто где-нибудь пошариться в диких местах, гуляла в головах давно. Недавнее
приобретение внедорожного авто её подстегнуло; правда, само авто взяло от поездки самоотвод, но остальные-то - нет. ;)))
Давние листатели моего бложика могут помнить
мои старые походы по Алтаю со старым знакомым, Романом Р, в прошлом профессиональным гидом в этих краях. И в этот раз тоже удалось договориться с ним о совместной поездке; правда, на разных авто и по разным маршрутам, но в самую жесть нам удалось залезть именно благодаря ему. Но - обо всём по порядку.
Для большинства туристов Алтай начинается и заканчивается в своей "окультуренной" части; в самом начале - от Маймы до Чемала. Природы, конечно, там красивые, и для городского жителя несут массу впечатлений; многие искренне считают, что "побывали на Алтае", даже не заехав собственно в Горный Алтай (это я про базы на левом берегу Катуни, в районе
озера Ая; "Берёзовая Катунь" и вот это всё). Не то, чтобы нам не нравился Алтайский край и вообще начало Горного Алтая, но там сейчас всё так обгажено туристами, что смотреть на это сил никаких нет.
Например, на въезде в Горный Алтай мы попали в натуральные пробки, где простояли чуть ли не несколько часов. Навигатор нам по дороге несколько раз настойчиво предлагал объехать их через Алтайское, но мы что-то не послушались, из-за плохой дороги. В сезон в направлении Чемала и взад пробки - обычное дело.
Поэтому рассказ начну сразу с дамок - с
перевала Чике-Таман. ;))) Интересно, что Википедия его высоту называет в 1295 м; хотя GPS показывает высоту в ~1700. До него ещё есть Семинский перевал, который выше (
по Википедии 1717 м, по GPS ~2000); но он довольно скушный и невзрачный. На Семинском тоже можно пошариться и найти кое-чего интересного с точки зрения дикого туризЪма, но мы ехали дальше, и я его вообще проспал. ;)))
Чике-Таман
Чике-Таман
Сразу скажу, что погодка в этот раз подвела и мега-видов и мега-кадров в этот раз, увы, будет мало. Чике-Таман действительно впечатляет; до него не доезжает львиная доля туристов, и пробок тут, скорее всего, не бывает (если только не какое-нибудь ДТП). Внедорожники могут
заехать на перевал по старой дороге, которая до сих пор вполне проезжая, хотя за ней уже не следят. Но мы этого делать не решились; немного пошарахались, да и поехали на место ночлега, которое - внезапно - запланировали прямо под перевалом.
Несмотря на большой поток туристов через Чике-Таман, прямо под ним находится поляна, на которой можно относительно спокойно постоять; людей вокруг немного, рядом речка, в лесочке можно найти дрова для костра. Но есть одна проблема...
Скотина на месте лагеря, откуда только что уехали туристы
Алтайцы - народ-скотовод, и скотины тут слоняется много; отказаться от неё в угоду туристам при сезоне в 2-2.5 месяца в году многие не готовы. А где скотина, там и навоз. Так что надо быть осторожным, чтобы не вляпаться. Да и место под палатку найти не так просто.
У вас ещё не загажено? Тогда мы идём к вам
А вот и наша экспедиционная Хонда S-MX, знакомая регулярным листателям по поездкам последних лет; багажник и даже верёвочки для его фиксации - те же самые, что в
последней экспедиции в Забайкалье год назад. Именно на ней мы будем лазить по диким местам этой поездки.
Да, забыл упомянуть про главное впечатление ночёвки под Чикетом - поздно вечером во тьме к нам подкралась... лиса, и пыталась стащить наш мусорный пакет. В котором не было ничего для неё интересного - видимо, так, для тренировки навыков. В свете фонарей долго провожали её, пока она тикала от нас вверх по склону, который на фото выше. Не сказать, чтобы она сильно нас боялась, скорее - проявляла осторожное любопытство. Мусор свой мы отбили, так что ни жЫвотные, ни экология не пострадали.
После Чике-Тамана имхо начинаются главные красоты Алтая. Конечно, можно объехать его на пароме по Телецкому озеру, но это уж совсем крутой метод; также есть отдельная песня имени
Уймонской долины (в том числе
Белуха и вот это всё); но всё же имхо большинство красот находится именно за Чикетом.
И первое место, которое мы запечатлели - это знаменитые катунские террасы:
Катунские террасы
Это - неформальное название плоских мини-плато над главной алтайской рекой Катунь. В этих краях всё изрезано горами, и плоские участки выглядят искусственно созданными; но тут их много, и все они - естественного происхождения.
Затем - остановка на Чуй-оозы; т.е. в точке слияния Чуи и Катуни; с этого места главная алтайская дорога
Чуйский тракт наконец-то начинает идти вдоль Чуи, а не вдоль Катуни. ;)))
Чуя - слевая, серая вода; Катунь - более зелёная. Бирюзовой она (Катунь) станет осенью.
Времени у нас было много, поэтому мы останавливались довольно часто в не-обязательных местах. Например, съехали с дороги посмотреть на
порог "Бегемот" на Чуе; обычно в низовьях это - довольно спокойная речка, но в этом месте она сходит с ума:
"Бегемот" с обзорной площадки.
Вид на "Бегемота" с мостика через Чую
Вода тут какая-то неровная
Потом заехали посмотреть на
петроглифы урочища Калбак-Таш;
Петроглифы Калбак-Таша; без расшифровки ничего не понятно. ;))
Мы даже записались на экскурсию и послушали немало хладных сказов о происхождении и назначении данных рисунков по камню. В этом месте их какое-то нереальное количество, причём из разных эпох - от каменного до бронзового и железного века.
И только после всего этого наконец-то мы доехали до
Кош-Агача, последнего крупного населённого пункта по пути в Монголию; и двинулись дальше; не в Монголию, а в Чуйскую степь. По пути мы проехали Акташ и Курай с его Курайской степью, но там нас залило дождём, и мы даже не видели "снежников" и ледников Северо-Чуйского хребта. Только на подъезде к последней деревне на пути в степь, Кокоря, выглянуло солнышко и даже показало нам часть радуги:
Радуга в степи
Здесь мы немного сбились с маршрута и принялись кататься как попало, без дороги, на время превратив наш мега-агрегат во внедорожник; здесь это страшновато, но возможно.
Видите дорогу? И я не вижу; её, кстати, и правда нет.
Первый закат в Чуйской степи; и, забегая вперёд, последний, который удалось зафиксировать.
Где-то в Чуйской степи, на границе хребта Кожолю, мы разбили свой лагерь, где провели следующие три дня; точнее, откуда совершали набеги на окрестные достопримечательности. Но об этом - в следующих сериях.
Итого в первый день наш перегон Нск - Чике-Таман составил ~650 км, а во второй день, от Чикета до Чуйской степи - ещё 300; причём из них где-то 50 - по бездорожью.
Click to view
Фрагмент записи наших поездок по степи без дорог на мега-агрегате Honda S-MX. Местами - вставки записи с телефона, форсирования русел пересохших рек.
>>> Первый поход - за облаками >>> <<< К сводной странице поездки <<<