Описание дорог и дорожной ситуации, увиденных в экспедиции этого года.
В прошлом году
ситуация на дорогах была немного другой, хотя в общем-то отличий и немного. Всё же отсылаю к прошлогоднему посту, здесь некоторые вещи повторять особо не буду.
Дороги у нас - как живой организьм, особенно летом - их то ломают, то заново строят. Так что местами дороги не узнать - в обе стороны; где-то лучше, где-то хуже. В целом состояние примерно такое же, что и в прошлом году.
Итак, начнём. В этот раз немного по-другому составлю тему - по порядку следования всё опишу.
Начали путь с трассы М55, куда ещё потом не раз возвращались. Дорога - даже на полпути между Улан-Удэ и Читой - вполне нормальная.
Трасса М55 от Петровска в сторону Читы
Конечно, это не хайвей, но в общем-то можно ехать и 100, и больше, даже на нашей Делике (хотя на ней - только под горочку :)).
В стороне от федералки тоже есть т.н. "трассы" - уже областного/краевого значения. Мы ехали до с. Малета - местами там даже асфальт был:
Дорога в сторону Малеты
После Малеты в направлении Чикоя асфальт кончился, и началась грунтовка:
Грунтовочка Малета - Чикой
На самом деле даже грунтовка вполне нормальная; несмотря на то, что тут всё лето шли дожди, состояние вполне приемлемое, шли под 80, кроме откровенных ям где-то посерёдке дороги.
В деревнях дороги более-менее, хотя асфальт есть только на основных дорожках; такая картина везде, включая райцентры.
Красный Чикой
Совсем плохих дорог мы не видели; даже в Кочон дорожка вполне приемлемая; а это в сторону от всяческих трасс:
Дорога в Кочон-Архангельское
В целом там, где мы проезжали, дороги более-менее - не мега-асфальт, но вполне можно ехать, не опасаясь за машину:
с. МалоАрхангельское, рядом с Чикоем
с. Малета
Малета
Затем мы вернулись на трассу М55 и покатились на запад - до Б.Куналея, что уже совсем рядом с Улан-Удэ, в Бурятии. Трасса там, как обычно, неплохая, только узковатая местами сильно.
М55 Между Петровском и Улан-Удэ.
Трасса нормальная, до Тарбагатая долетели как надо. Но и дальше, как ни странно, до самого Куналея - хоть он и в стороне от трассы - идёт асфальт; хотя уже и побитый немного:
Возле с. Пестерево
Большой Куналей
В Большом Куналее
В самом Куналее асфальт лежит только на половине одной улицы - тем не менее доехать до центра села можно по асфальту. Туда регулярно на автобусах привозят туристов, так что за дорогой следят.
На обратном пути всю дорогу ехали по трассам М55 и М53:
М55 у Тарбагатая
Как видите, и разметка на месте, и ограждения, и знаки. Более того - есть и переходы:
Переход в селе на трассе М55
Правда, на нашу голову бурятский стройбат решил починить трассу М55 в районе Байкала, и как раз тот участок, где мы проезжали ночью. Под дождём и, как уже писал выше, без тормозов:
Объезд ремонта на М55 вдоль Байкала.
Там и с тормозами бывают вот такие вот инциденты:
Фура на повороте на подъём у Слюдянки, в самом конце Байкала (если смотреть с востока)
У Байкала дорога обычно хорошая, только вихляет сильно, горочки и всё такое:
Выезд из Иркутска
Одно из позитивных нововведений этого года - фонари в сёлах вдоль трассы. Натуральное село в сотню дворов - и вдоль всего села фонарей наставлено. Это в Иркутской области. Не единичный случай - километров почти 100 в обе стороны от города так. Правда, в сторону Байкала там горки и сёл толком нет.
Фонари в сёлах вдоль трассы
В районе Тулуна в обе стороны дорога плохая, причём как-то просто плохая, без ремонтов даже:
К западу от Тулуна, за Булюшкой
Но в основном дорога вполне приличная, хотя местами и без разметки:
Но самое большое удивление нас постигло в Нижнеудинске. Там реально сделали дороги - по крайней мере, вдоль трассы. Если посмотреть в прошлогоднем посте, то там был полный ппц, даже кино про него сняли - а сейчас всё чинно-блаародно, только мост через р. Уда ремонтируют, но в общем и там дорога нормальная.
Нижнеудинск
После Нижнеудинска нас ждал следующий опасный участок дороги - Замзор, по названию которого мы в прошлогодней экспедиции называли любое нарушение дороги; так там было плохо. В этом году на подлёте всё было очень красиво:
Рядом с Замзором
Но недолго музыка играла - Замзор оказался на месте и в полном порядке - то есть фактически всё осталось как было, несмотря на обилие дорожной техники, и даже её какое-то движение:
Техника у Замзора
Замзор уже кончается, но "полный Замзор" ещё продолжается.
Участок трассы, на который машины ещё не пускают, хотя, казалось бы...
В этом году машинка была не так нагружена и вообще в лучшей форме, так что не сказать, что мы как-то сильно напряглись в этом месте. Хотя скорость, конечно, просадили - замеряли пробег по часам, и тут много потеряли. А что вы хотите - грунтовка и петли. И конца-края стройке там ещё не видать - городят какой-то мост ещё над селом.
Но дальше дорога пошла нормальная:
За Замзором
Возле Красноярска в районе с. Облепиха какая-то глобальная стройка затевается - срезают петлю через деревню, и спрямляют дорогу по горкам; но пока что там местами совсем не очень трасса. Хотя наш Ваня оценил местный слалом - говорит, "прикольно". Тормоза-то мы в Иркутске починили, можно и по горкам было ехать.
В районе с. Облепиха
Участок плохой дороги возле Красноярска
В Канске, столице кинофестивалей, встретили дорожное разводилово - трассу М53 запустили в объезд города, причём по каким попало дорожкам. Мало того, что крюк, так ещё и дорога ерундовая. В итоге не поехали туда, и срезали сквозь город - несмотря на дневное время, пробок почти не было, и мы всяко не прогадали.
Объездная дорога для М53 вокруг Канска - развод
За Канском дорога пошла хорошая - местами даже 4 полосы:
Дальше, в общем-то, дорога уже пошла без косяков - есть, конечно, ещё немало дорожных кадров, но в общем там ехать можно. Через Мариинск пришлось пройти вечером, в Кемерово были уже ночью - обошлось без задержек. В Новосиб уже совсем заполночь припёрлись - километров за 40 до города начался Северный объезд, совсем лепота - многополосная трасса, все дела. Ночью по городу перемещаться можно - даже через самый центр, по Красному.
Под конец не удержусь и вставлю песенку Ноля "Я гонщик" - как нельзя подходящую для нашей обратной дороги:
Наша "Делика" под мостом на Байкале
Вот, в целом у меня всё по дорогам экспедиции. Не сказать чтобы всё круто, но и совсем не так страшно, как кажется даже с запада Сибири. Несмотря на дождливую погоду, не могу назвать ни одного участка, где бы потребовался внедорожник - везде можно пролезть хоть на копейке, хоть на европейке.
Авось, кому да пригодитца.
К странице экспедиции Апдейт от 24.1.2013 - Иван выложил видео своей дороги из Приморья до Новосиба:
http://forums.drom.ru/peregon/t1151908900.htmlТам нет заезда в Чикой, но о трассе можно сделать выводы.