<<< К первому дню <<< Продолжаю развёрнутый репортаж о
Томском Этнофоруме.
Повторяю, что память на имена и названия у меня плохая , поправляйте если что.
За первый день накопилась изрядная доля усталости; особенно если учесть, что кое-кто из нас "вечорился" до 4 утра, а в 8 уже подъём; но все с утреца вполне бодренько вскочили и помчались обратно в Пушкинскую библиотеку, где параллельно проходила стратегическая сессия (по сути - конференция экспертов-фольклористов) и открытый концерт-лаборатория; по сути - продолжение представления коллективов. Про сессию я ничего не знаю, не привык соваться куда не звали, так что смотрели представление коллективов. Было интересно.
На представлении коллективов - Сергей (Омск, "Соборяне" (он не спит ;))), дядя Ваня (Новосибирск), Игорь Горев (Красноярск, "Живая старина"), в заднем ряду - "Бастеньки", Усть-Каменогорск, Казахстан
Представляется "Тоболец", Новосибирск
Кроме выступлений коллективов, с интересным докладом выступил Илья Фетисов, командир киевских "Божичей":
Илья Фетисов, командир киевских "Божичей", поднимает серьёзную тему про авторские права на фольклор.
Видео этого выступления приложу - в общем-то тема действительно касается всех, кто интересуется народным творчеством:
Click to view
Данное мероприятие слегка омрачилось небольшим организационным косячком - уже ближе к концу представления коллективов предоставили слово руководительнице ансамбля "Синий Лён" из Нижнего Новгорода; она прочитала большой доклад на тему ношения головных платков; он затянулся на час, при том, что народ и так уже слушал коллективы почти 3 часа без передыху; в итоге к моменту окончания доклада в зале остались только самые стойкие. После доклада осталось лишь немного времени - представились "Поселенцы", ну и мы также вылезли во второй раз. Причём у организаторов я неоднократно спрашивал - можно ли нам выйти представляться во второй раз - сказали, что хоть все 4 часа выступайте; а в итоге ведущий мероприятия Вячеслав Асанов вообще был не в курсе, что мы ещё чего-то хотим сказать. Пришлось опять лезть на сцену последними и кратенько что-то там вещать:
Click to view
Остальные видео с нашего представления можно увидеть тут:
http://www.youtube.com/watch?v=ZAmMzILmOmchttp://www.youtube.com/watch?v=v_cqRJF0hr0http://www.youtube.com/watch?v=Vy9oC6n5_ts Затем опять-таки в ужасе все помчались на обед. После обеда состоялось подведение итогов стратегической сессии:
Затем пришёл черёд одного из самых массовых и глобальных мероприятий Этнофорума - начался "Свадебный поезд". Участники фестиваля начали движение по центру Томска, показывая горожанам традиционную русскую свадьбу:
Свадебный поезд отправляется с первого пути
Торжественным маршем дошли до "Герба" - в некотором плане центра города, где состоялась первая остановка поезда. Вообще здесь в одном мероприятии на самом деле сочетались два - кроме собственно свадьбы параллельно ещё шла экскурсия по Томску для участников, и на остановках включались экскурсоводы, рассказывая что да как. Причём "наша" экскурсовод не выключалась и во время движения, несмотря на очень тихий мегафон. В общем, в этом месте сперва выбрали свадебных персонажей, и началась экскурсия.
В это время мы встретили "Анитиных" детей - наша Анита ведёт дедский ансамбль "Ермакова рать", уже и родители заразились народной культурой и прикатили сюда в Томск из Новосиба чисто посмотреть на фестиваль:
Дети и их родители из "Ермаковой рати", Новосибирск, на Этнофоруме
Поезд двинулся к дому невесты, на улицу Шишкова; шли под конвоем ДПС, которая перекрывала улицы для прохода большой толпы народа:
Свадебный поезд едет по ул. Обруб. Во главе - посажённый отец, Сергей Старостин
Свадебный поезд поворачивает на ул. Шишкова, к дому невесты
В пути пели песни; а "наша" экскурсовод не сдавалась и продолжала рассказывать про деревянный центр Томска. Так и дошли до "дома невесты" - которым послужил известный на весь город Дом Шишкова:
"Невестина родня" на балконе дома Шишкова держит оборону от понаехавших.
Вообще надо сказать немного про молодых - это были практически взаправдашние жених с невестой - они неделю назад расписались, но свадьбу не играли - вот, с привлечением участников фестиваля и устраивалось их свадебное гуляние. Вся подготовка коллективов с этому грандиозному мероприятию ограничилась на деление на родню невесты и жениха; хотя программный директор фестиваля Денис Крапчунов и пытался что-то ещё разрулить перед началом событий - куда там, все неслись куда глаза глядят. В итоге вышла чистая импровизация, и, как ни странно, без косяков:
"Родня невесты" - "Традиция", "Синий лён", "Маков цвет" и ещё кое-кто - по-прежнему в обороне, хотя по ним и не скажешь. :)
"Родня жениха", стоя под балконов невесты, призывает выходить сдаваться.
После довольно длительных препирательств и всевозможных выкупов - не только невесты, но и ворот - невесту всё-таки выдали родне жениха и посадили на взаправдашнюю конную повозку:
Невесту содют в карету (Пушкин детектед!)
Всё действо было сопровождено многочисленными свадебными ритуалами - возможно, обо всём потом отдельно напишу, я и сам многого не понял, что там творилось; сундук с приданным таскали, икону ставили, платочками "карету" обмотали; в общем, скучно не было. Хотя и непонятно немного; по краям не хватало "переводчиков" с народного на современный - чтобы рассказывали, что происходит. Ну, это так, замечание на будущее.
Затем поезд продолжил движение и дошёл до Воскресенской церкви, что почти на самой горе. Под 1000-пудовым колоколом молодых благословили:
Благословение молодых у Воскресенской церкви
После благословления пошли уже на конечную станцию поезда - к пожарной каланче, где состоялся фестиваль "Неразлучники". Это - практически верхняя точка города, отсюда открывается оч интересный вид - особенно, если залезть на эту самую каланчу.
Фестиваль прошёл также неформально. Сперва завершили основные свадебные дела - заплели невесту и отправили молодых в опочивальню, а остальные гости продолжили гулять. Среди гостей были и дагестанцы, и узбеки, и даже тувинцы - всем дали место на сцене.
Молодые ретируются в опочивальню, откупаясь от полотенцевых заслонов поцелуями, под обстрелом крупой.
Был и взаправдашний самовар с трубой, причём топил его креативный директор фестиваля, Александр из "Васильева вечера"; пруф:
Самовар
Вид с каланчи на "зрительный зал". Зрителей на самом деле было больше, просто они разбрелись по торговым рядам и по музею истории Томска, который как раз под каланчой.
Фестиваль продолжался до темна.
Хозяева фестиваля, "Васильев вечер", во тьме.
Завершился фестиваль совместными песнями и фаер-шоу в конце:
Фаер-шоу.
Потом участники Этнофорума ещё немного прогулялись пешочком по спуску до улицы Обруб, где уже проходили днём, и отправились в лагерь. Но если кто думает, что культурная программа на этом закончилась - три раза "ха".
Во-первых, как и в первый день, состоялась вечорка - допоздна; хотя её переместили в конференц-зал, чтобы не мешать людям спать (или не спать); и всё это - после бесконечного дня и километров пешего пробега:
Вечорка в час ночи
А уже после вечорки (и местами параллельно) по всему "Энергетику" происходили спонтанные встречи коллективов:
"Полынь", "Тоболец" и "Поселенцы" - посиделки в 3 часа ночи.
Реально день на три шёл, если не больше - мероприятия шли таким плотнячком, что казалось - уже прошла минимум неделя, а всего-то второй день завершился. На сон оставалось 2-3 часа, и наутро ещё была полная коробочка событий, а также уже дорога домой...
>>> К третьему дню >>> К сводной странице отчёта об Этнофоруме