Про фольклорные фестивали и концепцию популяризации народной культуры в целом

Nov 13, 2012 18:01

За прошедшие несколько дней побывал на двух фольклорных фестивалях - на нашем Сибирском был как организатор, на " Дмитриев День" ездил как участник. Если учесть, сколько разных фестивалей было посещено за последнее время, то, в общем, выборка у меня достаточно репрезентативная - во всяком случае, по Сибирскому региону.


Так вот что хочется сказать. Имхо формат фольклорного фестиваля в качестве популяризации народной культуры - в нынешних реалиях - никуда не годится. Вообще. Ни в каком виде. И это не только моё мнение.

На фольклорных фестивалях уже стало "хорошей традицией", что количество зрителей не превышает количество участников. В принципе, возможно, это не так уж и плохо - для уличных форм общения; но когда под енто дело снимаются залы, гоняются репетиции, просто куча людей занимаются организацией - и в итоге получается междусобойчик "для своих".

Может, это и неплохо, что фольклорные мероприятия проводятся "для своих" - но имхо это в некотором плане путь к секте, а не несение культуры в массы. Когда люди встречают народную культуру на улицах и вообще в не-концертной обстановке - они её, как правило, принимают вполне благожелательно. Но на сценические мероприятия всё равно народ не идёт.

Во много показателем данного тезиса может послужить Томский Этнофорум - безусловная "бомба" фольклорного движения этого лета. Фестиваль имел весьма обильное финансирование, были приглашены звёзды фольклора со всей страны и даже из-за рубежа немного; охват был реально все-городской, учитывая трамвайные покатушки и свадебный поезд в центре города... Но, братцы, а где зритель-то опять?.. Даже на Этнолофте, очень мощном мероприятии, хоть и не стандартном, но всё же - концертного образца, больше половины народа было "в костюмах", т.е. - участники фестиваля. Звёзды, мега-идеи и мега-организация, и всё равно - междусобойчик получился...

И ведь это - бомба. Про другие фольклорные мероприятия и вовсе молчу - там иногда кроме участников вообще зрителя нет. И в Омске так, и в Новосибе, и даже в Усть-Каменогорске, даром что "заграница".

Формат "стандартного" фольклорного концерта имхо давно пора или менять, или вообще убирать куда подальше. Сейчас на фестивали приезжают кучи коллективов - чтобы их всех показать, приходится всех жёстко ограничивать по времени ("один номер и свободен"); в итоге зачастую даже нет времени рассказать ни про себя, ни про песни, ни про традицию. А у редкого коллектива нечего рассказать, по уму-то... И у зрителя остаётся мозаичная картинка - ну песенку спели, ну круто, а почему и зачем, непонятно; при том, что от "стандартного" масс-культа всё сильно отличается, люди просто не понимают, что происходит. Выходит, что подобные мероприятия предназначены исключительно "для своих", кто понимает и разбирается - а если с улицы зайдёт кто, он и не поймёт.

Имхо самым мягким решением проблемы донесения "мессиджа" коллективов до зрителя может стать радикальное сокращение числа коллективов на фестивалях - не больше, скажем, 5-6. Да-да. Чтобы можно и рассказать что, и на вопросы ответить, и байки потравить - это и более зрелищно, на самом деле, и доходчивее для зрителя.

В идеале от сценического надо отходить вообще, и к каким-то более традиционным формам перейти - к "квартирникам", "уличникам" и прочей неформальности. Вот там пусть зрителей будет столько же, сколько участников - не проблема; в идеале-то зрителей вообще быть не должно, все должны быть участниками. Главное - чтобы люди понимали, что и зачем, а не так как сейчас "пришёл, послушал, ничё не понял - ушёл", или "видел издали толпу цыган, чего-то пели не по-нашему"...

И дело не в том, что сцена - это плохо. Это может и нормально, но в данный момент - категорически не продуктивно. Собирать по стране кучу народа, чтобы они выступали друг перед другом и чего-то там между собой хороводились - это, конечно, хорошо и благородно, но уж больно похоже на растрату народных денежек. Хотелось бы "выхлопа" побольше - чтобы и народа больше приобщалось, и в головах больше оставалось.

Я много пишу про деградацию человека в современном обществе - возможно, дело в этом; хотя, судя по последним наблюдениям - и томским трамваям, и свердловским поездам - народ в массе своей к песне относится вполне благожелательно, не хуже, чем в годы расцвета фольклорного движения, в середине-конце 1980-х, когда реально были аншлаги на фольклорные концерты. Люди, может быть, и не сильно изменились - общество поменялось, среда деградировала, и сейчас сценические формы фольклора - по крайней мере у нас в Сибири - просто не соответствуют реальности. Надо как-то иначе до народа достукиваться.

Некоторые (многие) коллективы пытаются удержаться на сцене, уходя в современные сценические формы - но, во-первых, это уход от традиций, а во-вторых, всё равно это эрзац-культура получается - по сравнению с тумц-тумц сценический фольклор проигрывает, как ни крути.

Понимаю, что многие приходят в фольклор, чтобы тут жить; главное, чтобы самому нравилось, а что кругом - это дело второе. Но имхо если зацикливаться на том, что хорошо самим, эдак можно действительно до уровня секты скатиться; без взаимодействия с обществом, его тормошения и влияния на него в меру своих возможностей, это путь к консервации народной культуры и превращения её в музейный образец. Попытки раскачать аморфную массу нашего современного общества, обдолбанную всяческими масс-медиа, конечно, выглядят как подвижничество и чуть ли не мессианство, но что делать - нам же здесь и с этими людьми жить...

Какие ещё можно формы использовать - пока что придумать не могу, чтобы и массово, и традиционно... Подсказывайте. :)

размышления, культура, фольклор

Previous post Next post
Up