Напишу очередную статью на культурную тему, по мотивам проведённой вчера
вечорки в "ДМ Юность".
Что такое вечорка? В общем-то, дискотэка по-народному.
Как ни странно, но в википедии и вообще в яндексе нет нормального определения слова "вечорка". Скорее всего, именно из-за простонародности этого термина - во-первых, у этого мероприятия масса названий (например, на родине Шукшина, в с. Сростки Алтайского края, её называют "тырла"); ну, а во-вторых, зачем засорять словари терминами для быдла; элита ж у нас такая, не-русская, о чём уже
многократно писал.
Как обратно-таки уже писал ранее, народная культура, в отличие от поп- и какой угодно другой развлекательной, многогранна и всеобъемлюща, и сопровождает человека от рождения до смерти. Человек начинает жизнь под колыбельные, затем его развивают пестушками, потом уже он сам начинает играть в детские игры; подрастая, вступает в молодёжную культуру, одним из центровых понятий в которой как раз является вечорка; а потом уже свадебные ритуалы и уже самому приходится применять на практике колыбельные и пестушки; потом уже лирика и духовные стихи, ну и так до погребальных и поминальных песен. При этом при всём каждый следующий шажок не отрицает предыдущие, а основывается на них; в итоге формируется
базис национального самосознания.
Чего у современного человека по сути нет. Нынешний россиянин (и далеко не только россиянин) живёт в некоем "общечеловеческом" культурном фоне. Мы не русские (англичане, французы, буряты) - мы общечеловеки получаемся. И в этом не было бы ничего плохого, если бы эта самая общечеловеческая культура основывалась на лучших образчиках культуры - и народной, и не очень - и была бы в лучшем смысле этого слова над-национальной. Но вам ведь уже смешно? Современная культура основывается всё на том же базисе "
деньги решают всё", и фактически давно переродилась из понятия образовательного в понятие развлекательное.
В чём здесь фишка. Конечно, и народные мероприятия - и игры, и танцы, и песни - фактически являются развлекательными; люди сами развлекают себя как могут. Но. Кроме развлекательной функции у каждой народной забавы есть и вполне себе образовательная, развивающая, наставляющая. Люди веками отбирали самые интересные и полезные занятия для передачи потомкам - это важно, ведь люди учили собственных детей и внуков, а им плохого не пожелаешь же? Тогда как современная культура основана на продаже потребителю - неважно кому - якобы культурной продукции, и совершенно всё равно, что с ним потом будет.
Воротимся от беспощадных обличений к теме статьи, сиречь вечоркам. Что из себя представляли вечорки в народе? Молодёжь собиралась где-то в условленном месте - иногда откупали избу у кого-нибудь, иногда просто на околице села встречались - и играли в молодёжные игры и хороводы. Изначально никакого музыкального сопровождения не было, потом появились дудки, балалайки и гармошки; но последние уже где-то в советское время появились, до того гармонь была безумного дорогим агрегатом.
Что отличает современную дискотэку от вечорки? Во-первых, на вечорку не ходили пьяными - как бы нас в этом не пытались убедить товарищи либералы и прочие общечеловеки. Вечорка - это активное действо, там надо проявлять ловкость и сообразительность; а под шафе будешь сбиваться всё время и на ноги наступать; никакого профита не получишь. Некоторые танцы весьма просты на первый взгляд - пока сам не попробуешь их освоить. Будешь тупить - получишь славу тормоза, с которым ни одна приличная девушка рядом не сядет; понятно, если ты тупишь по неопытности, но если из-за того, что на ногах не стоишь, то будешь только всем мешать, и тебя скорее всего попросят в грубой форме.
Второе отличие - отсутствие возрастного ценза. На вечорку могли приходить и дети - хотя и участвовали не во всех мероприятиях, и старики - последить за молодёжью и самим вспомнить молодость. Например, они могли подсказать забытые слова или колена - так что молодёжи с них была вполне конкретная польза, и она не отрывалась от остальных поколений.
Третье отличие - публичность. На современных дискотэках темень и грохочет музыка - в этих условиях не пообщаешься, и можно только тёмные делишки делать - на вечорках же свет был практически необходим, и главное - действо происходило не тет-а-тет, а в общем кругу. Конечно, были и парные танцы и игры, но и они тоже были у всех на виду. Это с одной стороны исключает как раз тёмные делишки, с другой - наоборот раскрепощает; приглашая даму на танец, ты реально приглашаешь её на танец, а не делаешь какое-то там подозрительное предложение, ибо все видят и следят. ;)
Четвертое отличие - говоря заумным языком, тактильная свобода, а по-нашему - другое отношение к прикосновениям. Это касается не только к вечоркам, но и вообще к народной культуре. Сейчас у современного человека выработалось отношение к прикосновениям к человеку как к действиям сексуального характера, и это отмечают многие фольклористы. Люди просто боятся прикоснуться к другому человеку, потому что это сейчас означает либо признак агрессии, либо намёк на секс. Буквально на днях диффчонки в нашей конторе подарили всем "мальчикам" картинки на 23-е февраля, в которые прифотошопили лица работников конторы - меня, например, изобразили
в виде Чапаева :) - но когда двум нашим программерам сделали парное фото, в виде солдат, один из которых положил руку на плечо другому, сразу посыпались вопросы - а чё они как голубые? Даже понятие "военная дружба" в глазах обывателя перерождается в какую-то непотребность. А в народе к публичным прикосновениям было совсем другое отношение; большинство танцев и игр проходит в контакте друг с другом; за руки держатся просто постоянно, но также часто держатся и за талию; а в некоторых играх можно - и нужно - даже за задницы друг друга хватать :)) - хотя это, конечно, не самое частое занятие.
Я, на самом деле, не люблю вечорки - но считаю, что человеку, который хочет знать свои национальные корни, в этой кухне повариться надо, и надо знать хотя бы некоторые игры и танцы.
В оконцовке выкладываю фрагмент вечорки 1 марта:
Click to view
По идее, в народе, конечно, не было ведущих, которые объявляют колена в микрофон :))) - но там все знали, что делать, в отличие от нынешних вечорок для широкой публики.