Обычно я пишу статьи в эдаком безапелляционном тоне - типо держите меня семеро, щаз всю правду расскажу. В этот же раз - скорее статья-размышление и приглашение к обсуждению.
Вообще я обычно пишу статьи в высшей степени спонтанно. Без плана статьи, без оформления каких-либо тезисов - просто есть одна-две мысли, и пошло-поехало. Начиная писать о чём-либо, я понятия не имею, как буду раскрывать тему и чем буду заканчивать статью; да что статью, я практически любое предложение, как правило, начинаю, не зная, чем оно закончится. Так и сейчас - понятия не имею, во что выльется статья; может быть, выйдет коротенькое эссе с формулировкой вопроса - а может быть, фолиант, который мотать вверх-вниз устанешь.
Принято считать, что понятия "сервис" у нас в стране нет, по сравнению с "остальным миром" - если танки и ракеты мы делать умеем, то какой-нибудь гостиничный бизнес построить у нас практически нереально. В этой статье попробую начать разбирательство, почему это так.
На мой взгляд, проблема "совкового сервиса" кроется в... психологии русского человека. Русские испокон веков были производственниками - крестьянами, трудягами-кузнецами, воинами-казаками - но никогда в массе своей они не были обслуживающим персоналом. В Европе испокон веков был большое движение народа из региона в регион - поэтому достаточно популярны были профессии типа трактирщика или там ямщика. В России же население в основном сидело на земле и особо никуда не ездило; не считая военных походов; ну, про это дело у казаков поётся "
у казака дом - черна бурочка"; русская армия по отелям не размещалась, инфа 146%. Кабатчики и купцы - это были весьма малочисленные профессии, и, смею утверждать (хотя могу и ошибаться) - не самые уважаемые.
Тогда как в Википедии даётся следующее определение понятию "сфера услуг:
Сфера услуг - часть экономики, которая включает в себя все виды коммерческих и некоммерческих услуг; сводная обобщающая категория, включающая воспроизводство разнообразных видов услуг, оказываемых предприятиями, организациями, а также физическими лицами. Остальными частями экономики принято считать
производство -
промышленность и
сельское хозяйство.
Как вы понимаете, основная масса населения в России испокон веку занималась именно производством - сельским хозяйством, и в меньшей степени кустарной промышленностью - кузнецы, бондари, колесники и так далее. Люди "в услужении" составляли крайне малый процент населения; на мой взгляд, самой популярной профессией среди "обслуживающего персонала" дореволюционного времени были ямщики.
Когда власть переменилась, то кровавые большевики принялись выкорчёвывать следы эксплуатации человека человеком; в итоге профессии из сферы услуг стали ещё менее престижными, чем раньше. Но, что парадоксально - именно во времена проклятых коммуняк понадобилось расширять сферу услуг из того зачаточного состояния, в котором она была ранее - понадобились столовые на заводах, гостиницы для командировочных, транспортные предприятия и прочая и прочая. И пришлось людей загонять в эти самые далеко не престижные профессии - поварих, продавщиц и горничных, не говоря уж про официантов.
На мой взгляд, именно в ту пору произошла подмена понятий - люди по привычке считали себя работающими в сфере производства, а не в услужении. И относиться к своей работе стали именно как к производству, а не как к продаже услуг.
Второе моё предположение - производство в основном ориентируется на материальные объекты (произведём 100 тыщ тонн чугуна!), а услуги - на удовлетворение потребностей клиента. И наша с вами советская сфера услуг в своей массе работала именно в терминах промышленности - продадим стотыщ тонн чугуна картошки, а удобно ли при этом будет покупателям - дело десятое.
В таких условиях понятно, что никто не будет обучать продавцов улыбаться покупателям - у них другие приоритеты: выдать на-гора вагон угля стотыщ продаж. Подход к торговле-гостинице-столовой как к заводу, увы, не работает, но тем не менее именно так всё и крутилось в те времена. Проблема не только в государстве, системе, социализме в целом - она в головах у людей.
"
Служить бы рад, прислуживаться тошно" - эти слова Грибоедова иллюстрируют отношение народа к сфере услуг в целом. Прислуга - это всегда был презираемая в народе профессия, поэтому люди практически инстинктивно говорят себе - я не прислуга, я работаю на производстве по доставке товара потребителю! Я не прислуживаю, я - конечное звено производственной цепи!
Служить всегда было почётно; что на воинской службе, что на государевой; а вот прислуживать - как сами понимаете, нет. И что с этим делать, лично я решительно не понимаю. :)) Ибо с сервисом у нас в стране по-прежнему не айс. Может, подскажете?