xso

(no subject)

Jul 22, 2017 14:38

Распространено мнение, что зороастризм не является истинным монотеизмом. В силу своей глубокой древности, зороастризм, якобы, является переходной формой от политеизма к монотеизму, и, наряду с провозглашением Бога Единого имеет при этом и пантеон "богов" поменьше.

Такой взгляд на деле может возникнуть лишь при поверхностном знакомстве с переводом Авесты, изобилующим терминами-кальками, не переведёнными с авестийского. За Ашами, Митрами и Сраошами, с которыми Авеста ведёт диалог, похожий на её же диалог с Ахурой Маздой -- Единым Богом -- действительно чудятся идолы божеств политеизма.

Воспользовавшись же переводом этих имён, с удивлением обнаруживаешь за ними не идолов вовсе, но обиходные понятия, употребляемые ежедневно каждым из нас, включая атеистов даже. И иллюзия противоречия от наличия в тексте неких дополнительных "богов" поменьше наравне с Богом Единым при полном переводе полностью рассеивается.

Что же сбивает с толку? Что за сущности присутствуют в Авесте помимо Единого Бога -- Владыки Бытия Мудрости? Что заставляет предполагать политеизм зороастризма?

Во-первых, семь Бессмертных Святых. Однако, Авеста однозначно говорит о том, что Бессмертные Святые являются эманациями Единого Бога, его составными частями, подобно составляющим единый луч белого света разным цветам спектра. Это Мудрость, Доброта, Честность, Воля, Скромность в сочетании с щедростью, Здоровье, Счастье. Всё это не отдельные "божества", но семь проявлений Единого Бога в нашем мире. Развивая эти качества в себе, человек, по зороастризму, приближается к Богу.

Указан и способ, как это делать, и это второй набор "персонажей" якобы пантеона зороастризма, зороастрийская ("ветхозаветная") Троица: Добрые мысли, Добрые слова, Добрые дела. Опять же, и здесь не находится никаких метафизических сущностей, но лишь средства достижения единения с Богом.

Третье, это, конечно, Порядок -- единый закон добра, придуманный и воплощённый Богом, закон, по которому устроено и функционирует всё бытиё. Порядок, безусловно, почитается культом зороастризма, но чтобы увидеть в Порядке самостоятельное божество, нужно иметь неплохую фантазию.

Далее идут почитаемые Авестой Образы Порядка, перечисляемые в переводе так же по их авестийским именам, что опять создаёт впечатление неких олицетворённых сущностей. При переводе же на русский с удивлением видишь за этими "идолами" с трудновыговариваемыми именами вроде Аивисрутрима Аибигае просто временные отрезки: рассвет, полдень, весну, лето, время растущего или убывающего месяца и так далее. Опять же, ничего даже близкого к политеизму. Любой здоровый, не отягощённый внутренними психологическими конфликтами современный человек, неважно, христианин он или атеист, так же с радостью встречает рассвет нового дня или приход весны после долгой зимы, как предписывает делать это Авеста. Не удивительна ли эта естественность предписаний зороастризма?

Далее -- авестийские язаты. В переводе с авестийского язат -- "достойный почитания". Забавно уже то, что этот термин, переводимый на русский существительным, в авестийском является прилагательным. Может здесь удастся найти персонажей "пантеона"? Но здесь, с переводом на русский, с удивлением видишь лишь социальные явления или моральные категории, к которым, так же, как и Авеста, взывают и атеисты, и буддисты, и христиане, да и вообще любые люди в своей повседневности. Это явления духовного мира: справедливость, вера, взаимовыручка, изобилие, победа а также сущности мира физического, то, без чего тело человека не может существовать в мире физическом: вода, огонь, солнце, ветер, скот и так далее. Эти явления безусловно почитаются Авестой, но всюду в Авесте оговаривается, что это -- лишь производные Порядка, заведённого Единым Богом. Есть ли в требовании почтительного отношения к справедливости или, к примеру, к воде или земле признаки политеизма? Или эти религиозные правила, провозглашённые Авестой тысячелетия назад, больше ближе к общечеловеческим нормам и стремлениям, крайне актуальным и сегодня, в XXI веке?

Есть ли в зороастризме хоть капля политеизма? На мой взгляд, нисколько. Авеста абсолютно последовательно монотеистична, более монотеистична, чем иудаизм с Богом иудеев, и его оппозицией богам прочих народов и чем христианство, с его парадоксом Единого Бога в сочетании Бога-Сына и Бога-Отца.

зороастризм, православие

Previous post Next post
Up