За почти десять лет (ого… ), на протяжении которых пишу тут про кино, во всевозможных тематических кинорулетках до этого участвовал только один раз, в 2012-м. Тогда выпало смотреть
замечательные «Четыреста ударов» Трюффо.
А сейчас вот, после «Снеговика» сидел, думал: Что бы такое посмотреть из тру скандинавских нуаров, чего еще не видел?… и тут фжух, у
altereos тематическая рулетка как раз по этим самым, горячо любимым, скандинавским нуарам.
Очевидно происки богов. Ну как тут не принять участие.
Выпал «Час рыси». Забегая наперед скажу; кино хорошее, но к нуарам имеющее такое же отношение как «Список Шиндлера» к романтическим комедиям…
Час рыси / I lossens time (2013)
К уединенному заснеженному дому подходит странный, не по погоде одетый молодой парень. Живущая в доме пожилая супружеская пара пускает подростка погреться, после чего гость жестоко их убивает молотком, и пытается покончить с собой, облившись бензином но так и не сумев зажечь спичку…
Спустя какое-то время к женщине-священнику Хелен, приезжает психолог закрытого психиатрического изолятора - Лисбет. Один из пациентов Лисбет (тот самый парень из начальной сцены) попытался покончить с собой.... ему сказал это сделать бог. Психолог просит священника поговорить с парнем…
Перед нами нордически неспешная, клаустрофобная психологическая драма. За исключением финального флешбека действие которой разворачивается в закрытой психиатрической лечебнице.
Две женщины, психолог и священник, отчаянно пытаются пробиться и достучатся до ушедшего в себя и почти не идущего на контакт, глубоко психически нездорового подростка.
История развивается параллельно в двух временных отрезках, настоящее - после попытки суицида, и недалекое пошлое - непосредственно до попытки.
Из этих флешбеков мы узнаем что психолог развернула в изоляторе проект целью которого являлось доказать позитивное влияние домашних животных на жестоких преступников. Парню достался кот, и изначально холодное отношение к питомцу постепенно переросло в настоящую дружбу…
По мере того как история начинает раскрываться мы вместе с героинями постепенно начинаем проникать в мир этого закрытого, потерянного подростка.
Его казавшиеся поначалу бессвязными фразы начинают обретать какой-то смысл, а история его взаимоотношений с котом все больше пугать и трогать…
Вообще это полуторачасовая драма развивается настолько размеренно и неспешно, что все сюжетно-событийные перипетии фильма можно рассказать одним, максимум двумя предложениями, поэтому чтобы не спойлерить, воздержусь от описания сюжета, лучше впечатление.
А впечатление кино оставило смешанное. С одной стороны слишком уж тут все по-северному скупо.
Нет привычной трехактной структуры сценария…, минимум событий…, лаконичные диалоги… рваное построение истории с постоянными флешбеками…
С другой, несмотря на все вышеперечисленное, кино невероятно эмоциональное и трогательное.
Смотрел фильм с лежащим на коленях и уютно помуркивающим котом… и то ли настроение было соответствующее, то ли очень уж эта история про мальчика, кота, священника, и их 25-й час была сентиментально рассказана…. Так или иначе, в финале даже пустил скупую слезу.
При этом картина оставляет сильное ощущение недосказанности. Ни к каким конкретным выводам история нас не подводит, и на вопросы, о чем фильм? и, что хотел сказать автор? Каждый будет отвечать для себя сам, но то, что после фильма хочется его понять и обдумать, а не просто включить следующий, это факт.
В общем, не возьмусь его безоговорочно рекомендовать, очень уж кино получилось неспешным и грустным… но если вдруг будет соответствующее меланхоличное настроение, и желание посмотреть нечто размеренное, эмоциональное, да еще и с замечательной Софи Гробёль в главной роли, то вы знаете за что браться.
Да и, несмотря на всю беспросветность истории, фильм оставляет очень светлое, гуманистическое послевкусие.