муз. сопроводиловкаThereseShedMySkin
В длинном перечне достопримечательностей Крыма не последнее место занимают "пещерные города". Пожалуй, это самые впечатляющие исторические памятники раннего и не совсем раннего средневекового периода горного Крыма. На самом деле название "пещерные города" - условное и обобщающее. Такое название эти следы деятельности средневековых жителей Крыма получили благодаря тому, что до нашего времени сохранились лишь помещения, вырубленные в скалах; все наземные постройки: дома. церкви, крепостные стены и другие оборонительные сооружения разрушились под воздействием времени, войн и нашествий разного рода вандалов...
История средневекового Крыма интересна, загадочна и является предметом исследования и споров учёных. Слишком много утеряно за давностью веков, сменой цивилизаций и культур...
1.Последний оплот империи
Мангуп-Кале. Один из самых больших и наиболее посещаемых "пещерных городов". На этом снимке развалины цитадели города-крепости Дорос - столицы страны Дори (Крымская Готия V-VIII вв.) - оплота Византийской империи и Доросской митрополии Константинопольского патриархата в западном Крыму, впоследствии столицы княжества Феодоро (XII-XVвв.) Современное название Мангуп-Кале город приобрёл во времена владычества Османской империи.
Мангуп-Кале, конечно, не единственный средневековый город-крепость на полуострове. Эски-кермен, Чуфут-кале, Тепе-кермен, Кыз-куле,Cюйрень, Качи-кальон, Шулдан и другие "пещерные города" и "пещерные монастыри" давно известны путешественникам, интересующимся историей древней Таврики.
Но, оказывается, в Крыму существуют "пещерные города" другого рода. Время их существования исчисляется не сотнями лет, а всего лишь жизнью одного-двух поколений. И называлось это время - "холодная война".
На туристических картах эти "пещерные города", как исторические объекты, не обозначены.
2. На один из таких объектов, а именно - "объект100", мы и прибыли вместе с Димой и Лёвой в погожий февральский денёк.
"Объект 100" - иначе "Сотка" - известен тем, что это был первый в мире подземный ракетный комплекс берегового базирования с радиусом действия в морской акватории до 100 км. Строительство объекта началось в самый разгар холодной войны, в 1954 году.
Для чего же был нужен столь суровый военный объект в таком райском уголке юго-западного Крыма?
Всего в нескольких километрах находится Севастополь, город, который со дня основания строился как военно-морская крепость, главный военный порт на юге России, а в дальнейшем крупная военно-морская база СССР. Совсем рядом - Балаклава с тем же военным статусом. Оба города претерпели тяжелейшие военные сражения, как в Крымскую войну 1854-55гг.- первая оборона Севастополя, так и в Великую Отечественную войну - вторая оборона Севастополя 1941-42г. Так что печальный опыт был.
После Второй Мировой войны обе сверхдержавы - СССР и США - наращивали свой ядерный потенциал, угрожая друг другу превентивными ударами и ударами возмездия. Тогда-то и было принято решение - в толще гор, окружающих Балаклаву, выстроить подземный завод по сокрытию и подготовке к боевым действиям подводных лодок . Решение принималось руководством страны во главе с Иосифом Сталиным. Соратнику - Лаврентию Берия, - топ-менеджеру по ядерным проектам - было поручено найти место и начать строительство
Надо полагать, тогда же и было принято решение о строительстве между Балаклавой и мысом Айя подземных ракетных комплексов для защиты Черноморского флота, базировавшегося в Севастополе и Балаклаве. В строительстве подземных городов участвовали тысячи "добровольцев", подписавших "подписку о неразглашении"...
Строительство шло небывалыми темпами: уже в 1955 году вступила в строй радиолокационная станция на мысе Айя и в 1956году завершено строительство "Объекта 100". Заметьте - все эти сложнейшие инженерные сооружения строились под землёй. Вот вам и "пещерные города". Подземный завод в Балаклаве строился с 1953года по 1961. В эти годы Севастополь стал закрытым городом, а Балаклава вообще перестала существовать в сознании простых граждан как город и исчезла с административных карт.
Со временем комплекс неоднократно подвергался модернизации с учётом военно-технического прогресса и соотношения сил с противоборствующей стороной.
Последняя "модернизация" прошла уже после развала страны. Вот мы и решили посмотреть на результат...
3.Оставив машину недалеко от села Оборонное, у шлагбаума, прошлись по бетонке до самой базы .
4. На территории - ни души.Пошли в "штаб". Там нас тоже никто не встретил.
5. Зашли в помещение. Первой мыслью было : немцы, типа фашисты, гады - всё вывезли в свой рейх , до последней паркетинки...
6. В командирской тоже всё разорено, сожжено - командир, наверно, убит. А может это натовцы?
Воспользовались, гады, неразберихой в стране.
7. Наверно газами выкуривали - вон и противогаз на окне лежит..
8.Никого...
9. И на спортплощадке никого...
10.Погуляв по безлюдному командно-штабному-жилому сектору, пошли к непосредственно военным
площадкам объекта. Там и сям разбросаны какие-то непонятные бетонные сооружения. Но какой вид...!
11.Вышли к ангару.
12.Похоже, что здесь загружали главное содержимое объекта - ракеты, затем их по рельсам везли на тележках
в туннели к пусковым шахтам.
13. По направлению рельсов пошли в туннель. Своеобразный вход напоминает огромный зев ненасытного чудища.
Раньше было такое пропагандистское понятие: "закрома Родины". Вход в эти "закрома" мне таким и представлялся...
14. О! Здесь уже рельсов нет. Увели...
15.Зато какие двери! Пожалуй с полметра в толщину будут. Ни одна падла не унесёт...
16.Виден "свет в конце туннеля" - там пусковая шахта. Внизу, под ногами, разрушенные остатки поворотного круга для направляющей тележки с "грузом". Параллельно "транспортному " туннелю проложены узкие подземные коридоры. В траншеях, видимо, был проложен кабель из цветного металла. Когда-то, в перестроечные времена, в годы полного разорения страны и обнищания народа, какой-то товарищч из Омерики посоветовал (ещё наша страна советская была) выкопать все кабели от Бреста до Владивостока и сдать их на металлолом в западные банки - этого с лихвой, как он сказал, хватило бы на оплату многомиллиардного долга и ещё осталось бы на жрачку для советских людей. Среди главных военных нашлось немало "умных" людей, не пропустивших этот совет по части стоимости цветного металла и др. военного снаряжения. Только не говорите мне, что это бомжи-алкаши на вотку порезали кабели. Все змеевики мира не смогли бы нагнать столько вотки...
17. По ходу пути в туннеле встречаются такие комнатки с бронированной дверью - на случай ядерной атаки...
18.Каждый туннель заканчивается такой пусковой шахтой. Сейчас посмотрим , что там...
19.
20.Тут теж коментарів немає...
21. Мои спутники по разным фотобродилкам Дима и Лёва.
22. Всё обошли, всё пофотографировали...
23. Вышли на поверхность. Металлическая крышка с шахты куда-то исчезла. А ведь как эффектно она раздвигалась в разных художественных и документальных фильмах про доблестные вооружённые силы! Вообще эту "цитадель" снимали в фильме "Одиночное плавание". А теперь - только тени странствующих диггеров и сталкеров можно здесь увидеть...
24. Похоже, что здесь были вентиляционные шахты...
25. С вершины холма вдалеке виден Севастополь. Внизу - один из районов Балаклавы.
Рядом, в кустах - рояль автобус, ободранный до липового скелета
26. Лёва
27. Далее наш путь лежал на Балаклаву через вершину г.Спилия
28. Красивое, райское место. Но не раскатывайте губу - уже...
( здесь другая большая фотография)29.
Наш путь от "Сотки" к Балаклаве проходит ещё через один интересный военно-исторический объект. Примерно в 1909-1910 годах началось строительство бетонных укреплений на балаклавских высотах 386,6 и 212,1, которые со временем получили условные наименования форт «Южный» и форт «Северный»... Строительство укреплений началось не на пустом месте. "Южный форт", через который мы проходим, начали возводить еще во времена Крымской войны 1854-1855 гг. Тогда британская морская бригада построила земляные береговые укрепления, начав линию обороны, протянувшуюся на 18 километров вдоль морского побережья Крыма до Севастопольской бухты. В начале ХХ века инженером Полянским укрепления на горе Аскети были усовершенствованы и обновлены. Окончательно строительство долговременных укреплений на этих балаклавских высотах завершено не было, поскольку к концу 1914 года выявилось полное господство Черноморского флота, делавшее невозможным германо-турецкий десант в Крым. В дальнейшем, уже после гражданской войны, в 1921-1925 гг. эти балаклавские укрепления, условно именовавшиеся форт «Южный» и форт «Северный» вошли в состав 12-го участка балаклавской группы укреплений Севастопольской крепости.
30. Они состояли из бетонных казематов, орудийных площадок, систем оборонительных бетонированных рвов глубиной 2-3 метра.
31.
32.
33.
34.
Великая Отечественная война. Во время наступления гитлеровцев на Балаклаву и Севастополь на этих береговых укреплениях прошли жесточайшие, кровопролитные бои. С ноября 41года по 30 июня 42года здесь проходила линия обороны Балаклавы. "Южный форт" был занят немцами. Территория «Северного форта» оказалась поделена между советскими войсками и немцами примерно пополам. 30 июня 1942 защитники Балаклавы, по приказу, отступили на мыс Херсонес.
Над входом в горжевую оборонительную казарму Южного форта висит памятная доска героям-защитникам Севастополя, стоявшим насмерть у этих самых фортов : курсантам-пацанам школы НКВД, краснофлотцам, солдатам и командирам частей Красной Армии.
29. Здесь раньше вставала земля на дыбы,
А нынче-гранитные плиты,
Здесь нет ни одной персональной судьбы,
Все судьбы в единую слиты.
(В. Высоцкий).
35. В таком состоянии казематы сегодня. Так мы чтим память о наших отцах и дедах... Некогда - надо на митинг бежать, там опять спор между патриотами и ура-патриотами: кто более Матери-Родине дорог...
36. Особенностью "Южного форта" является необычное для человека, несведущего в российской дореволюционной фортификации, сооружение из листовой брони, сохранившееся до нашего времени - пресловутая "бочка смерти". Это - высотный наблюдательный пост в виде железной "бочки" диаметром 1,8 метра и высотой 2 метра, которая висит на скале над пропастью. В "бочке", в стенах и полу, были оборудованы специальные прорези для установки в ней артиллерийского дальномера...(ист. Константин Колонтаев)
37.
По дороге к Балаклаве. Гора Спилия-Аскети
38. Теперь на Балаклаву...
( здесь другая большая фотография) 39. За всё время пути от Оборонного нам не встретилось ни души. И только здесь, на спуске в Балаклаву, откуда-то внезапно выскочило такое симпатичное существо. Мы попытались его накормить, но у него настрой был лишь на игру. Видно, что пёсик домашний, сторожевой - сбежал от скуки...
40. Руины генуэзской крепости Чембало у входа в Балаклавскую бухту. За последние годы почти окончательно обрушились . Пытаются восстановить, но скорее всего, больше, чем "новодел" сделать не смогут...
( здесь большая фотография Балаклавы)42. Вот мы и в Балаклаве. Здесь пора остановиться. Балаклава настолько красива, что заслуживает отдельного фоторассказа.
41. Куда раньше ставили на ремонт грозные субмарины, теперь катаются экскурсанты.
42. Немного погуляв по набережной, поняли,что ещё немного и приляжем где-нибудь рядом, поэтому взяли такси и поехали к своей машине, оставленной в первых строках... Круг замкнулся.
43.Но, если вы решите остаться в Балаклаве до вечера, то сильно рискуете неожиданно встретить такое небесное создание
P.S.: Надо будет съездить ещё на другой номерной объект... А на "Сотке" - сейчас охрана, т.к частная территория. Что и как - очень"военная тайна". Кибальчиши, которые в охране, геройски молчат.
Это другим разом ходили на Спилию:
Click to view
Автор видеоролика АНЗЫЛОВ ВАЛЕРИЙ
↑ В НАЧАЛО ↑ Возможны авторские изменения и дополнения...
© Y_lounger. Использование в коммерческих целях без ведома автора, расстреливается на месте...