Джорджо Агамбен
Восток и Запад
(цит. по ТГ PhilosophyToday)
История человечества всегда имела теологическую подоплеку, и поэтому может быть поучительно взглянуть на нынешний конфликт между Востоком и Западом с точки зрения раскола, который отделил Римскую церковь от Православной много веков назад. Как известно, основой раскола стал вопрос о
(
Read more... )
Comments 8
вообще-то Дух всегда исходит из Души, которая рождает от Него Сознание-Логоса.
Душа широка и глубока и нет в ней порядка - Мать-Сыра-Земля (или Море).
Дух высок и стоек и несет порядок - Отец Небесный.
Логос ориентирует Дух в Душе спокойным и ясным взором.
Reply
Дух (Небо), Душа Логос, Мать (Земля или Море), - все они указывают на структуры или основания существования.
Это уже вдали от (онто)теологии (или метафизики). Но оказывается, тут (в классической метафизике) тоже есть своя история, которая не собирается уходить в прошлое.
Reply
(Задолбали)
Reply
О, да.
Reply
В чем, интересно, состоит прививание духовно чуждой идеи? В том, что на 80% неграмотное население усадили за парты и заставили учиться, а потом дали возможность найти свое место в жизни? Если духовность = безграмотности, отсталости и архаичности, то зачем такая духовность?
Другое дело, что в недрах дореволюционной России рождалось много новых аутентичных духовных концепций, начиная со старообрядческих согласий и заканчивая множеством сект. Но многие из них как раз неплохо встраивались в модернизацию.
Reply
Старообрядцы активно участвовали в ВОСР (революции), - это известный (даже мне) факт. До революции никто так рьяно не усаживал 80% неграмотного населения. Насильственный характер этого "усаживания" очевиден, - как и его итоговое благо.
Агамбен пишет со свой стороны, из того места, где родился модерн. Вообще, это судьбоносный вопрос, есть ли у доминирующей церкви в нашей стране модернизационный потенциал... Например, все наши великие культурные достижения возникли в конфликте с православной идеологией, - как наше реальное все Достоевский, который исполнил у нас пост-классический поворот.
После 1990х наша Церковь ничего не смогла предложить людям в культуре. Перестала ли она опасаться творчества и науки? Едва ли, все исходящие тезисы негативные, а то, что движет какие-то перемены, исходит от государства и небольших социальных групп. А у них свои духовные основания...В общем, для меня здесь проблема.
Reply
Так я о том же. Только в чем здесь проблема? Ну просто это так и все. Все инновации рождаются в малых группах.
Reply
Проблема (тут) только (исследовательская) в поиске и описании таких малых групп.
Ну, и общая основа для описания - теологическая. Видимо, религиозное самоопределение является исходным и от него зависит вся последующая история.
Reply
Leave a comment