Западноморский гидрокомплекс находится в 15 километрах к западу от города Нампхо.
Ранее Пхеньян и Нампхо соединяла дорога вдоль берега реки Тэдон, однако Ким Ир Сен высказывал идею строительства новой, многополосной трассы. При его жизни этим планам не было суждено осуществиться - строительство было начато в середине 90х годов после его смерти и закончено к 2000 году. Новая дорога обеспечивает повышенную пропускную способность - Нампхо город портовый, поблизости находится несколько крупных производств. В отличие от дороги на восточное побережье - бетонное полотно покрыто асфальтом, что редкость для Кореи. Говорила в комментариях, повторюсь - строительство бетонных дорог обусловлено тем, что данный материал для Кореи дешевле, асфальт в стране не производят из-за отсутствия нефти. Так как данная трасса появилась во исполнение указаний Ким Ир Сена и в память о его мудром руководстве - экономить не стали.
В некоторых местах ведется ямочный ремонт - знакомая картина. Вот свежие заплатки, а на пути обратно мы видели и самих дорожных рабочих - не успела достать фотоаппарат.
2.
Пока ресурс трассы в части объема перевозок совсем не используется, промышленности и торговля не обеспечивают загрузки. Возможно, часть транспорта так и идет по старой дороге, а здесь мы встречали только велосипедистов вдоль обочин, сама дорога густо усыпана опавшей листвой. И вот те самые деревья, которые мешают фотографировать придорожные пейзажи. Здесь они еще молодые.
3.
Иногда деревья заканчиваются и можно разглядеть пгт или деревню. Кто там говорил насчет нищенства? Это не образцовый кооператив, это населенные пункты вдоль дороги.
4.
5.
Нампхо мы увидели лишь проездом, останься я здесь подольше - было бы что рассказать или полюбить его как Вонсан. Хотя вряд ли - Нампхо порт речной, а не морской.
6.
7.
За Нампхо, ближе к морю, вдоль дороги тянутся солончаки. Состав воды Западного моря позволяет добывать соль именно таким способом, выпаривая её на солнце.
8.
Западноморский гидрокомплекс (
см. на викимапии) построен в устье реки Тэдон у Западного (Жёлтого) море. Основная цель его возведения - решение проблемы приливов, высота приливной волны достигает 8 метров, морская вода попадала в русло реки, повышая её уровень, река затапливала сельскохозяйственные земли, иногда прилив доходил до столицы. Речная вода смешивалась с морской, делая её непригодной для орошения. Во время отливов наоборот - река мельчала, затрудняя судоходство.
Стороительство гидрокомплекса началось в 1982 году и завершилось торжественным открытием 24 июня 1986 года. За пять лет возвели плотину длиной 8 км (ширина основания до 150 м, высота до 30 м), изолировавшую реку от моря. Представьте многолетнее строительство в условиях приливов-отливов, осложненное течением и штормами. Масса средств и людских ресурсов (осуществлялось силами Корейской Народной Армии) были затрачены. Проект и правда грандиозен.
9.
Для прохода судов предусмотрены 3 шлюзовые камеры для судов разного водоизмещения, до 20 тысяч тонн включительно, имеются створы для сброса воды.
10.
11.
На подъезде к гидрокомплексу наша гид рассказала чудесное - в плотине имеются камеры для рыб, которые при перемещении из реки в море и наоборот становятся "растерянными" из-за смены состава воды. Для "растерянных рыб" предусмотрены зоны со смешанной водой для адаптации. На этом моменте я совсем растрогалась, "растерянные рыбы" вошли в мой лексикон навсегда.
Плотина решила проблему орошения сельскохозяйственных земель вверх по устью Тэдонгана,
12.
сократила путь из Нампхо к юго-западным провинциям, соединив их автотрассой.
13.
Во время строительства гидрокомплекса было уничтожено несколько маленьких островов в устье. Но остров Пхи рядом со шлюзами оставили, разместив на нем музей истории и строительства. Наверху здания музея расположен маяк-памятник в виде якоря.
14.
В музее нам показали фильм о строительстве гидрокомплекса. На рутубе прекрасный подзаголовок у этого видео - "Когда строишь и не воруешь".
К чему бы это я? You can watch this video on www.livejournal.com
Фото в холле музея.
15.
В комментариях к
этому посту можно посмотреть фото пляжа у дамбы. А я завершу традиционно - шхуны, море. Или река.
16.
Все мои отчеты о поездке в Северную Корею в октябре 2010 года доступны по тегу
КНДР:
Перелет Ариран Парад в честь 65-ти летия ТПК Дорога на восток Дети - будущее Кореи Маяк в Вонсане Значки с портретом Ким Ир Сена Мангендэ