Решил поделиться информацией и впечатлениями - может кому и интересно будет. К тому же именно бывалые в этом community и на mainsail посоветовали как и где лучше пройти обучение.
Две недели были с другом на Тенерифе в RYA CLUB SAIL SEA-SCHOOL(www.clubsail.com), где я сначала проходил DS shore-based course, а затем DS practical. Товарищ мой вообще вписался за компанию и интерес, поэтому получал Competent Crew. По приезду встретили там еще одного русского парня из Казани, который как и я грыз сначала теорию.
Хочется сказать в первую очередь - я остался очень доволен. Серъезная школа.
Изначально Канары я выбрал, потому что это Атлантика(tidal)+экзотичные места+относительно недорого. К тому же в начале мая далеко не везде тепло. Списавшись с клубом, оказалось что у них юбилей, плюс скидки на двоих, и в итоге за две недели 1060 евро с носа. В эту сумму входило: обучение в классе, проживание 8 дней на лодке-гостинице с забитым холодильником и 6 дней практики на 40-футовике.
К сожалению, за два месяца билеты взять не удалось, да и прилет наш 2 мая совпадал с праздниками и каникулами, поэтому билет через Мадрид влетел нам в 28000 р.Еще 20 евро отдали за 15 минут в такси от аэропорта.
Но и это - терпимо.
Во время теоритического обучения жили втроем на большой моторной яхте EL MARIACHI SEGUNDO, что стоит в местной марине San Miguel. Каждый день вскакивали в 8.30 и бегом на берег, где нетерпящий опозданий инструктор Mike Stewart вдалбливал нам знания до самого вечера. Слава богу выторговали у него перерыв на обед, а то он предлагал нам обойтись сэндвичами без отрыва от обучения. Теоретических знаний мы за пять дней набрались прилично, особенно учитывая что Mike нам еще давал и домашние упражнения. Представляете, сидишь в классе весь день, голова пухнет от английской терминологии и вычислений, а на улице солнце, океан, ресторанчики! А тебе еще вечером сидеть на яхте и втыкать в эти атласы приливов с карандашом в зубах. Приходилось терпеть - знания легко не даются, и дотошный Майк просто так не слезет. Надо отдать ему должное - он очень хороший педагог. Требовательный, но с юмором - обучение всегда разбавлялось разными смешными историями из его морской и инструкторской жизни. А он(так между прочим) почти кругосветку намотал, Атлантику несколько раз перешел, и может сертифицировать на Yacht Master Ocean. Одним словом - рекомендую.
На экзаменах по навигации было напряженно - прямо институт вспомнился, билеты даются не в форме тестов(с вариантами), а с хитро поставленными задачами. Ошибиться - элементарно. Но у нас все прошло хорошо и вечером мы торжественно нажрались.
На следующий день у нас должен был быть выходной, но мы попросили менеджера предоставить нам свободную яхту для ознакомительного выхода в море. Сыободным был Dufour 35 и русский инструктор Андрей Райков. Это был самый запоминающийся выход - дуло 25-30, волна 1.5-2.0, кидало и заливало, но вернулись все счастливые.
Среди других клубных лодок мы заметили три Sun Odyssey 39, Hanse 400, Bavaria 39. Все либо новые, либо совсем новые. Нам достался Sun Odyssey. Инструктора по практике нам дали другого - это такой пузанчик из Walse по имени Malcolm. Все четыре лодки были укомплектованы по четыре ученика плюс один инструктор, поэтому выбирать не приходилось и нам двоим в соседи достались две англичанки непонятного возраста. Сначала мы расстроились, а потом не пожалели - они готовили еду и созерцали, а все остальное по лодке приходилось делать нам. Решили, что чем больше нагрузки - тем тверже навыки и намотали в итоге 160 nm tidal(Кстати приливы там конечно не такие, как в Англии, но спрингс до 2.5-3м, течения незначительные, где-то 1-1.5 kn). Другие две лодки были под руководством уже вышеуказанного Майка и Андрея, на третей ходил англичанин с женой - он готовился к экзамену на Yacht Master. Андрей Райков - уже известный по постам на mainsail.ru инструктор, работает только с русскими, которые не знают английского или не хотят отвыкать от "нашей" терминологии.
Могу сказать, он - отличный инструктор-практик с железной дисциплиной на борту, но я ехал туда именно за "английскими" навыками и знаниями, поэтому к нему в группу и не стремился и попал к Мэлу.
Однако нас ждал сюрприз. Как я уже говорил, Мэлколм родом из Уэйлса и его "язык" имеет очень мало общего с английским "английским". Даже наши Лондонские клюшки поначалу мало понимали его и делали круглые глаза. Пришлось переключать его на "классику" и смотреть ему в рот. Так что первый день практики был самым трудным во всех отношениях, но на второй и третий все уже отлично понимали друг друга.
Из упражнений конечно самое сложное - это mooring при сильном ветре в тесной марине и anchoring на два якоря ночью при сильной волне ;) Навигационные расчеты после теории не представляли трудностей.
Инструктор полностью доверял нам лодку и лишь в критических моментах вмешивался. Каждый вечер - разбор полетов.
При выборе инструктора RYA наверное имеет значение только человеческий фактор, так как вся программа жестко стандартизирована и все лодки делали почти одно и тоже(кроме Yacht Master), отличались только маршруты. Мы иногда встречались с другими экипажами в разных местах и делились впечатлениями (в барах естесственно ;)).Рядом со стоянокой всегда находились маленькие ресторанчики с очень вкусной и обильной едой. Цены - умеренные, ужин - в пределах 15-20 евро на человека.
Немного о Канарах. Острова - вулканического происхождения, с суровыми скалами и пляжами черного песка. Мы даже успели побывать на вулкане Тэйде(3720м) - взяли машину напрокат и по серпантину добрались до 3000 метров. Очень красивая дорога, всем советую. Далее - фуникулер почти до 3500, потом - пешком до кратера. Дышать там трудно и холодно, надо утепляться. Но вид оттуда - ошеломительный.
Вдоль берега марины есть почти везде и с развитой инфраструктурой. Ветер, благодаря acceleration zones между островами, дует всегда и бывают очень сильные шторма. Но в основном погода ровная, давление - высокое.
В заключение могу сказать, что обучение на английском - безусловно полезно для тех, кто хочет серъезно заниматься парусами. Это незаменимо для участия в международных экипажах и тем более их формировании.
Но, как известно, морю и ветру плевать на язык и на бумажки, главное - чтобы в команде все понимали друг друга.
Всем удачи и хорошего ветра!