История Новороссии как составная часть истории России (1)

Jan 06, 2016 05:30






В настоящий момент, когда «украинский кризис» поставил на повестку дня вопрос о будущем мироустройстве нашей планеты, а разного рода спекуляции по поводу «мифической» Новороссии заполонили Интернет «по обе стороны баррикад» мы хотим предложить вашему вниманию небольшой исторический очерк об этой исконной и неразрывной части Российского государства, где сегодня вершится судьба всего русского мира.

Особый интерес в связи с древнейшей историей современной Новороссии приобретает изучение памятников знаменитой салтовско-маяцкой археологической культуры YII-IX вв. н.э., один из вариантов которой как раз и располагался на территории это обширного и благодатного края.

Первоначально, благодаря работам ряда видных советских археологов, прежде всего директора Эрмитажа профессора М.И.Артамонова и его ученицы С.А.Плетневой, вся салтовско-маяцкая культура совершенно неправомерно была отнесена к Хазарскому каганату, территория которого была искусственно расширена до огромных размеров. Хотя еще в 1960-х гг. в рамках этой археологической культуры четко обозначились два локальных варианта: лесостепной, который в антропологическом смысле представлен долихоцефальным населением, и степной с брахицефальным населением, который, в свою очередь, также состоял из несколько территориальных вариантов.



Уже тогда ряд видных советских археологов, в частности профессора И.И.Ляпушкин и Д.Т.Березовец, поставили под веское сомнение многие выводы своих коллег и заявили, что лесостепной вариант салтовско-маяцкой культуры принадлежал алано-русскому населению Подонья, которое никогда не входило в состав Хазарского каганата. Вскоре эти обоснованные выводы были поддержаны и рядом крупных советских историков, в том числе академиком Б.А.Рыбаков и профессором А.Г.Кузьмин. А в настоящее время эта  очень перспективная гипотеза получила свое дальнейшее развитие в трудах доктора исторических наук, профессора Е.С.Галкиной, которая в своей известной работе «Тайны Русского каганата» (2002) отождествляет донской вариант салтово-маяцкой культуры с центральной частью Русского каганата, упоминаемого в византийских, западных и мусульманских источниках YIII-IX вв.  По всей вероятности, этот Каганат в 830-х гг. пал под ударами соседнего Хазарского каганата, а уцелевшая часть здешних русов перебралась в Юго-Восточную Прибалтику, и позднее, наряду с другими русами и местными варягами, приняла активное участие в формировании Древнерусского государства, широко известного как Киевская Русь.

Между тем, следует отметить, что всячески почитаемый современными украинскими националистами термин «Киевская Русь» впервые был введен в научный оборот ректором Киевского Императорского университета М.А.Максимовичем в его работе «Откуда идет русская земля», которая была опубликована лишь в 1837 г. Первоначально этот термин стал использоваться в узком географическом смысле для обозначения Киевского княжества, в одном ряду с такими терминами, как «Червонная Русь», «Новгородская Русь», «Владимирская Русь» и другими.

Затем, со второй половины XIX в. этот термин приобрел новое, хронологическое значение как начального периода русской государственности, продолжавшегося вплоть до монгольского нашествия в XIII в. Именно в таком качестве этот термин использовали многие русские историки, в том числе С.М.Соловьев, В.О.Ключевский, С.Ф.Платонов и А.Е.Пресняков. При этом родоначальник украинской националистической школы профессор М.С.Грушевский не использовал этот термин в своих работах и предпочитал ему иное название - «Киевская держава».

Окончательно термин «Киевская Русь», как синоним терминов «Древняя Русь» и «Империя Рюриковичей», закрепился в советской исторической науке только после выхода в свет знаменитых работ академика Б.Д.Грекова «Киевская Русь» (1939) и «Культура Киевской Руси» (1944), что после развала Советского Союза и сыграло на руку украинским националистам, «приватизировавшим» историю Древней Руси.

В 960-х гг., после гибели Хазарского каганата под ударами киевского князя Святослава, эти земли облюбовали разные кочевые племена: сначала здесь хозяйничали печенеги, а после их полного разгрома Ярославом Мудрым в 1036 г., на смену им пришли новые тюркские кочевники - торки и половцы, которые основали здесь, в Донских степях собственное государство Дешт-и-Кыпчак, которое в русских летописях традиционно называли Половецкая степь.

История русско-половецких отношений довольно хорошо известна и по летописным сводам, и по работам ряда крупных советских археологов, в том числе доктора исторических наук С.А.Плетневой. Пик противостояния между Древней Русью и Половецкой степью пришелся на 1093-1111 гг., когда русские дружины под водительством тогдашнего переяславского князя Владимира Мономаха совершили ряд удачных походов против орд ханов Итларя, Китана, Тугоркана, Шарукана и Боняка и дошли до самых половецких вежей (зимовий), расположенных в низовьях Дона и его притоков, откуда привели богатую добычу, «полониша скоты, и кони, и вельблуды, и челядь». После столь сокрушительного разгрома половецких орд, они практически перестали ходить походами на Русь, а в русско-половецких отношениях на долгие десятилетия воцарились мир и согласие, которое довольно часто скреплялись династическими браками, например, «свадебными кашами», черниговского и ростовского князей Святослава Ольговича и Юрия Долгорукого на дочерях половецкого хана Аепы Осенева.

В очередной раз территория современной Новороссии стала ареной военных действия только спустя много лет. Именно здесь в мае 1223 г. на берегах реки Калки, неподалеку от современной Волновахи, состоялась знаменитая битва между коалицией русско-половецких князей под руководством Мстислава Киевского, Мстислава Черниговского, Мстислава Удалого и Даниила Волынского и монгольской ордой Джэбэ и Субэдая, в которой русско-половецкая рать потерпела тяжелое поражение.

В 1243 г. после возвращения в Половецкую Степь в границах отцовского улуса, существенно возросшего за счет завоеванных земель и еще входившего в состав Великой Монгольской империи, хан Батый создал новое государственное образование, которое получило название «Улу Улус». В русских летописных сводах это государство обычно называли «Орда», в европейских хрониках - «Татария», а в арабских и персидских источниках гораздо чаще употребляли старое название этой территории - «Дешт-и-Кыпчак», то есть Половецкая Степь. Причем широко распространенное в учебной литературе название этого государства «Золотая Орда», впервые появилось только в «Казанском летописце», который был создан в середине XYI в., когда это государство давно перестало существовать.

В состав нового государственного образования, столицей которого стал город Сарай-Бату, основанный в низовьях Волги, вошли Половецкая Степь, Крым, Нижнее и Среднее Поволжье, Южный Урал и Западная Сибирь. Однако все земли разоренных русских княжеств, за исключением Переяславского княжества, которое находилось на самых южных рубежах Половецкой степи, вопреки устоявшемуся мнению, в состав этого государства не вошли, поскольку: 1) они не были оккупированы монгольскими войсками и 2) монголы не стали создавать здесь постоянную администрацию, сохранив прежний порядок управления. Между тем, практически все русские земли вынуждены были признать вассальную зависимость от Орды, основными элементами которой стали: 1) получение ханских ярлыков, то есть особых письменных грамот на великое и удельные княжения и 2) уплата дани в виде «ордынского выхода» или «черного бора».

На протяжении целого столетия территория современной Новороссии, основное население которой тогда составляли небольшие орды половцев и западных ногайцев, стала ареной перманентного противостояния трех соседних государственных образований - Золотой Орды, Московской Руси и Великого княжества Литовского и Русского. В силу разных объективных причин активная хозяйственная деятельность здесь практически не велась, и вскоре эти обширные и плодородные земли превратились в так называемое Дикое поле, ставшее своеобразным буфером между Ордой, Литвой и Москвой.

Однако сразу после присоединения Казанского и Астраханского ханств на границах Дикого Поля в 1550-х гг. началось строительство Большой засечной черты, предназначенной для защиты рубежей Русского государства от постоянных набегов крымских и ногайских татар. Царское правительство, кровно заинтересованное в притоке новых поселенцев, способных нести государеву пограничную службы, сознательно поощряло заселение этих, давно запустевших земель новыми переселенцами, для чего освобождало их от уплаты всех государственных податей и позволяло им беспошлинно заниматься винокурением и соляным промыслом. Кроме того, всем поселенцам этой территории, получившей название Слободская Украина от т.н. пограничных городских слобод, расположенных на окраинах Русского государства, разрешалось на правах заимки безвозмездно владеть определенным количеством земли и самим формировать и избирать органы местного самоуправления.

Одновременно на территории будущей Новороссии, на границах с Крымским ханством и Ногайской Ордой, стало стихийно создаваться буйное и разношерстное Донское казачье войско. Официальной датой его основания считается январь 1570 г., однако, как установили многие историки (А.А.Разин, А.П.Пронштейн, Н.А.Миненков), безусловно, это войско возникло значительно раньше, поскольку еще  Великий  московский князь Иван III знал об особой моде рязанских служилых людей «пойти самодурью на Дон в  молодечество за зипунами», то есть военной добычи. Кроме того, достоверно известно, что отряды донских казаков под началом атаманов Сусара Федорова и Ляпуна Филимонова принимали активное участие в осаде и взятии Казани (1552) и Астрахани (1556), за что Иван Грозный и пожаловал донским казакам первую царскую грамоту «на вечное владение Доном и всеми его притоками».

К концу XYI в. берега Дона и его притоков покрылись казачьими городками и станицами от реки Аксая до села Коротояк. Множество казачьих станиц было основано также на Северском Донце и в вдоль реки Айдар. Так, согласно «Книге Большого Чертежу», составленной в начале XVII в., тогдашняя граница с Крымским ханством проходила по Шабалинскому перевозу, рекам Бахмутовка, Лугань, Каменка и Лихая, впадавших в Северский Донец, а далее шла по Татарскому перевозу, вплоть до границ с Ногайской Ордой. Именно здесь и возникли первые казачьи станицы и городки Сухаревский, Красненский, Боровской, Трехизбенский, Айдаровский, Теплинский, Луганский, Митякин и Гундуров.

В 1584 г. донские казаки впервые присягнули на верность русскому царю Федору Иоанновичу и были включены в «государев разряд», результате чего Разрядный Приказ, которым тогда ведал думный дьяк Василий Яковлевич Щелкалов, поставил их на «пороховое и хлебное жалование от Великого Государя».

С конца XYI в. царское правительство начало строительство Белгородской засечной черты, куда хлынул новый поток как русских поселенцев, основавших Белгород, Чугуев, Царёв-Борисов, Русскую Лозовую, Русские Тишки, так и малороссийских поселенцев из Русского, Киевского и Брацлавского воеводств. Основную массу этих поселенцев составляли запорожские казаки, малороссийские селяне и православное духовенство, но встречались среди них и представители малороссийской православной шляхты, которые основали города Олешню (1631) и Ахтырку (1641). Массовый исход запорожских казаков на Слободскую Украину начался при малороссийском гетмане Б.М.Хмельницком, которые основали здесь города Краснокутск (1651), Острогожск (1652), Сумы (1652), Харьков (1653) и другие. В период кровавой «Руины» (1657-1687), разыгравшейся на огромной территории всей Малороссии, началась новая волна переселения малороссийских селян и казаков на земли Слободской Украины, где они основали города Салтов (1659), Балаклею (1663), Волчанск (1674), Изюм (1681) и другие. Как и в соседней Малороссии, управление здесь строилось на принципах военно-полковой системы, основу которой составляли Острогожский, Сумской, Ахтырский, Харьковский и Изюмский полки, командиры которых подчинялись не малороссийскому гетману, а белгородскому воеводе, назначаемому из Москвы.

Окончание многолетней войны с Речью Посполитой (1654-1667) и подписание Вечного мира в 1686 г. де-факто и де-юре закрепило за Российским государством всю территорию Левобережной Малороссии, которую в современной украинской историографии называют «Гетманщиной», занимавшую территорию современных Черниговской и Полтавской областей, а также значительную часть Киевской и Черкасской областей и незначительную часть Сумской области. На востоке Левобережная Малороссия граничила со Слободской Украиной, а на юге - с землями Запорожской Сечи. В административном отношении эта территория, где сохранилась прежняя военно-полковая система управления, делилась на пять реестровых казачьих полков - Черниговский, Полтавский, Переяславский, Прилуцкий и Миргородский, которые возглавляли войсковые полковники, подчинявшиеся Малороссийскому гетману и генеральной старшине.

Надо сказать, что в общественном сознании существует расхожее представление, что вместе с Малороссией в состав России вошла и Слободская Украина, которая практически полностью совпадала с границами современных Харьковской, Сумской, Луганской и части Полтавской и Донецкой областей. Однако это совершенно не так, поскольку, как мы уже писали, эти земли еще с начала XYI в. де-факто принадлежали Русскому государству и именно здесь находились Большая и Белгородская засечные черты, которые затем стали внутренними территориями Русского государства.

окончание следует

карты, История Новороссии

Previous post Next post
Up