バーテンダー
Жанр: сейнен, дзёсей, слайс
Выходил: октябрь - декабрь 2006
Русское название: "Бармен"
11 серий
Оценка: шедевр
Трам-парам, а ну-ка, братцы,
Заходите кто-нибудь
Выпить пива и подраться
Финнегана помянуть.
Что такое бар? Это место, где можно весело "накидаться" пивком и водочкой, сплясать с подругами (друзьями) и не менее весело побить друг-другу (подруга-подруге) морды? Нет, это ирландский паб, место простое, весёлое и не лишённое своего очарования. А бар - это совсем другое...
На одной из улочек в Гинзе есть неприметная дверь с вывеской "Eden Hall". Не многие знают о ней, и не многие открывают эту дверь. Просто она неприметна - одна из многих. Но те, кто хоть раз переступил этот порог - будут возвращаться снова и снова. Возвращаться в этот уютный бар, где приглушённый свет мягко поблёскивает на рядах разнообразных бутылок на полках, а за стойкой вас ожидает Сасакура Рю, Божественный Бармен (в нихонском - グラスの紙, "Гласс но ками" - Б-г стекла/стаканов). Человек, который всегда выслушает Вас, смешает Вам коктейль и расскажет его историю. И тем самым незаметно поможет избавиться от тревог и решить давно мучившую вас проблему. Бар - это место, где встречаются истории.
Когда мне кто-нибудь скажет, что анимэ - это для детей, я теперь всегда буду кивать на этот сериал. В нём нет горних высей философской мысли, которые могут остаться непонятыми. В нём нет и большого юмора, который может заставить кое-кого скривиться: "фи, низкий жанр!" Но это сериал безусловно для взрослых. Он даже не для юношества, как, скажем "Нана" или "Отона Дзёси Анимэ Тайму". Он для уже сложившихся людей, которые вот-вот потеряют приставку "молодой" к определению "профессионал". Потому что только тогда мы начинаем ценить тихий покой кресла и сигары (впрочем, я сама сигар не курю), рюмки коктейля, который пьётся ради вкуса, а не эффекта. Когда мы начинаем ценить уют. Когда мы уже знаем что такое...
Весь сериал построен по единому образцу типичного слайса. Слайса высшей пробы: в бар приходит человек и так или иначе рассказывает свою не слишком весёлую историю. Бармен смешивает ему коктейль (рецепт прилагается, сериал имеет и практическую ценность), рассказывает историю коктейля. И из переплетения историй рождается решение. И - маленькое, житейское, совершенно не магическое, абсолютно от мира сего - доброе чудо. А истории...
...Когда у нас уже есть история, когда мы уже знаем, как бывает - что в университете мы фонтанировали идеями, работали как одержимые, стремились к успеху. И вот он успех - и надо его развивать. Но всё уже отгорело, и кто-то заменил ёлочные игрушки фальшивыми. Когда мы помним, как кидались друг-другу в обьятья и жили с любимым в халупке "на шесть татами", а он день и ночь работал как проклятый... и вот он уже начальник, большой человек... но всё так же работает днями и ночами, и ему некогда просто поговорить с тобой, и кажется - любовь ушла, превратилась в рутину.
Нуар. Но вот - взблёскивает бокал, в нём смешиваются разноцветные жидкости - и вдруг добрый волшебник вернул игрушки, настоящие игрушки! Сценарист и режиссёр поняли, как и что им снимать дальше. А муж был так занят работой потому, что твой отец не одобрял этого брака и он хотел доказать, что стоит тебя. Но, взяв в руки бокал, наконец-то понял, что нужен тебе он сам. И откладывает подписание срочного контракта, отвечая на звонок с фирмы: "Неужели я не могу час посидеть и выпить по коктейлю с женой?!"
Эта фраза нынче приобрела несколько ироничный оттенок, но иначе сказать не получается: "Здесь всё по-взрослому." Здесь взрослые люди, взрослые развлечения, взрослые истории... и взрослая, но совершенно пронзительная и одновременно тёплая, добрая и счастливая сентиментальность. Не было ни одной серии, которую я бы досматривала с сухими глазами и без улыбки на лице. Не было ни одной серии, где я бы говорила "так не бывает" или "какая глупость!"... Но каждый раз хотелось сказать: "так не бывает! Б-же, так хорошо - не бывает, мы не в идеальном мире вроде "Арии" (Хотя там и такие истории не очень-то бывают...)" Но ведь ещё можно воссоздать эту атмосферу, и смотреть сериал, сидя в тихом уютном полутёмном баре... И становится так хорошо! Ведь истории - совершенно житейские. Они бывают. Люди, приходящие в "Eden Hall" - совершенно обычные. Бывают и тихие уютные бары. Значит - и такое счастье - тоже?!
Кстати, о людях. Что я не люблю в слайсах - это отсутствие общего сюжета, какого-то связующего звена, развития от серии к серии. Здесь, казалось бы, его тем более быть не может. Однако решение было найдено. Необычное и очень изящное. Дело в том, что все происходящее рассказывается и показывается "в четырёх планах": есть спокойный и приятный рассказчик за кадром. Не Ефим Копеллян, а именно рассказчик. Есть собственно история - человек и бармен. Есть история человека, такой "флэшбэк". Но между рассказчиком и историями есть ещё одно звено. Помощник (или чаще - помощница) рассказчика, кто-то, кто уже в кадре, но не участвует в истории, а лишь приводит нас к ней... или вообще - приводит нового героя, своего старого друга или подругу в этот бар. Но кто этот помощник? Это герой одной из предыдущих историй (чаще всего обаятельная девушка Мива из первой серии). И они не просто связывают серии в цепочку, передавая эстафету. Они придают всему сериалу целостность... потому что они встречаются и между собой... и постепенно открывают так же и историю Саскуры и этого бара. А иногда - просто встречаются и вместе общаются и немножко выпивают. Кстати, не присоединиться ли мне к ним?
Короче говоря: Я. В. Восторге!
P.S. Спасибо тому, кто мне этот сериал порекомендовал (к сожалению, совершенно запамятовала - кто и где, то ли здесь, то ли на АИкоме это было в комментариях к какому-то другому обзору...)
P.P.S. Current Music хотя и из саундтрека к обожаемым сериалам про Маленькую Госпожу, но очень уместна: и настроение передаёт... Да и вообще, Хоне Онна же между "Футакомори" и "Мицуганаэ", когда все думали, что Маленькая Госпожа наконец-то расплатилась - ровно барменшей и устроилась в человеческом мире...