働きマン
Жанр: сейнен, дзёсей, производственная драма, слайс
Выходил: октябрь - декабрь 2006
Английское название "Working Man "
Русское название: "Работяга"
11 серий
Оценка: шедевр
...И каждый в той редакции
Конечно был бы рад
Познать трудоголизм
И с чем его едят!
В обычной редакции обычного развлекательного еженедельника работают самые обычные люди. Предельно расслабленный юноша-яппи; неглупый выпускающий редактор-гей; живущий своей жизнью гурман главред, который как и всякий нихонский император не вмешивается в решения подчинённых, но в случае необходимости и рассудит и прикроет; и репульсивный, но романтичный папарацци; и добрый толстенький отакуобразный заведующий отделом развлечений; и юная мечтательная секретарша, и споконая литкореспондентка, и безумно женственная спорткоррша... И главное - трудоголичка Мацуката Хироко. Ну, вот, значит, работают. И вообще живут.
С этим сериалом у меня вышла очень забавная история. Вообще-то я про него прознала с год назад. И скачала практически сразу же, как вышла в мае прошлого года. Но что-то мне подсказало, что это сериал весьма реалистичный, и его гораздо лучше смотреть, когда обстановка вокруг тебя похожа на ту, что в сериале. Как это было с "Барменом", который сам по себе прекрасен, но смотреть его в тихом уютном полутёмном баре со стаканчиком вкусного алкоголя и сигареткой в руке в сто раз приятнее. Поэтому я отложила его, пока у меня не будет определённости и наличия постоянной работы. В результате он лежал у меня на жёстком диске в течении весьма забавного срока. Девять месяцев. Но о решении я не пожалела.
Натурально, когда вокруг тебя кипит рабочая жизнь - этот сериал смотрится просто потрясающе. При этом не нужно даже знать реалий работы СМИ. (А я-то на самом деле знаю, поэтому смотрела с отдельными восторгами, а семпай, который собственно работал и мне рассказывал так вообще ржал и пищал от восторга. И поскольку мы оба были связаны со строительными конторами в том числе - ржали, пищали и чуть ли не на ощупь чувствовали стены бытовок и запах бетона, когда показывали парня главной героини). Даже если немного абстрагироваться именно от того, что это про редакцию - всё равно, это совершенно на двести процентов... Нет, всё же не производственная драма, но... Вы знаете, сейчас будете смеяться. Это самый настоящий slice of life. Срез жизни. Просто - не полуабстрактных кавайных школьниц. А совершенно реалистичных взрослых людей. С их взрослыми проблемами, радостями и грустями.
Кстати, я про взрослые проблемы, радости и грусти сказала не зря. Что приводит в полный восторг - это то, что тут не только плюс-минус внешние и явные вещи совершенно реальны. Ну, там интересненькие взаимоотношеньица в коллективах. Так, стоп. Здесь я таки уйду в сторону. Как и в настоящей взрослой жизни - здесь нет ни одного однозначного персонажа и ни одного однозначного или даже статичного отношения. Нет, я даже не буду говорить о молодом человеке Хироко. Или о папарацци. То есть о первом скажу, но позже. Сейчас я хочу в качестве примера привести ту самую спортивную корреспондентку. Которая сначала обаяет. Потом настораживает. Потом выглядит как сволочь. Потом как самка собаки. И в результате оказывается очень хорошей, доброй и умной девушкой. Просто действительно умной, и умело избегающей ненужных действий... и умело пользующейся тем, что она - женщина. Нет, серьёзно, вот к маккиавелианским характерам мы уже вроде бы привыкли. И "Макиавелли с хвостиками" мы тоже представляем себе. А вот действительно добрую, дружелюбную и... скромную Макиавеллли мы в анимэ видели? Ну, теперь видели. И что особенно здорово (повторюсь) - там все, буквально все персонажи вот такие многогранные. Даже самые эпизодичные имеют по несколько сторон, совершенно разных. Я в восторге, понятное дело. Я вообще люблю, чтобы было всё как в реальной жизни, сложно, разбираться в хитросплетениях. И чтобы красиво. Нет, в определённых формах я примитивизм очень и очень уважаю. Но когда это становится инструментом для пошагового объяснения сложного, или когда это уже сложное (на самом деле - действительно очень сложное, "взрослый" и правильный примитивизм - это не просто "палка-палка-огуречик") и выверенное душой искусство.
Ну, и чтобы переход между темами был относительно мягким, отмечу ещё пару моментов глобального сюжета - и снова наблюдений "из реального мира". Во-первых, собственно взаимоотношения Хироко с её молодым человеком. Для начала, они оба трудоголики - это да. А сколько людей задумывалось, о том, что трудоголизм может иметь две причины? Вот, нам тут прекрасно показали. Один - трудоголик и вроде как перфекционист... Да нет, ничего подобного. У мальчика боязнь неуспеха и даже вся его коммуникабельность - это результат подсознательной готовности к тому самому неуспеху. Реакция омеги. А вот Хироко - наоборот. Альфа. Она перфекционистка в самом прямом смысле этого слова. Не страх сделать плохую статью, а желание сделать идеальную. О, нет, это тоже далеко не так прямолинейно. Тут тоже моральные дилеммы, как сочетается сказанное год назад с тем, что ты говоришь сейчас - далеко не всегда однозначно и очевидно, как. И вообще сочетается ли? Вы задумывались? Ну, задумайтесь. Это дети думают: "Вот вырасту и всё будет легко". Так да не так. Многое будет легче. Но вот поле выбора (в т.ч. отношений) - и сама процедура выбора станет настолько сложнее. И самих ситуаций выборов станет очень много.
А теперь переключимся с макроменеджмента на микроменеджемнт. Мелочи. То, что я так люблю. Внимание мелочам просто потрясающее. И... тоже очень взрослое. При этом - в большинстве вполне мягкое, доброжелательное по отношению к зрителю. Они, кстати, одна из причин, почему я всё же больше отношу этот сериал к дзёсею (хотя исходная манга публиковалась как сейнен). Не только потому что они есть как факт. Но и какие они. Хироко, когда в чаде работы трескает роллы с натто. Почему? Ну, может быть нравится. Но часть девушек уже догадалось. Хироко время от времени применяет на себя чисто женские методы психологической разгрузки типа сходить к любимой массажистке (у-у-у, а с массажисткой ещё и какой сюжет сам по себе, да и какой неоднозначный - вроде и грустный, и радостный, и реалистичный!) - ещё часть девушек сложило два плюс два, поняв, что она всё-таки очень даже девушка. Хироко общается со своей подругой в ресторане и делится с нею некоей проблемой... Взрослые мальчики вспоминают, что из себя представляет натто, курс школьной биологии и свой собственный опыт и обалдевают. Дети хлопают глазами, да. И вот таких вот мелочей да мелочушек - множество. И если даже мы можем списать тот факт, что она... ну, например, едучи в командировку на Синкансене, в некий момент уходит в туалет подвести ресницы на то, что мальчики знают, что девочки время от время красятся... Но вот увы. Штука в том, когда она уходит. И в том, какие "побочные эффекты" в области психологии макияжные процедуры имеют. Помните, я в "Не-игре..." писала: "Причесаться, посмотреться в зеркало - это один из лучших транквилизаторов. Авторитетно вам заявляю, как профессиональная Нохацу Дзюн." Девушки поймут, почему она пошла и почему стала делать именно это. Мальчики - боюсь, что нет.
И тут нужно скакнуть масштабом обратно. Чем меня ещё этот сериал поразил... Я не могу подобрать правильного слова: "Пыльным мешком по голове" - по уровню воздействия сравнимо, но это не было озарением. Это было какое-то другое чувство. Близости и не близости. Ведь я не труголичка и не перфекционситка в общем-то. Хотя я всегда хочу сделать всё максимально близко к идеалу, и умею работать сутками. Но мой перфекционизм базируется больше на понятиях "надо" и "красиво", чем "хочу". Тем не менее, этот сериал колотил меня по голове просто не переставая, а при всём моём осознании разницы меня самой и Хироко - я просто не могла "вылезти из её шкуры". Буквально всё, что она делает - я бы сделала сама. Немного по другим причинам, но результат был бы тот же. В тот же момент напилась бы. В тот же момент меня бы скособочило и закрутило в совсем другом направлении размышлений слово "свадьба"... И что самое смешное? Ужасное? Жизненное! А вот её роман, который мы наблюдаем весь сериал в качестве одного из связующих сюжетов - он не "я бы на её месте реагировала так же". Я не "бы". До отъезда в ОАЭ (и пару лет, когда мы жили уже в разных странах и встречались то у меня, то у моей "половинки") - у меня был очень долгий, очень хороший, очень... настолько прекрасный, что даже сейчас мы хорошие друзья... роман. Между почти такими же людьми. С почти такими же проблемами. И с таким же финалом. Вообще таким же. Мой обожаемый перфекционист с боязнью неуспеха предложил мне расстаться.
Ну, а теперь - копаем грунт. Это я к вопросу музыки: здесь очень хорошие опенинг и эндинг, словами правильно описывающие... многое и родное для меня. А опенинг ещё и чисто музыкально - рабочая суета и тяжёлая работа, как гребля. Или копание грунта.
Знаете, есть вот система рейтингов. Ну, "танчики", например, 12+. Типа людям до возраста Х - не смотреть. Он обычно потому что там что-то из серии "повредит психике". Вот это - сериал из тех, которые 22+. Потому что "Не поймут-с". А вот после хотя бы годика работы после высшего образования (или нескольких после профессионального колледжского) - смотреть, всем, однозначно.