劇場版 魔法少女まどか☆マギカ
Жанр: сёдзе ай, трагедия, мистика
Выходил: октябрь 2012 - октябрь 2013
Английское название: Puella Magi Madoka Magica the Movie: Beginnings / Eternal / Rebellion
Русское название: "Девочка-волшебница Мадока: Начало / Вечность / Революция
3 полнометражных фильма: 1:50, 2:10, 2 часа ровно
Оценка: шедевр
Однако любят же нихонцы Борхеса!..
"Мадока" в своё время произвела дикий фурор. Действительно, очень мощная с эмоциональной точки зрения вещь. И очень неортодоксальный взгляд на классический для анимэ сюжет про девочек-волшебниц. Неортодоксальный, но точный. Точный и... жуткий. Многое в сериале, конечно, было сказано не до конца и какие-то выводы мы были должны сделать сами. Что на самом деле неплохо: если сериал заставляет задуматься, то это ему лишь в плюс. Поэтому, когда были анонсированы фильмы, долженствовавшие пересказать сериал и более точно раскрыть эти недосказанности - я лично пожала плечами и подумала, что посмотреть-то их посмотрю. Просто из любви к сериалу. Но ничего особого не ожидала. Однако к середине второго стало понятно, что пересказ сериала в нём же и закончится. Но фильмов-то три! И оказалось, что этот ничего не обещающий пересказ - на самом деле вещь абсолютно шедевральная, не слабее, а то и сильнее самого сериала.
Но обо всём по порядку. Я не раз говорила, что про полнометражки писать не умею, потому что они для меня слишком короткие. Но здесь это три фильма, то есть по экранному времени - что-то около 15 серий. Вполне уже полноценный сериал получается. К тому же настолько мощный, что не написать о нём было бы просто грешно.
По началу, конечно, возникают некоторые сомнения. Пересказ себе пересказом. И некоторые новые фоны в сущности не так важны. А сюжетный ход со сном Мадоки, с которого начинался сериал - и который был полностью вырезан из фильма - вообще был мне непонятен. Равно как и то, что в самом фильме калафиновская "Магия" вообще звучала только один раз и только в "минусовке" (т. е. без голоса). Всё-таки песня шикарная. С другой стороны, некоторые моменты было очень приятно пересмотреть. А некоторые - я даже и не помню, были ли они в сериале?
Вот, например, пассаж о том, что волшебниц имеют право осуждать лишь им подобные - было ли в сериале? А ведь это с одной стороны весьма красивая манипуляция Кьюбея, но с другой стороны - совершенно верно! И то, что это прозвучало таки - мне очень нравится.
Так же я совершенно не помню, был ли в сериале прекраснейший момент, когда Мадока идёт в дом Мами после её смерти и кладёт свою тетрадочку с проектами наряда девочки-волшебницы? Момент же великолепен, то, что я так люблю в анимэ, когда без слов, одним коротким действием выражается целая мысль и множество эмоций.
Были, конечно, и некоторые изменения в сюжете или последовательности действий. Но они в большинстве случаев оказались дивно хороши. Да, Хомура открывает свою защиту раньше: "Ты слишком винишь себя. Кто будет обвинять тебя - будут иметь дело со мной. Это не изменило бы судьбы Мами. Но изменило твою. Я рада, что хоть кого-то смогла спасти." Уважаю. Вообще, ощущение именно войны, ветеранов, соответствующих психологических деформаций намного сильнее подчас.
Желание Саяки показано на порядок сильнее. И сама Саяка намного круче и умнее. Но я как и при просмотре сериала не могу понять всей этой драмы вокруг Самоцвета Души. В этом смысле я поддерживаю Кьюбея.
Смерть Кёко просто убийственна. Ещё сильнее, чем в сериале, хотя и несколько иначе подана, а некоторые моменты были опущены. Я до самого конца этого сюжета думала, что его вот так изменили зря... Но вдруг - что-то они так сделали, так показали, что я изменила своё мнение на ровно обратное.
Кстати, я перечитала слова "Магии". И понимаю, почему нихонцы среднего возраста переживают, мол это плохо, что такие песни нравятся современной молодёжи. Она не реваншистская, конечно, по смыслу. Но по духу - это ведь не призыв "что-то делать". Это призыв активно, ОЧЕНЬ активно менять мир. Песня, зовущая к... революции, пожалуй. А среднего возраста нихонцы слишком сильно обременены комплексом поражения и вины.
И всё-таки я обожаю этот диалог:
- Да ты вообще человек?!
- Конечно, нет. Как и ты.
Очень приятно, что его не выкинули.
Ещё один момент, который мне очень понравился именно в фильме - это разговор про исполнение мечты. Исполнение мечты - не зря. Такого посыла в сериале точно не было. Ого-го, нихонцы в панике. Это опять реваншизм, жертвовать собой ради мечты - это вам не сытая мирная Нихония, это привет Б-жественному Ветру в чистом виде. То есть во многом первые два фильма сильнее и... как бы это сказать, революционнее сериала. Который сам был тем ещё взрывом. Причём сильнее и революционнее как в смысле идей, так и в чисто эмоциональном смысле.
Но в целом - получился действительно очень удачный, очень добротный пересказ сериала. А потом наступил третий фильм.
Там, конечно, тоже не всё идеально. В третьем фильме училку зря в такое превратили. И Хомура зря в косичках и очках. Нет у меня фетиша на меганэко. И вообще возмутительно вернули её в мямли... А вот упс! Смотришь дальше и понимаешь, что надо взять свои слова назад. Стержень и скрытность у неё по-прежнему на месте. И очки тоже маскировка, Хомура-то, оказывается, молодцом, ещё круче, чем в сериале.
Вообще - это очень важная особенность именно третьего фильма: в "канонической истории" было много моментов, когда очередная деталь дополняет картину, но резко меняет понимание ситуации на вплоть до обратного. Как та самая ключевая идея (одна из), что девочки-волшебницы - это только на вид очень круто и симпатично, а на самом деле от хорошей жизни ими не становятся, да и от обычных людей они отличаются не только физиологически, но и психологически. Как ветеран войны во Вьетнаме (да и любой войны) от простого мирного обывателя. Сериал изобилует всеразличными "всё это на самом деле отнюдь не так". Но эти "отнюдь не так" в нём являются именно деталями, фрагментами "плоской" мозаики. В третьем фильме очень много "отнюдь не так" совсем другого характера. Он многослоен. Многослойные интриги. Многослойная философия. В нём полным-полно... маскировки одного под другое.
Вот, в самом начале фильма девочки выходят на очередной бой. И хеншин затянут дико. И вощникает ощущение, что здесь вообще с махо-сёдзе таки перебор. И пулемёт у Хомуры отобрали. Ан нет! Опять маскировка. Да полчаса спустя ганфрики завоют от восторга. Не отобрали у Хомуры пулемёт. Она опять нас обманывала. На самом-то деле, у неё под щитом Глок-17. Потом - МР-38, да-да! А ещё Скорпион, потом МГ-42, вот вам пулемёт, да ещё и калибром побольше! Потом что-то из совсем новенького, не помню, как называется этот более чем пистолет, но не совсем ещё ПП... И Береттта 92ФС, а потом чуть ли не ПМ! Ганфрики, вы счастливы? Счастливы.
Вообще, третий фильм явно рисовали с учётом пожеланий аудитории. Вот, ведьма, пожравшая Мами была симпатичной - и её ввели в список героев. Да ещё сделали ей ушки типа нэкомими на шапочке, когда она в виде девочки-волшебницы. Поклонники сериала опять в восторге.
Но ведь это таки философский фильм. Не про хеншины или пистолеты-автоматы-пулемёты. И здесь всё тоже очень хорошо. Причём временами третий фильм... не совсем уж полемизирует, но снова таки разворачивает восприятие того, что было сказано в первых двух (сериале). К примеру, разговор с Мадокой о поддельной-неподдельной Мадоке очень интересно обращает ту панику про Самоцвет.
Или, скаже, одна из результатных идей - очень нихонская (точнее буддистская), но я её обожаю. Махо-маджо-сёдзе!!!
Кстати, с красивыми смысловыми картинками, аллюзиями - там всё тоже очень хорошо. К примеру, паучьи лилии - были очень к месту, ровно тогда, когда надо...
И, наконец, самое главное. Вызывающее множество дискуссий. Поступки Хомуры. Точнее - подвиги. В сериале или первых двух фильмах мы увидели её "физический" подвиг. Как она шла сквозь вечность повторов этого месяца чтобы спасти Мадоку, выполнить данное ей обещание. В третьем же происходит нечто странное. За что Хомуру часто называют эгоисткой, да и этот её предыдущий подвиг обретает вроде бы несколько неприглядную окраску. Впрочем, в сериале как раз этот момент Кёко и Саяка обсуждали (в фильме этот момент возмутительно пропущен): одно и то же добро для любимого человека можно делать как с альтруистическими, так и с эгоистическими намерениями. Но... если кто-то обзовёт Хомуру эгоисткой - прибью. Вот честно. Да, она эгоистка. В очень хорошем смысле этого слова. (Кстати, то, что открылось через час фильма подозревалось почти с начала). Но она - Хомура. И сама сделала то, что должна была. Ох, это сильно. Это не харакири даже. Кьюбеям не понять. Хотя на самом деле всё даже очень логично. Это довольно хитрый момент, неожиданный поворот философии. Но если разобраться - действительно простой.
Нихонцы очень любят теорию Руинберга (точнее, Борхеса - он просто приписывал её вымышленному теологу Руинбергу, когда озвучивал). Не первый раз встречаю её. Суть её в том, что вот есть у нас аскеты, которые во славу Б-жию умерщвляют плоть. А Борхес выдвинул идею, что Иуда на самом деле является аскетом "следующего уровня". И во славу Б-жию умерщвляет душу. Плюс есть дополнительный момент: для того, чтобы Христос стал тем, чем стал, чтобы его учение достигло людей - Иуда был необходим. Кто-то был должен, обязательно должен был пожертвовать своей душой, своим добрым именем. И этим человеком стал Иуда. Не за мифические тридцать серебрянников, а за то, чтобы всё это случилось. Не за, а ради. Ради Него, ради Его победы.
И Хомура сделала то же самое. И таки выполнила своё обещание той, кого так любила. В общем, она действительно велика и достойна глубокого... нет, глубочайшего уважения. Впрочем, она мне нравилась с первого же момента.
А экранизация - шедевральная. Да.