リトルバスターズ! ~Refrain~
Жанр: сейнен, романтика, школьная жизнь, трагедия
Выходил: октябрь ― декабрь 2013, январь - июль 2014
Английское название: "Little Busters! Refrain"
Русское название: "Маленькие Проказники: рефрен"
13 серий + 8 BD Special по полновесеные 25 минут
Оценка: 9 из 10
Что нужно сделать, чтобы превзойти "Бесконечную Восьмёрку?" Нужно её утроить. Но избежать занудства.
Как уже было понятно из
первого сезона - таковым называть его довольно неправильно. Это первый кусочек. Хотя "Маленькие Проказники" и сыграли в бейсбол, но: осталась огромная недосказанность в вопросе Рин (хотя уже тогда было понятно, что она и есть основная ветка исходной VN, как Аю в "Каноне" или Нагиса в "Кланнаде"). Вообще никак не закрыта ветка прекраснейшей Юко. Не раскрыта тайна мира. Какая-то странность с Рикиной нарколепсией. Да и вообще после титров прямым текстом заявлено: это присказка, не сказка. Сказка будет впереди. "Так и вышло"(с)
Поскольку в голове моей не то, чтобы прямо опилки, но много-много разных идей - про то, что я собиралась поиграть в эту игру я помнила, но всякий раз откладывала ради чего-нибудь, а про вторую часть экранизации вообще напрочь забыла. Вспомнила только через год после выхода. И обнаружила, что это было во благо: изначально три дополнительных арки (которые в спешалах) не анонсировались. А так - посмотрела всё сразу. Плюс к тому - за полтора года я умудрилась основательно забыть и первую. Так что пересмотрела и её. От большого ума - в основном на работе. В общем, в эти две недели меня там незарёванной просто не видели. Потому что это Visual Arts / Key. Этим сказано всё.
Всё, да не всё. Надо начать с того, что здесь один из любимейших моих авторов VN-ок в очередной раз превзошёл сам себя. Все их истории очень тёплые, добрые, с долей грусти... И никогда не знаешь, в чём причина происходящего, всегда приходится разбираться вместе с героями. Ну, то есть, чья арка - основная - у них становится понятно довольно быстро. Но в чём корень событий понимается далеко не сразу, а что с этим делать - очень близко к финалу. Это закон жанра, конечно. Потому что долгое превозмогание - это не туда. Это к "правайну". Здесь - долгое превозмогание допустимо только к череде маленьких проблем и составлению понимания глобальной. Которая... В каждом вопросе содержится половина ответа? Вот в понимании глобальной проблемы содержится больше половины её решения. Потому что все те мелкие - органически служили решению большой.
Но здесь они сделали и ещё один момент. Который как раз более присущ военно-политическим сериалам. Это многослойность. Причём многослойность аж по двум статьям. Во-первых, персонажи. Понятно, что герои, кажущиеся поначалу малосимпатичными или просто непонятными - в результате раскрывают свои другие грани и оказываются хорошими. Это, опять же, закон жанра. А вот смена отношения в обратном направлении? Когда сначала хороший, потом плохой, потом хороший? Да, это я про Кёске. Что-то его многознание и раньше настораживало. Но тут он уже превращается в очень недоброго манипулятора с концепцией "цель оправдывает средства". А потом вдруг превращается... в Хомуру. Бесконечно преданного, бесконечно любящего, и чудовищно жертвенного человека. Кстати, тоже чуть было не сломавшегося.
Во-вторых, это многослойность происходящего. А вы знали, что все "Проказники" (включая девушек, даже Кудрявку и Комари), кроме Рики и Рин - состоят в заговоре? А что этот заговор тоже не однослоен? Для чего Кёске "тренирует" Рики стать своей заменой, новым лидером "Проказников"? Потому что он скоро выпустится, а им ещё учиться? Оказывается - нет. Для того, чтобы он поддерживал Рин? Похоже на то, но почему? А, потому... ох, там такое потому что я просто обалдела.
Ну, вот, я почти подошла к вопросу обалдеваний. А надо ещё поругаться чуть-чуть. Чисто технически. Так что я коротенько:
- Юмор тоже есть, но такого великолепного дурдома, как при написании пьесы в первой части - не доходит.
- Рисовка - стандартная для Key. Я такую люблю. Но - именно стандартная, не блещет. С фонами вообще всё ещё более стандартно.
- Опенинги-эндинги - не блещут тоже. Кроме опенинга к спешалам и некоторых эндингов (каждой арке - свой, плюс "междуарочный").
- При всём моём уважении к тяжёлой истории и потрясающей доброте Рики - временами он своим торможением, бесхребетностью и ОЯШеством ("Но это же невозможно!" - "Если ты видишь летящий вверх кирпич, ты либо под наркотой - но ты знаешь, что нет. Либо здесь кирпич может лететь вверх!"... да и вообще именно эта японская фишка, синдром вины... Не может он взять в руки пистолет, даже зная, что стрелять надо не по людям, а по аксиоматично плохим теням! Прямо какая-то Марина Измаил из "Даблнолика" в мужском теле!)
- И главное: довольно много логических неувязок. Начиная с классических временных парадоксов, ибо элемент мистики тут, как и водится - есть. И заканчивая прямыми нестыковками типа то это было сказано, то - нет.
Всё. Хватит ругаться. Пора переходить на хорошее обалдение. Да, я обалдевала неоднократно. В прямом смысле - всё, я балда, мозгов у меня нет, только сердце... ну, и глаза с носом, чтобы хлюпать и слезоточить.
Там всё совершенно потрясающее. Нет, это не рождественская сказка, как "Канон". Там всё довольно жестоко. Но жизненно. (При этом - не настолько омерзительно и тупо, как в "Кланнаде", да, я ненавижу алкоголика Томою!) Но - очень. Очень грустно. И очень добро. И очень счастливо. Полный вихрь эмоций, сентиментальность просто убийственная. Это можно прочитать в негативной коннотации, о, нет, не надо! Это прекрасно!
Я обижалась, что в первой части зажали арку Юко (которая вообще наравне с Харукой и Мио - три моих любимейших героини тут?) Нам её дали. И как! Вот, кстати, одна из трёх "восьмёрок", которая при этом ещё и забавно решена: одно число, местами отличающиеся события... а сезоны меняются. И 20 июня за окном может быть жара, листопад и снег. Но Юко, Юко! Какая она на самом деле... правильная. И, кстати, тоже не просто сильна, но и... вот она - явно жертвует собой ради. Ух, как я ревела!
Кстати, вот интересный момент: в экранизация VN всё обычно сводят к обще-усреднённому "хэппиэнду". То есть если это для девочек - то все счастливы и дружат всей компанией, но без особой романтики. Для мальчиков - то главгерой с главгероиней, остальные счастливы, но отошли в сторонку. Кто раньше, кто позже. В самих играх - всё обычно намного более жестоко. Какое развитие не выбирай, какую арку - кто-то (а то и все, кроме твоего избранника/избранницы) хорошо, если останется в печали. Скорее всего - останется со своей проблемой. А то и вообще умрёт. А тут вот... здесь опять же, я ужасалась и ревела. И ругалась тоже. Ругалась - на то, что сначала из сюжета вывели мою любимую Юко, а следующим номером - сразу любимую Харуку, любимую Мио и нейтральную Кудрявку. А ужасалась и ревела потому что чувствовала, подозревала - это как в игре. Они не отошли в сторонку. Они умерли! Умерли!! Их больше нет!!!
Не знаю, как в игре. В сериале они таки вывели всё на хэппиэнд. Общий. И вывели не просто логично, а великолепно. С эмоциональной точки зрения тоже. Я опять... Н-да, что-то я про то грустные, то счастливые слёзы... Хотя это действительно правильно. Прямо скажем, если говорить о произведениях этих товарищей - то я остаюсь верна "Канону" и считаю его самым лучшим их творением. Но по слезодавильности - "Проказники" перекрывают всё. Опять же - в хорошем смысле. Их на самом деле не давят. Они льются сами. Потому что это так красиво! Так грустно! Так здорово! Так счастливо! И так... добро. Можно сто раз говорить, что доброта и взаимовыручка спасёт мир. Кому-то это можно вбить в голову молотком. "Через маленькую трещинку войдёт немного ума" (с). А здесь - оно входит через сердце.
С каждой аркой. С каждым персонажем. И неожиданное раскрытие Масато и Кенго (вот я правда, совершенно не подозревала, что они - такие!) И даже "спешалы"... Они вот это понимание не "вводят", не "дают". Они приводят к нему.
Я много чего ещё хотела бы сказать. Про те же спешалы. Что первая арка - единственная действительно альтернативная (её к общему финалу привести невозможно). Что арка про Сасасегаву Сасами (да, в отличие от Рин я могу это произнести без ошибки!) - дико прекрасна, потому что показывает то, что я давно подозревала - эта девушка на самом деле очень хорошая. Потому что показывает психологические корни их вражды с Рин, потому что... вот это как раз настоящая рождественская сказка. Единственно что - тут как раз фактор взаимовыручки тоже сведён только к паре героев (как и в первой). Зато третья - подарила мне счастье много-много наблюдать не только Канату, но и милую Харуку. И тоже дала по мозгам от души... И она как раз - про коллективную взаимовыручку.
Кстати, насчёт героинь. Что и Футаки Каната, и Сасасегава-сан на самом деле очень хорошие я подозревала изначально. Впрочем, про Канату это было показано ещё в первой части. Но круг моих любимых героинь не изменился. Однако сейчас почему-то мне стало сложно понять, кто из них трёх - больше. Раньше-то у меня явно было Юко-Мио-Харука. А потом я как-то поняла. Фактически я больше всего похожа на Юко. Хотя и не настолько провокативная. Как Мио меня многие воспринимают. Да и вообще люблю читать и молчать. А Харука... Харука это то, что у меня есть в одном, и чего мне не хватает в другом: у меня тоже башни нет. Я тоже могу хулиганить и идти против течения. У меня тоже есть заряд позитива・несмотря на всё пережитое... а вот заднего привода и энергии расходовать её просто как звезда во все стороны - нету. Есть там один очень запомнившийся мне кадр: как они там устраивают вечеринку с блинчиками. И вечеринка мгновенно превращается в полный хаос. И вот этот вот "пролёт" с Харукой, дурацки дудящей в дурацкую дудку - это всё. Это она. Я в принципе не люблю генки-персонажей. Но не таких. Это - наш человек. А мне у неё надо поучиться.
(пролёт Харуки)
Честно. Вот такое ощущение - что я могу говорить про этот сериал часами. Восторгаться, удивляться, задумываться, улыбаться, плакать. А так вот смотрю - и всего лишь три страницы обзора. Связно про него рассказывать - это либо спойлерить на каждом шагу, либо включить режим компьютера. Но как же можно рассказывать сухо про такую чудовищно эмоциональную вещь? Просто нельзя, запрещено и карается расстрелом через повешение. Так что лучше - смотрите сами. Да, это под полсотни серий типичного Key. Шикарного Key. Если смотреть всё вместе. Может быть не "залпом", как я, а дозировано - но обе части. Те, кто любит эту студию, этот жанр - не пожалеет точно! А мне, похоже, таки надо поиграть.