惡の華
Жанр: сёнен, ангст, школа
Выходил: март ― июнь 2013
Английское название: «Flowers of Evil»
Русское название: «Цветы Зла»
13 серий
Оценка: 8 из 10
Солдат ребёнка не обидит
Жил-да был один старшеклассник. Хороший мальчик - очень любил читать книжки (что уже в принципе для нихонца подвиг, он же именно классическую художественную литературу читал, а не лайт-новеллы и мангу). Причём европейские. Фанател с Бодлера, например. В честь чего, хотя и был откровенным «троечником» считал себя илиткой. А ещё он очень любил и практически боготворил одну одноклассницу. Как раз таки настоящую принцессу, успешную по всем статьям, от красоты и обаяния до всех школьных предметов. И, как-то раз ситуация так повернулась, что сей мальчик не смог устоять перед вполне стандартным для нихонца мужским соблазном: притырить спортивные майку и панцу той девочки. Всё бы хорошо, но тут пришёл Северный Военно-Морской Зверь, Чёрный Песец: за этим делом его за руку прихватила другая девушка. И объяснила мальчику, что зверь пришёл, а в какой форме - выбирать ему.
Сериал нашумел преизрядно. И копий (или «копей»? Короче, от слова «копьё») про него было сломано не счесть. Естественно, рано или поздно, но я не сумела пройти мимо.
На самом деле, копья ломались не зря. Начать с того, что чисто технически этот сериал весьма своеобразен. Ходит информация (не проверяла, но действительно выглядит достоверно), что сериал снимался в два приёма, причём в обратной относительно обычного хода вещей последовательности: сначала его снимали как практически дораму, с живыми актёрами. А потом получившуюся картинку компьютерно обработали под стиль анимэ. Я действительно верю в это, причём по двум причинам:
В пользу компьютерной обработки говорит странная нестабильность всей картинки. Даже когда персонаж практически не двигается - его лицо меняется, меняются тени… Ну, как они и действительно меняются: компьютер отлавливает мелкую моторику, мелкие изменения цвета и света - и при обработке преувеличивает. В результате - ощущение очень странное, но небезынтересное.
Вторая причина - картинка в статике. И она распадается аж на три под-причины. Во-первых, очень, просто до предела реалистичные, почти фотографичные, но вроде бы как рисованные фоны. О которых я скажу кое-что ещё чуть позже. Что-то реализм и детальность зашкаливает. Во-вторых и в третьих: фигуры и лица. Лица. Совершенно не анимэшные, а наоборот слишком напоминающие настоящих людей. Да, носы и тут в анфас читаются слабовато. Но это не стандартная рисовка. Причём не стандартная ни для какой эпохи, хоть средневековья, хоть анимэ времён «Ямато», хоть современности. Очень своеобразно и опять таки реалистично. И ещё один момент. Фигуры.
Все мы (кажется, я где-то уже говорила про это) в школе на уроках рисования изучали человеческие пропорции. Линию глаз, плеч, груди и так далее. И отсюда исходя мы понимаем, что стандартно-анимэшные персонажи имеют в разной степени, но идеализированные пропорции. И я тут не только про ставшие уже притчей во языцех огромные глаза. Кстати, микроскопические носики - это «обратный ход», вспомните, как европеоиды называют монголоидов и наоборт. Вспомните так же классическую мимику для разных народов. Тут всё очень не просто и даже, я бы сказала, тонко.
Но да, вернёмся к фигурам. Так вот, в классическом анимэ персонажи немного «улучшены». Носик поменьше, глазки повыразительнее, и… тело постройнее. Здесь этого нет. Здесь все выглядят по-настоящему. И даже девушки имеют стандартные отличительные признаки монголоидной расы: короткие (по сравнению с европеоидами) ноги, широкий таз, небольшой бюст… Да и мужчины тоже очень… Похожи на правду. В общем, какое-то не анимэшное анимэ получается.
Однако, и это всё - далеко не главное. Главное - сюжет и атмосфера. С атмосферой попробуем разобраться вторым темпом, а вот с сюжетом - пришла пора.
Почему я поставила такой эпиграф? Я много раз писала, что люблю по-настоящему сильных героев (впрочем, и героинь). А разнообразные тряпки, тормоза и трусишки вызывают лишь желание навешать им люлей и отправить в полёт в нужном направлении. Но тут вышло хитрО.
Помучаю вас неопределённостью ещё немножко. Сложнее всего было с девочкой, которая принцесса и у которой форму украли. Очень уж она смотрелась как «штатная принцесса», в общем-то ничего из себя не представляющая. Так, типа девочка-отличница, проба, печать, не интересно. Но и тут случилась тонкость. Во-первых, она отнюдь не гениальна. И нам неслабо так дают понять, чего стоят её оценки, её коммуникабельность, её статус «принцессы». Что ради этого (и не обязательно личного решения) она занимается с репетиторами каждый день. Что ей хочется, но она крайне редко может себе позволить сходить погулять с подружками. Что в любви ей не признавался до сих пор вообще никто ещё! Вы думаете, начальник, принцесса - это кучи денег и любви? Ха! Как бы не так. За это платится такими штуками… Что ещё не известно, кем лучше быть, дворником или принцессой.
Но и это не всё. Принцесса у нас не гений, но и не дура. Поэтому понимает, что во многом - очень слаба. Не смешите меня, супер-герои бывают только в Голливуде и дешёвом сёнене. Все мы где-то слабы по сравнению с кем-нибудь. И тут происходит очередной переворот сознания. Да, она понимает свою слабость. Более того - признаёт её. Но, что самое обалденное - признаёт её «как». Её считают сильной. Она знает, что она слабая. Но через это знание, через свой характер - она становится действительно, натурально, по-настоящему сильной. В пост-СССР понятиях - это «поколение 80х». Всё плохо, всё грустно, и сил нет. Но «Упала? Встань и иди!». И будешь принцессой. Очень сильная и… неожиданная девушка. Как она приняла и орала под окном, как она ехала на велосипеде!!
Итак, возвращаемся к эпиграфу. Наш главный герой. В принципе, я понимаю его чувства. Местами. Ну, к примеру, я книги («очень многа букф») в подростковом возрасте и в юности очень любила читать. Чем явно выбивалась из средней среды (ага!) своих товарищей. Я испытывала могучие переживания с оттенком экзистенциализма. И даже чуть было не самоубилась, причём оное «чуть не убила» - моя вина лишь на уровне ошибки в планировании.
В общем, вроде бы понятно. Типичный юноша бледный со взором… Упс! Увядшим. Литература, мрак, декаданс и Бодлер до кучи. Хороший набор в целом. Однако есть одно «но». Да, я не люблю дураков, тряпко-кунов… пусть они вроде бы и умные, до физического желания набить лицо и потом живительным пинком направить их в нужную сторону. То есть если примитизировать - они вызывают у меня агрессию. И тут - опять неожиданность. Обладающий очень любимыми мною качествами (как книгочейство) герой-тряпкокун - желания такого не вызывает. Да, у него есть хорошие черты. Немного. А так - солдат ребёнка не обидит. Такого труса, такое убожество… честное слово, у меня совершенно физически рука не поднимется.
И тут, наконец, мы переходим к самому главному и прекрасному в этом сериале. Идее и Накамура-сан. О, да, Накамура-сан выглядит отчасти даже садисткой. Но даже такое убожество, как ГГ можно низводить и курощать по-разному. А она это делает, оказывается, с целью. Полезной для себя и для него. Мало? Конечно мало.
Часто в обзорах сериала ему ставят в вину 8ю серию, где Накамура-сан и ГГ чуть ли не восемь минут идут по городу ранним утром, когда рассветает. Боюсь, это отзвук элитности. Точнее - откат. Надо вспомнить, что было в седьмой. И надо самостоятельно пережить такой взрыв… берсеркства. Когда пули летают не где-то за пол-Земного Шара в людей, а в тебя. Когда ненависть к этому миру зашкалила и ты выплёскиваешь её. Свидетельствую, после двух-трёх лент и пары дней безумия ран, смертей и адреналина - не восемь, и не двадцать пять минут будешь идти рука-в-руке и созерцать рассвет, цветы и мирный город.
Но я отвлеклась. Накамура-сан. На первый взгляд - просто садистка. А на второй и третий… начинается что-то такое… практически волшебное. Накамура-сан - это воплощение не только подростковых комплексов, семья-то у неё не очень-благополучная, развод-с. Это воплощение протестной культуры. Декаданс (на чём она ГГ и поймала), хиппи, панк, металл. И если ГГ уныл и «безблагодатен», то Накамура-сан - наоборт. Она настолько сильна… Нет, это не правильное определение. Накамура-сан - в лучших, идеальных аспектах «отмороженная». Она не боится идти вразрез, а то и просто ломать любые стереотипы, нормы поведения. Она действительно безумна. Но ровно в том, что «в любой гениальной идее должна быть доля безумия», как говорил Нильс Бор. Кстати, физику я знаю не так уж плохо, не школьный курс. Поэтому отсылаться на Бора себе позволить могу не как «выдернутая цитата», а как выражение человека, отдавшего свою жизнь на то, на что и я затратила не час и не два времени и эмоций.
Так вот. Накамура-сан - это моя песня в данном сериале. Я тоже имела в себе подросткового недовольства и сбежать из этого мира. Я тоже делала вещи, которые «большинством» осуждаются. Кстати, пристрастие к «металлу» никуда не делось и посейчас, хотя это по сумме моих деяний - полная ерунда. Но я никогда не могла одновременно так яростно, мощно и ярко противостоять тому, что меня бесит (про пулемёты молчим, я про человеческие взаимоотношения) и одновременно быть такой не просто доброй… А уметь верить, надеяться в силу именно что души другого человека. И при этом - самой стараться помочь. Нет, это именно такая вот странная, сумасшедшая местами взаимопомощь: очень странным, необычным, безумным… но таки верным способом освободить его/её, чтобы освободившись он/она помогли это сделать и тебе. И за это можно терпеть хоть физические, хоть репутационные потери.
Накамура-сан - не садистка. Хотя это угробище чмырит (а он и есть ЧМО, хотя его дружки тоже отвратны) совершенно заслуженно и не без удовольствия. Но не просто только ментально. В одну-единственную сторону. Чтобы этот… этот… стал человеком. Хотя бы одним человеком в этом мире. Или… таким же моральным уродом, чтобы вместе этот мир разнести в клочья.
Накамура-сан потрясающа. Но и с ней не так просто. Это противопоставление сильной, могущей идти на перекор, но одновременно и желающей поддержки души… и мелко мятущейся, но много о себе понимающей душонки.
Кстати, не будь исходная манга анонсирована как сёнен - должна уйти в юри. Сава и Нанако подруга-подругу дополняют поностью. ГГ останется нужен только для утверждения его (и мужин? не согласна!) убожества.
А Бодлер тут не при чём. Сильный сериал, но не про литературу.