がっこうぐらし!
Жанр: сейнен, фэнтези, ангст, хоррор, комедия, школьная жизнь
Выходил: июнь ― сентябрь 2015
Английское название: "School-Live!"
Русское название: "Школьная жизнь"
12 серий
Оценка: 8 из 10
Постмодернизм обладает множеством притягательных аспектов. Но здесь как философия он был посрамлён.
Такея Юки, вот уже скоро выпускница - гипертрофированно ленива в школе, но не менее гипертрофированно активна и жизнерадостна во всех остальных аспектах жизни. Тем не менее, школу обожает, а особенно свой клуб Школьной Жизни, поставивший цель помогать понемногу всем остальным клубам. Ещё она регулярно говорит всякие смущающие благоглупости, например, уговаривая молодую учительницу-куратора покушать, ибо ей о фигуре заботиться уже не зачем. А её подруги по клубу то влетают в занятый уроком класс (да ещё и старший!) с дикими воплями. И всё бегает и падает. Казалось бы - перед нами типичный комедийный школьный слайс. Но уже сам факт загадочного влетания к сенпаям уже на десятой минуте первой серии, совершенно невозможный по нихонским понятиям, заставляет задуматься. Что-то с этой школой не так. Да и вообще, при чём тут тогда хоррор? А хоррор выясняется в конце первой. Зомби-апокалипсис.
Посмотреть я это в общем-то собиралась, но без особого рвения. Всё же зомби - не самая моя любимая тематика. Скорее наоборот: я столько всего некрасивого в жизни навидалась, что к анимэ предъявляю повышенные требования к красоте. А тут и рисовка очень упрощённая и не в моей эстетике, и, собственно зомби. Однако сериал не простой, очень не простой. Да и друг
pavel_neshin проассоциировал меня с одной из героинь (сразу признаюсь: очень правильно)... В общем, надо было пересилить себя.
Собственно, в этом традиционном абзаце о том, что сподвигло меня на просмотр - я уже коснулась всех минусов этого сериала. Картинка и зомби. Всё остальное - как минимум интересно. Даже умеренное эччи меня не слишком печалило, а местами даже радовало. Ну, я понимала, что сейнен же! Опять-таки - очень умеренно всё, никаких откровенностей, а даже если и панцу - то не панцушот, а из постели вылезла. А музыка тут безусловно хороша, пусть звёзд с небес и не хватает. Впрочем, опенинг даже где-то шикарен, но, скорее, именно в сочетании с видеорядом и нашим знанием реалий сериала.
Так что миновав опять же традиционные ругательства (обратите внимания, как их на сей раз мало у меня!) переходим к прекрасному.
И прекрасного здесь много. Начиная с того, что было вынесено в эпиграф. При чём тут постмодернизм? Резон простой. Это философское течение утверждает, что ничего нового уже нету, всё уже сказано, и, фактически, можно просто говорить цитатами. Вроде бы здесь оно всё располагает к тому, чтобы вознести этот сериал как образец оного постмодернизма. Ведь правда, ну сколько уже было школьных комедийных слайсов? Да море. Ещё один? Фи.
Сколько было снято всего про зомби? Зомби-хоррор - да миллионы. Зомби-трэш-комедия - ну хоть бы и "От заката до рассвета". Зомби-боевик - тоже полно. Даже зомби-романтика, например "
Санкарея". Ну, и про школьников в окружении зомбей - та же шикарная "
Школа мертвецов". В общем, тема этих уродов была раскрыта с любых возможных сторон. Увы, постмодернизм по сути является теорией на основе неполной индукции. А вот и пример: милой няшной комедии с зомби-хоррором что-то я не упомню.
На самом деле, здесь ещё и сделано оно очень интересно. Штука в том, что сериал заставляет думать. В смысле - задумываться. Вот, нам кажется, всё ясно, это у нас что-то вроде, скажем, К-она, но без музыки. Ан нет, бац! И зомби. А, догадываемся мы. Это ж та самая "Школа мертвецов", только прикаваенная! Бац! И мы видим, скажем, красивые моменты (вроде самого начала своеобразной истории с учительницей) - и закрадывается подозрение, что это "
Ангельские ритмы" (про которые я не писала именно из постмодернизма - без меня всё отлично написано). Но увы. Ни одно подозрение окончательно не оправдывается. Да, здесь есть от всего вышеназванного. Много от чего и другого. Но это ни одно из них. И даже не комплекс. Здесь есть и что-то своё. Того, чего ещё не бывало. Хотя бы именно это сочетание няшной комедийности с натурально зомби-хоррором.
Задумываться приходится и по более тонким моментам. И задумываться, так сказать, в обоих направлениях. Иногда - замечая какую-то странность в происходящем - попытаться догадаться, чем она вызвана. А иногда и наоборот: когда история получила очередное развитие, нам дали очередное объяснение - задуматься и понять, что ещё целая пачка деталей не совсем понятных, но напрочь проигнорированных, сочтённых условностью или так часто встречающимся небрежением авторов, только что стали абсолютно логичными, а то и очевидными. Почему одиннадцатиклассница Мики врывается на урок к двенадцатикласснице Юки? Это комедия с нереальными характерами. Решение неправильное. Нет. На то есть объяснение, и её поведение становится совершенно понятным. Почему в поездке в магазин за рулём Куруми, а не Сакура-сенсей? А, ну так школьники же тут рулят, а Сакура-сенсей для мебели и шуток... Плюс Куруми вообще у них главный силовик. Нет. Объяснение есть, и оно совсем другое. И так далее, примеров масса. Вообще, внимание авторов к деталям и при этом дозированные ответы - просто приводят в восторг. Я получала огромное удовольствие от этих интеллектуальных игр.
Кстати, о деталях. Всем известно, что я их очень люблю, и уделяю им большое внимание. Так вот. Сериал замечателен ещё и тем, что в нём практически нет лишних деталей. Не только объясняются все. Ну, кроме, пожалуй, шапочки Юки. Не только все они, даже казавшиеся ошибкой, или выпадающими из мозаики - в лучших традициях детективного жанра в результате не только встраиваются в неё, но и порождают каскадом ещё несколько объяснений... а то и одновременно несколько новых вопросов. Вот, к примеру, история Сакуры-сенсея объяснила оговорки Юки, распределение мест в авто и кучу всего. Но вдруг выплывает фотография с нею, никак не ложащаяся в эту историю. Потом - объясняется и это кажущееся несоответствие или невнимание к сюжету. Которое тоже кое-что объясняет и дополнительно. В общем, красота. Постоянно мозаика то складывается, то рассыпается снова, но в результате превращается в единственно-возможный монолит, без единой лишней детальки.
А ещё детальки-догадки прекрасны тем, что очень часто если ты и догадываешься правильно, то всё равно - запросто может оказаться, что есть нюанс. Маленький, но могущий оказаться важным штришок. Это тоже прекрасно.
Конечно же, и с эмоциями тут всё совсем не просто. Но и они подчас очень лихо увязаны с деталями. А детали, кстати, могут быть и психологическими. Знаете ведь, человеческое сознание может настолько загрузиться некоей вещью, что натурально перезагружается. И человек либо вообще уходит в ступор, либо сознание начинает работать выборочно, человек просто не видит того, что его раздражает. Любой сколько-нибудь опытный пользователь интернета знает про феномен "баннерной слепоты". Это как раз довольно мягкий вариант того, о чём я говорю. О-о-о, как меня временами бесила Юки, особенно когда собиралась вернуться в супермаркет, из которого они чудом сбежали. Ух, как хотелось надавать ей пощёчин! Но нет, нельзя. Юки, оказывается, страдает тем же феноменом, причём в тяжёлой форме. И не видит много чего. Впрочем, кое-что и видит "эксклюзивно", небольшая толика фэнтези, которая тут есть в основном связана именно с ней. Да и вообще есть такая идея, что люди малость сумасшедшие воспринимают вещи несколько иначе и могут видеть их под неожиданным углом.
Да, психологических моментов тут тоже очень много. И что особенно интересно - часто бывает так, что ты даже понимаешь умом, что вроде бы странное поведение героев психологически обоснованно. Но особенно шикарно, что в результате почти всегда понимаешь и сердцем. Ну, как с той же Юки, почему её выходки терпят - вроде бы понятно. А потом и чувствуешь, что и нельзя иначе. Кстати, эти вещи не всегда универсальны. Есть что-то, что понимаешь, а потом чувствуешь "для всех". То есть понимаешь всех героев, потому что они хорошие люди. А есть и очень личное. Когда так может думать и делать только вот такой человек, именно этот. Часто, кстати, это ведёт к наилучшей развязке здесь. К примеру, если бы в последних сериях в паре Куруми-Юри они поменялись местами - Куруми не нарушила бы обещания. И, возможно, зря. А уж как я переживала!
Да, собственно, о переживаниях я же и говорила. Ну, вот здесь - исполнять клятву или нет? Я переживаю: надо, надо исполнять, скорее же! Юри не может... и я понимаю, что она тоже права, нельзя, нельзя! Как же я, увидев первую часть разгадки про Сакуру-сенсей, боялась, что это "Ангельские ритмы"! Ведь правда, чуть ли не все героини оказывались в таких ситуациях, из которых выкрутиться так, как они выкрутились - ну, маловероятно! Нет, это не тот сериал. Да и вероятность, оказывается, там была несколько другая. Но в волнении и страхе кусать кулаки приходилось с завидной частотой. А уж в каком напряжении держат последние три серии!
Кстати, здесь у меня как раз имеется пара нареканий к сюжету. Во-первых, и по-моему, оно безусловно: решение с коробкой таблеток, хотя довольно неплохо вписывается в общую картину - но было... не красивым. Нет, я страшно волновалась, чуть не до слёз, и надеялась на какой-то другой счастливый исход (уж коль скоро предугадываемый умеренно счастливый мы проскочили из-за нарушения обещания со стороны Юри), но тогда тут должно было быть могучее превозмогание Куруми во имя любви к Императору подругам.
Во-вторых же, когда ужасный финал для всех уже героинь казался неотвратимым - нам вместо него дали таки выход. Да, и сама ситуация очень отдаёт голливудщиной. И выход, казалось бы, довольно похож на рояль в кустах, для которого потребовалось ещё и немножко фэнтези. Но, Тьма Всемогущая, как же он красив! И, одновременно - таки очень логично встроен во всю мозаику.
Конечно же, это не только хоррор и нервотрёпка с погрызанием кулаков. Есть и юмор. Но то ли я нынче не очень в настроении смеяться, либо юмор не совсем для меня, либо он просто бледноват. В любом случае я его отмечала более на сознательном уровне. Типа "а вот тут должно быть смешно, понимаю". А вот с хорошими эмоциями тут всё прекрасно.
Причём с самыми разными. "Хорошими" - это я говорю про любые так называемые "светлые чувства". Когда грусть и слёзы по утерянному товарищу добрые, светлые, искренние, но не отвратительная истерика - это хорошие слёзы. И хорошая эмоция. (Надо ли говорить, что в "хороших" случаях я присоединялась к героиням всегда? А учитывая то, что последнюю треть сериала смотрела на работе - люди меня с сухим лицом в тот день не видели?) Нет, там слёзы не только грустные. Множество слёз облегчения. От обретения кого-то дорогого, кто казался уже потерянным. От понимания, что ты обрела что-то доброе, светлое, радостное, что будешь помнить, что будет тебя вести в будущем. Девушки умеют плакать по миллиону поводов миллиарда разных оттенков, десу.
А бывает и просто радость, которая от вскидывания кулака с воплем "Йес!" до тёплой и грустно-мудрой улыбки (как была у меня в магазине одежды и эпизоде с чисткой отстойника для воды: да, мы, девушки, такие... что уж тут поделать? Но это ли не прекрасно?). Кстати, к вопросу о странных действиях и психологии. В общем, хотя я и не получила столь любимых колебаний настроения через добавку юмора - я получила в довесок к плохим эмоциям переживания и злости - множество светлых улыбок и слёз.
Много можно сказать про этот сериал. Но он опять же так хитро устроен, что практически не реально сделать это, не наговорив кучу спойлеров, не пересказав почти весь сюжет. И тем самым испортить всё наслаждение от интеллектуальной составляющей просмотра. Так что якабито прекращает дозволенные речи, закидывает лопату на плечо и призывает к самостоятельному просмотру всех взрослых. А что я 8 из 10 поставила - ну вот как-то так получилось. Вроде бы всем хорошо, чуть ли не до шедевра. А где-то в глубине подсознания сидит кто-то и мешает больше поставить. По-моему этот кто-то не прав, но я с ней или с ним предпочитаю не спорить. Может быть это просто мои вкусы, о которых я писала в самом начале.