ご近所物語
Жанр: сёдзе, романтика, школа, комедия
Выходил: сентябрь 1995 - сентябрь 1996.
Английское название: «Neighborhood Story».
Русское название: “Повесть о соседях”.
50 серий
Оценка: 7 из 10
Это про вас Лавров говорил! Но как же мило!
Колледж прикладных искусств «Ядзака» - место очень забавное. Что поделаешь - обучают-то будущую богему. А значит - множество отделений (от модельерских, до интерьерного дизайна) и довольно свободные правила. Впрочем, наши герои, друзья детства Кода Микако и Ямагучи Цутоми туда пошли вполне осмысленно. Цутоми у нас эдакий авангардист, специализирующийся на странных игрушках, а Микако - целенаправленно хочет стать модельером со своим собственным брендом. Но как-то ей маловато всего-навсего учёбы. Поэтому она со своими подругами и друзьями Цутому создают клуб с идеей: делай всякие вещи сам, кому что нравится и будем распродавать это на блошином рынке. И, конечно же, поскольку это сёдзе - то как же без обильной и запутанной романтики?!
Как-то так забавно получилось, что анимэ по манге Ядзавы Аи-сан я смотрю в обратном порядке. Сначала - гениальную позднейшую «
Нана», потом - замечательный вышедший до неё «
Paradise Kiss», теперь вот - первую её полновесную экранизацию. Собственно - осталось только посмотреть полнометражку, которая альтернативная версия этого же сериала. И самую первую экранизацию - получасовую ОАВ «Tenshi Nanka ja Nai».
Итак, что же мы имеем с гуся? Вообще, картина во многом безрадостная. Причём это не только оборот речи, но и прямая оценка картинки. Прямо скажем, сериал нарисован просто откровенно убого. Очень примитивно, очень много деформаций, которые в более поздних анимэ превратились в деформацию в чибиков на юмористическом моменте, от дурацких до отвратительных деформаций рта персонажей при сильных эмоциях… Фоны тоже - довольно много, но совершенно никакие. В общем - беда сплошная. Смотреть реально тяжело.
С музыкой дело обстоит хитрее. Мне понравились забавные тексты опенингов и эндингов. Особенно второго эндинга. Но в музыкальном смысле - они дурацкие и надоедливые. Так что вот в этом сериале я их прослушала ровно по одному разу каждый, а потом проматывала. Кстати, зрителю на заметку: после эндинга идёт анонс следующей серии. Можно вообще как эндинг начнётся - включать сразу эту самую следующую. Но есть забавный нюанс: судя по всему, иногда возникали моменты, когда сценарий одной серии уже утверждён и она пошла в работу, а сценарий следующий вдруг немного изменяют по каким-то причинам. В результате получается забавно, когда нам обещают одно, а получаем мы вроде бы то, что обещали, но в совсем другой коннотации.
Да, но я о музыке. А вот фоновая музыка мне понравилась. Причём кое-какие романтические мелодии мне живо напоминали саундтрек к обожаемому мною «Канону» (который вообще студии «Key/Visual Arts»), что уже для меня очень приятно. А другие - чем-то неуловимо напоминали саундтрек к не менее обожаемой «Нана». Например, некоторые аккорды одной мелодии - очень похожи на песню «Люси». Видимо, вкус Ядзавы-сан играл свою роль.
Кстати, в вопросах вкуса - ещё одно моё нарекание, но уже чисто личное. Я давно обратила внимание, но тут оно проявилось просто в индустриальных масштабах: Ядзава-сан очень любит шляпы типа картузов почти без околыша но с огромной мягкой тульей. Вот помните советские экранизации «Шерлока Холмса»? Представьте себе кепку инспектора Лестрейда. Только без застёгивающихся сверху наушников и ещё более огромную, и ещё более мягкую, так, что блин тульи аж почти свисает. По мне - так просто омерзительная хрень. Да и Цутому летом в футболке, лёгких джинсах и… розовой шерстяной шапке с помпончиком и сердечками по канту… он был для меня не смешным, а смешон. Богема, ёлки-палки!
Ну, и ещё к вопросу стиля Ядзавы-сан. Как всегда у неё - огромные ступни, тела и конечности спичечно-проволочной тонкости. Плюс отпугивающая многих фирменная синяя капелька посреди лба в момент «ой, блин, ужас!» ситуаций.
На этом закончим про технику, а так же примерно половину моих нареканий. Вторая половина нареканий у меня к сюжету. Потому что легендарная фраза Лаврова, на которую я сослалась тут с завидной регулярностью применима как минимум к половине персонажей. И если в отношении Микако чаще всего просто обречённо вздыхаешь: «Эх, это ж Микако…», а в отношении Юске и Дзиро и Норидзи время от времени так же обречённо вздыхаешь: «Эх, ну это ж мужики…» То в отношении Фигурки (Накасэ Марико обладает обалденной фигурой, поэтому её вся школа кличет «Nice Body-ko», где «-ко» - это 子 - маленький, очень частое окончание женских имён, как, например, та же Марико). Да, так Фигурке с завидной регулярностью хочется рявкнуть: «Патамушта ты дура! Попрыгунья стрекоза, блин!» или «Допрыгалась, дурища, блин? Получай теперь!» Так же и маманьке Микако. А уж на Цутому я вообще без мата смотреть не могла. Вот натурально - дебил, блин!!!
В общем, поведение некоторых персонажей с завидной регулярностью раздражает до беготни по потолку.
Но! Это же сёдзе! То есть - дамский жанр. А значит что? Полностью плохих людей на самом деле нету. И Микако талантлива, энергична и добра. И маманька у неё та ещё дура, раздолбайка и фантазёрка, но всё же очень хороший человек. И Цутому, хоть и полный идиотина, но сердце у него натурально золотое. Даже Фигурка на самом деле хотя и не понимает, за что на неё половина шишек валится, но вторую половину осознаёт и сама не рада, что у неё такой стервозный и ревнивый характер. А на самом деле - она тоже довольно добрая и вполне талантливая девушка.
А вообще, конечно, мне очень нравился Юске. Вот - шикарный парень. Да, он на самом деле очень, реально очень добрый и верный. Но жутко стеснительный. Настолько, что выливается это во взрывчатый характер и хулиганское (вплоть до bullying) поведение. Но всё равно - я прекрасно понимала и Фигурку, и Аюми. В него грех не влюбиться.
Аюми, кстати, тоже совершенно замечательная и очень, очень сильная девушка. Пожалуй, у меня сил быть такой как она просто и не хватит. Я очень её уважаю. И, подсмотрев спойлер то ли из полнометражки, то ли из оригинальной манги - очень рада за неё, как и чем для неё история закончилась. Думаю, что из фильма, надо посмотреть. Хотя, конечно, какой это фильм? 30 минут всего.
И Дзиро весьма симпатичный паренёк. Плюс - ИТшник широкого профиля. И Фигурке подсказал кое-какую идею, и научил её. И сам программы пишет. Ну, понятное дело - тоже весьма добрый парень.
Но, безусловно, самая шикарная в этой компании - это Риса. Вот её глазами смотреть мне было очень легко. И то, что делает она - мне тоже в голову приходило практически одновременно с ней. Весьма мой человек. Кстати, вот тоже интересно, причём именно в сравнении с Наной. Вообще, очень забавная перекличка тем у Ядзавы-сан получилась. Нана и Риса - обе весьма мощные, умные, и на самом деле заботливые девушки. Обе довольно-таки припанкованные. Такеши (парень Рисы) разве что цветом волос и отсутствием косухи отличается от Рена (парня Наны). У обеих парень с дальнего северного острова, где они познакомились и долго жили вместе - уехал в Токио в поисках развития… ну, карьеры, славы там, понятно. Но! Нана решила всем, включая себя саму доказать, что она крута и достойна Рена. И поехала в Токио годом или двумя позже, когда созрела для собственной карьеры. Хотя Рен её звал поехать сразу вместе. Риса же признаёт, что ей необходим какой-то мотиватор и помощник, чисто моральный - чтобы достигать своих целей. И едет с Хоккайдо сразу вместе с Такеши.
Вообще, чувствуется, что Ядзава-сан как-то раскачивается, набирает ход. И многие сюжеты у неё переходят из одного произведения в другое, попутно трансформируясь и начиная играть новыми красками. А кое-что просто напрямик переходит. К примеру, вы заметили, как называется школа? Правильно! Вся компания (кроме Юкари, конечно) в «Paradise Kiss» учится в той же школе! Да и Хамада-сенсей как-то пару раз на экране появляется. Но это мелочи. Ведь Сакурада Мивако - вообще младшая сестра нашей Микако! Которая, кстати, тоже время от времени появляется там, уже в виде дизайнера с раскрученным брендом, как она и мечтает в этом сериале.
Так же вполне понятно, почему Ядзава-сан от сёдзе перешла к дзёсею. Уже здесь очень много такого, что в принципе не очень-то подходит для девочек среднего школьного возраста. Чего стоит одна из ключевых линий всего сериала: Микако - безотцовщина. Её родители развелись когда ей было одиннадцать лет. И мало того, что у нас вылезают проблемы неполных семей, что тема в общем-то уже и так довольно взрослая. Но к тому же, как выясняется, там и с разводом всё сильно неоднозначно. Он вообще очень неожиданную и очень взрослую мотивацию имеет. Причём с обоих сторон. Не муж проигрался, спился и сбежал. А уж что такое, как в сериале, вообще бывает - честное слово, не все взрослые-то верят в подобное. Я верю, поскольку на собственном опыте знаю. Хочу отдельно отметить - сюжет про семью Микако, особенно некоторые очень взрослые и сложные эпизоды - отнюдь не все взрослые и сложные эпизоды, которые тут есть.
Однако, этим всё не ограничивается. Это ж сёдзе. А где дамские жанры - там почти обязательно будет романтика. И здесь её предостаточно. Всем, конечно, понятно, что парочка Микако-Цутому обречена рано или поздно на то, чтобы... стать парочкой. Но вот я уже упоминала про Рису. Впрочем, роман Рисы с Такеши очень фрагментарен, собственно говоря, хотя она и обещает познакомить всю компанию с ним, но появляется в кадре он всего лишь три раза и буквально на секунды. Зато один раз так, что ого-го! А ещё ведь есть мощные романтические и очень непростые линии у матери Микако, Юске, Фигурки, Аюми, старого знакомого юноши-бармена, даже у почти что полностью юмористического Норидзи!
Вообще, Ядзава-сан всё-таки очень талантлива. И в этом сериале есть и над чем похихикать, и чему поулыбаться, и над чем поплакать грустно (ох, как я Аюми постоянно сочувствовала!), и поплакать счастливо с улыбкой на лице... Ведь натурально, я начала смотреть сериал в четверг вечером. Четверг совершенно безумно загруженной недели. И в понедельник - смотрела последние две серии! Горы работы, дом, участок... ужасная рисовка... Но всё равно - 50 серий за фактически 4 дня. Стала бы я так смотреть, если бы оно не было так интересно и не зацепляло бы так эмоционально. Много, очень много интересных, а то и красивых моментов. В качестве иллюстрации я не удержусь от спойлера одной серии.
Риса, Дзиро и Юске - живут практически на самообеспечении. То есть ещё и работают. Честно говоря, где работает Дзиро так и остаётся за кадром. А вот то, что Юске по утрам разносит почту - вокруг этого уже есть некий интересный пласт сюжетов. Но я хотела рассказать про Рису, которая трудится за прилавком в пункте видеопроката. Кстати, какие бывают клиенты разнообразно-неприятные - показано без прикрас.
Но вот как-то раз заходит к ней пожилой интеллигентный джентльмен и спрашивает некий фильм. В каталоге его нет, да и вообще выясняется, что фильм, пардон, 1937го года выпуска. И не очень-то классика. Ну, дедушка извинился и ушёл. А Рису вскоре отпускают с работы, поскольку она и так была по разным обстоятельствам отпахать полторы смены. Плюс у неё с Такеши билеты на концерт супер-популярной рок-группы этим вечером. Но отпускают сильно задолго до нужного времени и Риса задумчиво идёт на бережок Сумидагавы... где обнаруживает того самого дедушку. Слово за слово, и оказывается, что дедушка очень хочет ещё раз посмотреть этот фильм, потому что давным-давно, ещё до войны, когда он был студентом - он смотрел эту картину в кинотеатре со своей девушкой. А потом они так вдохновились этим фильмом, что полночи танцевали в парке, слыша музыку только в своих сердцах. Всё? Нет.
Отец этой девушки был категорически против их брака. Бедный студент и богатая наследница - что за мезальянс?! И влюблённые решили бежать. Бам! - стукает сердце Рисы, бежавшей с Хоккайдо вместе с Такеши. Всё? Нет!
Их разыскали. Студенту надавали по морде, девушку упаковали в машину и увезли к отцу. Потом студента призвали, а по окончании войны - он так и не сумел найти следов любимой. Всё? Нет!
Упихиваемая в машину - девушка успела крикнуть:
- Этот фильм... посмотри его ещё раз!
И с тех пор дедушка ездит по городам и ищет этот фильм.
И тут Рису проняло окончательно. Вместо того, чтобы тупо смотреть на речку и ждать концерта - она вместе с этим дедулей бежит по окрестным прокатам. И вот силы уже на исходе, все известные прокаты уже проверены... Как Риса натыкается взглядом на здание большой библиотеки. Они бегут туда. Есть! Но библиотека закрывается уже через полчаса, фильм сегодня уже не посмотришь.
- Пожалуйста, мне только один эпизод посмотреть! - умоляет дедушка. И им включают кассету.
Они перематывают на тот эпизод, где герои фильма танцуют (кстати, тоже в парке) - и уже через минуту дедушка начинает притопывать ногой и пошевеливать пальцами, а потом вообще и сам приглашает Рису на танец. В пустой библиотеке на экране танцует пара влюблённых, а на полу - пожилой джентльмен и юная панкушка Риса. Дедушка вспоминает:
- Этот фильм... посмотри его ещё раз!
- Риса, мы обязательно посмотрим его ещё раз вместе!
Но тут приходит работник библиотеки и просит их закончить просмотр. Малость обалдевшая Риса уходит и уже на пороге дедушка спрашивает, как же её зовут.
- Риса. - отвечает она.
Дедушка плачет. Он наконец исполнил своё обещание: посмотрел кино вместе с Рисой. Я плачу тоже. Но и это не всё.
Из-за всей этой катавасии наша Риса жутко опаздывает, и переживает, что Такеши на неё как минимум обиделся. Может быть и вообще ушёл (билеты-то у неё). Но нет, у входа в концертный зал, опёршись на колонну, стоит одинокая фигурка. Такеши. Риса опасливо к нему подходит... А Такеши мягко её обнимает, тепло улыбается и спрашивает:
- Ну что, пойдём?
Я бегу за тряпкой вытирать лужу слёз на полу.
На мой взгляд, если честно, эта, так сказать, сайд-стори - на самом деле чуть ли не самая красивая из всех романтических в этом сериале. Но есть, есть другие, не многим слабее. Так что здесь - полный порядок.
В качестве заключения я лишь повторюсь: в этом сериале есть и над чем похихикать, и чему поулыбаться, и над чем поплакать грустно, и поплакать счастливо с улыбкой на лице... Горы работы, дом, участок... ужасная рисовка... Но всё равно - 50 серий за фактически 4 дня. Значит - он того стОит!