うみねこのなく頃に
Жанр: фэнтези, детектив, хоррор, насилие, сейнен
Выходил: июль - декабрь 2009
Английское название: «When Seagulls Cry»
Русское название: «Когда плачут чайки»
26 сериий
Оценка: 6 из 10
Рассуждения профанов либо смешат, либо бесят.
Преизрядно богатое семейство Уширомия в составе двух братьев и двух сестёр с супругами и четырьмя детьми (по одному на пару) собираются на островке, где стоит особняк основателя фамилии, то есть отца или деда соответственно, поскольку тому жить осталось всего три месяца, и надо определиться с наследством. В тот же вечер начинается тайфун, напрочь отрезающий остров от внешнего мира. А на острове начинаются странные убийства. Точнее - не странные, а ритуальные. Ибо в основе богатства семейства лежит золотишко, которое деду одолжила ведьма Беатриче. А теперь она хочет возродиться и золотишко вернуть. С процентами. Но юный Уширомия Батлер во всякую магию, чертовщину и ведьм не верит и вступает в интеллектуальную схватку с Беатриче, пытаясь доказать, что всё происходящее можно объяснить сугубо материалистически, а значит - ведьм не бывает.
Ни для кого не секрет, что я очень люблю
«Хигурашей», то есть «Когда плачут цикады», которые начали выходить за три года до «Уминеко». Более того, они местами пересекаются: и маленькая Рика как-то раз говорит, что мол хватит ей играть ведьму Бернкастель, и Чие-сенсей, сама Фурудэ Рика, а также Кеичи-кун, Ханью, Рюгу Рена, Сонозаки Мион и Оконоги появляются мельком и в «Чайках». А тут я вдруг решила посмотреть ОВАшки к «Цикадам» (первый блок, «Кира» - редкостная ерунда, «Каку» и «Реи» - очень даже ничего). Ну, а за компанию - и «Чаек». Помнится, когда они только вышли, мне из отзывов друзей их смотреть не захотелось, но сейчас я таки попробовала. И поняла, что в общем-то правильно не хотелось, хотя посмотреть тоже было не лишним.
Поскольку это взаимосвязанные сериалы - особо заостряться на технике смысла нет. Всё то, что сказано про «Цикад» можно сказать и про «Чаек». За, пожалуй, одним исключением: в «Цикадах» были шикарные опенинги от Шимамии Эйко, а здесь опенинг не особо вдохновляет, а в эндинге всё бы хорошо, кроме совершенно противного на мой взгляд голоса певца (он же и автор стихов и музыки) Джиманга. Натурально, всё испортил.
Так что… поскольку я в целом осталась не довольна - начну с того, что хорошо. В первую очередь хорошо то, что закручено всё преизрядно. Так же как и «Цикады» - это сериал по визуальной новелле, и так же как «Цикады» построен на нескольких арках типа «проходим сюжет сначала, делая другие выборы». Забавно, кстати, что каждая арка имеет на одну серию больше, чем предыдущая. Т.е. первая в пять серий уложилась, вторая - в шесть, третья в семь, а четвёртая, заключительная - восемь. И, надо отметить, что при первом (а второго у мен явно не будет) просмотре прерваться посреди арки очень и очень сложно. Я, по-моему, умудрилась сделать это только один раз, вчера, когда на четвёртом эпизоде последней арки поняла, что если сейчас же не загоню себя в кровать - на работу я если и попаду, то с феерическим опозданием. Ну, и всё-таки вчера-то я просмотрела одиннадцать эпизодов (всю третью и половину четвёртой арки).
В общем, затягивает. Что ещё хорошо - очень много интересных рассуждений и вообще разных и мыслей, и этических ловушек. Как, например, в четвёртой арке поколению внуков выдают проверочку такую весёленькую: «Кого принесём в жертву? 1) тебя, 2)твоего (твою) любимого (любимую), 3)всех, кроме вас двоих?» И не просто так - выбрать, а ещё и обосновать. И привести решение к исполнению. Оч-чень лихо. Впрочем, там вообще много чего такого.
Очень интересно раскрываются персонажи. При этом, что забавно, мужики поколения отцов очень и очень серенькие. Ну, с поправкой на то, что они всё-таки члены весьма богатой фамилии, со всеми положенными вывертами психики. А вот девицы-матери и все внуки - раскрыты очень неслабо. При этом, надо отметить, что девицы-матери, которые урождённые Урошимия - обе редкие сволочи… но в критической ситуации, когда она остаётся одна из всего их поколения - что Еву, что Розу сложно не зауважать. Мощные девушки. И вот в этом смысле - очень правильные. Впрочем, (и это тоже совершенно прекрасно) - никакими другими они быть не могут именно потому, что они дети вот в такой семье. Именно так у нормальной феодальной знати в голове всё и устроено: за наследство можно и погрызться, но вот детей и вассалов (а также прислугу и проч) - защищать их священная обязанность и тут никаких страхов и перекладывания ответственности на чужие плечи.
Ну, и внуки с внучками тоже весьма интересно и подчас неожиданно раскрываются. Опять же как пример - выбор Джорджа на вышеописанной проверочке мягко говоря был совершенно неожиданным. А как он этот выбор замотивировал и как начала претворять в жизнь - было, прямо скажем, изящным поворотом, которому я не могла не аплодировать.
И, конечно же, ведьмы и магия. Для начала - мне просто откровенно понравились некоторые тезисы. И что является источником магии (да, тысячу раз да!). И забавные объяснения вполне материалистического характера, что магией вполне можно объяснять какие-то феномены, которые имеют и вполне материалистические основания. Но к этому вопросу я вернусь, когда дойду до ругани. Потерпите немножко, я про ведьм хочу рассказать.
С ведьмами же дело очень интересное. Они тоже весьма неслабо и где-то даже неожиданно (или наоборот - ожиданно, но как-то на эти ожидания уже было теряешь надежду, а тут р-раз! и оно случается) раскрываются в процессе. И даже довольно таки поехавшая на садизме Беатриче - девица крайне неоднозначная, и судя по всему - в режим «-дере» она вошла не только по совету Вергилии, но и сама была вполне склонна это сделать. Что самое удивительное - несмотря на её выходки и напрочь свёрнутые мозги я не могла не сочувствовать ей и даже желала ей какого-то умеренного хэппи-энда весь сериал. Ну, что с меня взять, я ведь и сама - нежить, и у Зоричей в «пилотской» серии повестей всегда с особым удовольствием читаю про Салмана дель Пино и Доктора Скальпеля.
Кстати, что меня удивило: положим, что Мария оказывается самой правильной и в общем-то белой ведьмой - это ожидаемо. Что Ева-Беатриче как бы не более мерзкая сволочь, чем собственно Беатриче - тоже можно было легко ожидать. Но вот почему Бернкастель на многих ресурсах обозначается как чуть ли не единственная безусловная злодейка среди ведьм - я так и не поняла. Ну, то есть да, ей безусловно наплевать и на жизни людей, и на жизнь коллег по цеху. Но на фоне остальных - она как раз смотрится наиболее вменяемой и где-то даже положительной. Мария и Анжи, конечно, более положительные, да и Вергилия, пожалуй, тоже… Но Беатриче, Лямбдадельта и Ева-Беатриче по мне куда противнее). И злодейственнее. А Бернкастель даже в одном моменте укоряет Беатриче: мол, ну устроила ты «и тут Уриэль Вентрис на Адском Паровозе… мясо, кровь, кишки, г…но по всему варпу распидо…сило!» - чего в этом такого забавного и развлекательного? Ладно, спишем это на выверты моей собственной психики.
И коль уж мы пошли говорить о вывертах психики - пора наконец приступать к ругани. О, у меня масса претензий к этому сериалу. Как ни странно, собственно это мясо-кровь меня не слишком раздражали. В первую очередь меня раздражали персонажи. Практически все, но не все одинаково. Беатриче и Ева-Беатриче изрядно бесили своей тупой кровожадностью. Причём именно в том ключе, что от кровопролитиев они получают такое извращённое удовольствие, при этом ещё и довольно тупое. Ну прям не ведьмы, а кхорнитки какие-то. Или из этих, омерзительных Повелителей Ночи гражданина Кёрза. Мерзко и раздражает. Кстати, я не знаю - есть ли версия без цензуры, но в той раздаче, где я брала - всякие вскрытые животы или наполовину снесённые головы с лужами крови и мозгов были зацензурированы классической сверх-пикселизацией, то есть огромными разноцветными квадратиками примерно нужных цветов. Что, естественно, тоже способствовало относительно спокойному восприятию этих изрядно неаппетитных подробностей. В общем, из-за обеих Беатриче и Лямбдадельты я на сериал в обиде. Нафиг мне такие мерзкие тётки.
В ту же степь - собственно поколение отцов-матерей. Более-менее пристойны там буквально половина: Рудольф с Кириэ, Хидеоши и Нацухи. А вот Клаус, Ева с Розой, да и сам дедуля Кинзо - весьма противные личности. Опять же: нафиг мне смотреть на таких вот? Плюс, надо отметить ещё в сущности самого главного героя - Батлера. Мне дико не нравится, как он постоянно орёт и делает всякие жесты. Долбанутый какой-то придурок, раздражает.
Но самое главное - это, ангел забери, логика. То, чем наш герой Батлер пытается устроить баталию с Беатриче. Почему я такой эпиграф и поставила. С логикой там просто полный пинцет. Сначала расскажу о малом. В самом же начале всей честной компании предлагается сыграть в интересную игру: разгадать зашифрованное в эпитафии Беатриче указание на то, где искать то самое легендарное золото, и тогда она и от возврата долга откажется, и от процентов… а если не разгадаете - буду действовать строго по тексту. Текст же собственно описывает тот самый ритуал с жертвоприношениями. И что же? Даже после того, как она в полном соответствии с обещаниями начинает убивать - никто про эту задачу не вспоминает, а начинают отчаянно искать убийцу среди себя. Более того, после отката на исходные позиции (то есть когда по первому разу Беатриче валит практически всех, и завершеает свой ритуал) - всё начинается по новой, с момента их прибытия на остров, но все при этом помнят, что происходило в прошлой итерации. Нет, это стадо тупоголовых попыталось взяться за разгадывание эпитафии только в третьей арке (и обе мерзкие сестрицы-мамашки таки разгадали)… И опять игнорируют в четвёртой! Ну я просто не понимаю, как можно иметь такую тупую башку, причём хором? Ну, не даром они там все в наследстве нуждаются очень сильно - кого пиндосы оштрафовали чуть ли не на пол-ярда баксов, кто в строительство вложился так, что в суровом минусе… Ну, тупые они, видать, и правда.
Но беда с логикой на этом не завершается. Там логических дыр просто море разливанное, причём половина - построена на одной и той же ошибке под названием «неполная индукция». Судите сами: на чём основывается баталия Батлера и Беатриче? Батлер пытается доказать, что эти ритуальные убийства могут быть совершены без помощи магии, а следовательно - ни магии, ни ведьм не существует. Удивительно, почему же тогда Бернкастель и Лямбдадельта совершенно спокойно относятся к этой баталии, ведь если Батлер докажет свою правоту, то вроде бы как им тоже кранты? А элементарно! Они, в отличие от идиота Батлера прекрасно видят, что в этих рассуждениях сразу две ошибки: во-первых, то, что убийство может иметь совершенно рациональное объяснение вовсе не значит, что оно совершено именно этим рациональным методом. Оно может иметь рациональное объяснение, но это не значит, что оно совершено именно этим рациональным способом. Но это ещё ошибочка спорная. Скажем, можно призвать гражданина Оккама с его железякой и заявить, что рациональное объяснение не требует дополнительной сущности в лице магии. Но есть и вторая проблема: то, что какое-то деяние имеет рациональное объяснение - совершенно не значит, что любое деяние имеет рациональное объяснение. То есть даже если мы доказываем, что убийства совершены без помощи ведьм и магии - этим мы никак не доказываем, что ведьм и магии не существует в принципе. Батлер этого не понимает.
Не понимает он и другого. Фактически, его игра проиграна после первой же партии. Потому что беседу после финала (где он умирает) и откат к началу - рационально не объясняется. Ну да, можно придумать какую-нибудь сложнонаведённую галлюцинацию. Только это объяснение никак по качеству не отличается от магии. Если ты не можешь объяснить, как эта галлюцинация изготовлена, хотя бы в общих чертах - то она ничуть не рациональнее магии для тебя. Слово другое, эффект тот же. И, безусловно, только подливает масла в огонь, что в каждой арке последовательность и обстоятельства убийств различаются. Что люди постоянно контактируют, разговаривают, а так же помирают от рук всяческих демонических существ. Да и сам Батлер постоянно треплется с той самой Беатриче. Простите, вы либо трусики, либо крестикк: либо рационализм, либо ты играешь с Беатриче в мире, где есть магия.
Апофигей же наступает в последней арке. Мало того, что там все постоянно видят и ведьм, и нечисть в индустриальных масштабах. Но там происходят некоторые вещи, которые опять же рационально объяснить крайне затруднительно. Нет, я не про всякие приколы с закрытыми комнатами. Я про то, как Канон своим волшебным клинком вырезает прутья из камеры. Можно, конечно, притянуть за уши, что кто-то в кармане протащил лазерный резак (н-да, а как он устроен, если на противоположной стене нет следов?) или практически несуществующую в нашем мире мономолекулярную нить… Срез-то характерный у прутьев! А потом, значит, выкинул, чтоб никто не догадался. Но это очень шаткое объяснение.
Более того, вообще сцена финального избиения Беатриче - идиотична до предела. Да, Батлер предлагает непротиворечивые версии того, как те или иные загадочные убийства можно было совершить в заданных условиях без помощи магии. Только вот проблема: мало того, что способ-то есть, но ключевой вопрос - кто исполнитель таки не получает ответа. Более того, получается - в каждой арке убийца разный, и не факт, что один, хотя действуют по сговору. Что, мягко говоря не логично. Ну, да, и что арок четыре - это тоже, я уже говорила, плоховато сочетается с ключевым логическим заключением.
И ещё один момент - о той же самой неполной индукции. Батлер приходит в панику от заявления, что он не сын той женщины, которую всю жизнь считал своей матерью. А Беатриче из этого делает вывод, что он не Уширомия вовсе. Просто красота какая-то. Для начала: его мачеха Кириэ - не Уширомия, а Сумадера, это мы все знаем. А Рудольф - как раз Уширомия. Таким образом, совершенно не важно, кто его настоящая мать, главное - что Рудольф - отец. Затем. Ему говорят, что его мать его не рожала. Простите, а из этого сразу же следует, что он не её биологический сын? Вовсе нет, вариантов масса, начиная с такой штуки, как суррогатное материнство. Уширомия явно могут позволить себе и такое. Но даже и если действительно в нём нет генов этой женщины - хорошо, это безусловно потрясение для него, значит у Руди где-то была ещё и любовница. Но что это меняет в их противоборстве с Беатриче? Ничего. Он генетически Уширомия по отцу, он юридически тоже Уширомия… В чём проблемы? Нет, эти двое учиняют скандал. А Энджи вместо того, чтобы объяснить эту элементарную вещь давит ему на эмоции, мол ты ведь всё равно считаешь ту даму своей матерью, а Кириэ и Руди - второй матерью и отцом, (ну, и остальных - дядями-тётями-кузенами-кузинами-сёстрами), что вы - семья. Впрочем, Энджи мудра: Батлер, как мы видим, на самом деле хреновый логик. И убеждать его логикой бесполезно. Собственно говоря, для него логика от магии не отличается: ни там, ни там он ни пса не понимает.
В общем, бред и убожество. Кстати, из всего этого я делаю вывод, что заявление Бернкастель и Лямбдадельты о грядущем проигрыше Беатриче - истинно ведьмовское. Чем там знаменита Бернкастель? Тем, что её колдовство способно реализовывать малейшие шансы (если таковые хоть ничтожные, но имеются). Ну, вот проигрыш Беатриче - это исход, на который шансов достаточно много, но и на выигрыш - немало. Может и победит. Как ни странно - я желаю ей победы. Но не абсолютной, в какой-то разум её привести всё-таки нужно.
И, как вы поняли из последнего абзаца - финал в сериале отсутствует. Ни Батлер, ни Беатриче так и не победили. Блин, нам что - бежать играть в эту VN-ку чтобы узнать, есть ли в ней финальный финал? Да вы обалдели!
В общем, зрелище действительно захватывающее и очень интересное. Но неприятных, а то и откровенно бесящих аспектов в этом сериале настолько много, что я даже не знаю, что и советовать. Вроде бы по уровню всяких жутей - это для взрослых дядек и немножко тётек. Но настолько тупых, что прям подростков класса так седьмого. Ну, один раз посмотреть всё равно можно.