Hagane no Renkinjutsushi (2009)

Jun 15, 2018 22:25

鋼の錬金術師 FULLMETAL ALCHEMIST (2009)


Жанр: экшен, сёнен, приключения, фэнтези, военщнина, стимпанк, насилие, драма, комедия
Выходил: апрель 2009 - июль 2010 (спешалы - до ноября 2010)
Английское название: «Full Metal Alchemist: Brotherhood»
Русское название: «Цельнометаллический алхимик - 2»
64 серии, 5 BD Special по 25 минут, 16 BD Special по 2-3 минуты
Оценка: 9 из 10

Вроде бы и глупость, но как затягивает! Да и не глупость вовсе.

Большинство любителей анимэ общую идею знают и так. Но для соблюдения порядка дам стандартный анонс:

В этом мире существует алхимия. Вполне научная магия, основанная на правиле равного обмена: сколько взял, столько и даёшь. А так - можно теоретически сотворить что хочешь. Единственно что - в Аустерии (стране, где живут наши герои) существует три негласных, но всем известных запрета для алхимиков: не творить золота, чего-то там ещё (уже забыла) и людей. Но два брата-алхимика, Эд и Ал, последний запрет нарушили: попытались воскресить умершую мать. В результате чего Эд потерял ногу, а Ал - всё. Эд смог возвратить душу Ала и прикрепить её к пустому доспеху, за что поплатился ещё рукой.

К счастью, в этом мире искусство протезирования развито очень сильно, и механическую руку с ногой (как бы не лучше прежних) им сделала подруга детства, механик-фанат Винри. Но Эд поклялся вернуть Алу его тело. А чтобы получить доступ к такой информации - лучший выход завербоваться в местные «Государственные Алхимики». Фактически - род войск. Зато доступ к закрытым документам. И вот, братья садятся в поезд… и начинается их нелёгкое путешествие к возвращению тела. Попутно, естественно, сопровождающееся спасением людей, раскрытием интриг и предотвращением мировых катастроф.

Честно говоря, просмотрев первый вариант (который выходил тремя годами раньше и, поскольку исходная манга не была ещё завершена - чем дальше, тем больше отдалялся от неё)- я было плюнула на этот сеттинг, хотя меня и убеждали, что он лучше. «Ну, как лучше?» - рассуждала я. - «Сёнен, заслуживший 6 из 10… что там будет? 7 что ли?» и долго о том не думала. Но мне повезло влюбиться в замечательную девушку, которая оказалась ещё и огромной поклонницей Алхимика, причём именно второго издания. И так она мне про это рассказала - что в результате я вдохновилась и таки не зря, поскольку смотрела всё это буквально залпом, отрываясь только на необходимые дела. А вы что думали, я так примолкла? ^___x

С технической точки зрения сериал просто великолепен. Красивые фоны, реально красивые и очень разнообразные, ведь путешествие продолжается весь огромный сериал. Приятный стиль рисовки персонажей. Есть одно нарекание - многовато чибиков. Но, скажем так, не запредельно.

Музыка - тоже очень здорово. Шикарная и грамотно подходящая под действие классика в качестве фоновой, множество опенингов и эндингов. С ними, правда, сложнее. В общем-то меня ни один так уж не зацепил, хотя есть весьма хорошие. Но зато есть исключение: один из эндингов - это «Shunkan Sentimental» моих любимых «Скандалок». Так что здесь я тоже очень довольна.

С другой стороны, вот уж в плане техническом - от студии Bones, да десять лет назад какой-то халтуры и не ожидаешь. В те времена она, как говорится, «рулила безбожно». В сущности - я могла бы просто написать: это 2009-2010, студия Bones. И все, кто знают - всё поняли бы сразу. Но надо же учитывать и тех, кто не знает.

Так что «переходим к панораме криминальных сообщений. Два маньяка-одиночки…» (с) Так, не туда меня занесло. Вообще-то сериал вызывает массу нареканий. Про чибиков я уже сказала. Но есть и другие.

К примеру, хотя и в меньшей степени, чем в первый раз, меня раздражал Эд со своим комплексом коротышки, эгоизмом и нетерпимостью. Ну просто регулярно хотелось ему настучать просто потому, что он такой вот дурацкий болван. Впрочем, признавая его замечательные качества - не досмерти, а так… поучить слегка.

Сам закон жанра делить людей на заведомо «наших и ненаших» тоже довольно сильно раздражает. Но это закон жанра, ничего не попишешь, сама ввязалась в это.

Вообще, обилие идиотских поступков у персонажей. Но, скажем так: что это идиотизм понятно мне. А для пацана лет пятнадцати (именно столько Эду, когда он поступает на службу) - прокатит. Так что это нарекание - скорее предупреждение.

Затем, меня очень огорчало (и это тоже можно списать на особенности моего восприятия), что некоторые сюжеты решаются не так, как хотелось бы. И это ненавистное мне «она его ждёт», и сама концепция, как они таки вернули Ала, и многое другое. Опять же понятно, что если это «наши и ненаши» - то понятно, что «наши» победят и мы следим скорее не «как всё обернётся», а «во что наши ещё вляпаются и как выкрутятся».

Выкручиваются, надо сказать, тоже довольно неожиданно, но слишком часто просто по воле автора. Хоть Эд и регулярно говорит себе «думай, думай» - регулярно придумывает он нечто такое, что может придумать именно волей автора, поскольку не просто мы не знаем каких-то особенностей мира, а просто автор доставляет очередной рояль в кусты. Когда же все детали автором заложены заранее - то догадываемся мы намного раньше. И что происходит, и как выкручиваться. Как только мы видим кусок алтаря из уничтоженного города в желудке Обжорства и складываем два плюс два о том, что там алхимия была довольно необычной - идея становится ясна. Более того, у меня есть один пример, когда совершенно далёкая от всякой войны девушка двадцати пяти лет в постукиваниях Зависти по шлему Ала вычислила морзянку… На эпизод раньше, чем это сделали герои! В общем, уровень понятен. Мне, честно говоря, вспоминается «Фушиги Юги» - тоже приключенческое такое анимэ для подростковой аудитории, только для девочек.

Но главное моё нарекание - оно глобально. Дело в том, что довольно быстро, и чем дальше - тем ещё быстрей, алхимия превращается в «ченнелёрскую» магию. И ладно бы, что с ростом знаний падает необходимость в ритуалах для чего-либо. Т.е. что ученик делает долго рисуя алхимический круг и бурля ингредиенты - какой-нибудь крутой дядька делает в пару жестов, образовывая круг из своих рук. Но вылезает целая серия проблем.

Во-первых, алхимия превращается в Силу из «Звёздных Войн». Да, она зависит от ума и опыта. Но в Абсолют возводится и концепция «медведь на ухо наступил». То есть если ты изначально не способен к алхимии, то сколько не зубри и не тренируйся - ничего не выйдет. Ты либо можешь быть алхимиком, либо нет. Если можешь - конечно не обязательно, что станешь. Но если не можешь - как ни корячься, не станешь.

Во-вторых, стирается сама концепция равнозначного обмена. Да, конечно, законы сохранения при этом не нарушаются. Но алхимик высокого уровня не берёт что-то и делает другое. Нет. Он берёт где-то энергию и воплощает её во что-то. Сам он тратит какие-то ментальные и физические усилия чтобы сфокусировать энергию из человеков (философский камень), тектонических разломов (интересная концепция, но, допустим из трения тектонических плит или там чего ещё вроде разницы температур между плитами и магмой), либо совершенно уж классических для всех, интересовавшихся эзотерикой линий движения энергии. Да-да, все эти сетки Римана, потоки муши, да всё, что угодно - этот вариант можно найти в любой магической системе. Таким образом, в системе равнозначного обмена сам алхимик участвует только управляющим: он тратит ресурс не на создание, а на перенаправление энергии на создание. А энергию-то он берёт… так сказать, не на свои деньги, а черпает где обучен. И восполнит свои расходы просто поев-поспав. Ну, может быть запив чего-нибудь.

И третий момент, с алхимией связанный косвенно - это, конечно, не смогли избежать глобальных катастроф с глобальным же спасением. Ну, круто это, конечно. Но малость надоело.

О том, что ещё малость надоело. Я, конечно, понимаю, что это анимэ (то есть нихонское произведение конца 20го или начала 21го века, раньше его не было, позже мы не заглянем). И что автор исходной манги - девушка. Но меня уже задолбало это непонимание, для чего люди идут в солдаты. Тотальная неприязнь к армии во всём государстве - вообще просто полный нонсенс, особенно при том, что государство милитаризированно до предела. Кстати, спасибо Стэну Вархаммеру: он очень удачно перевёл должность Короля Брэдли как «фюрер». Именно так, каждая областная армия - это армия какого-то генерала, который в общем-то сам себе вождь и рулит свою политику. Но есть фюрер, который не просто вождь. То есть вот такой сплав феодализма и нацизма.

Но к чему я это? Я к тому, что если всё настолько плохо, то в стране революционная ситуация. И долго так продолжаться не может, даже с учётом победоносных войн. И я даже не о восстаниях в четырёх внешних провинциях, которые и провоцировать-то в общем было не обязательно. Оно и без провокаций возникло бы и в Центре.

То есть я бы сказала, что налицо просто тотальное непонимание что для чего. Характерное, впрочем, для анимэ. Для Нихонии, до сих пор страшно искорёженной проигрышем во Второй Мировой Войне. Нет, я не призываю к реваншизму. Но делать вывод, что мы проиграли, потому что у нас были солдаты, а солдаты - убивают… Характерно для них. Но логика здесь плохая. Практически отсутствующая. А здесь, похоже, именно она.

И с этим связан ещё один момент. Несмотря на всю вот эту декларативность, что убивать плохо (в большинстве случаев это так), что солдаты - зло… Автор сама себе противоречит. Потому что положительных гражданских в этом сериале - большинство, но вторичное, а солдатов - большинство именно действующе. То есть хорошие гражданские сидят на попе ровно, а хорошие, которые чего-то делают - почти все военные. А положительных героев, которые считают насилие допустимым - сто процентов. Давайте всё-таки определимся с трусиками и крестиком.

И последнее нарекание - это всякая войнушка. Точнее - боёвка. Для начала - её ну слишком много. Точнее скажем - её было вполне терпимо до финальной арки с низведением товарища Отца. Потому что вот эта - она крута и очень интересна, да и красива… но состоит из боёвки почти целиком.

Почему же я сказала «почти»? Потому что там есть и небоевые сцены. 99% из них относится ко второму и более глобальному моему нареканию: это бесконечные разговоры прямо посреди боя. Ребята, у вас времени в обрез! Ребята, вы выдаёте свой стратегический план противнику («Ха-ха, а я вот сделал это, и то, и сто шестьдесят девятое, так что теперь ты не сможешь другого, третьего и шестьсот шестьдесят шестого!». Вы заняты какой-то ерундой «Я знаю, ты убил моего отца, который был вот таким и сяким замечательным человеком, поэтому сейчас я буду пилить тебя деревянной пилой, наслаждаясь твоими мучительными криками смертельной агонии, потом залечу и буду варить в котле…»). Ну, это я не цитирую собственно сериал. Я даю понять, что там происходит. А то и вообще длинные разговоры о философии с этикой. Друзья мои, пока вы мелете языком - вы уже убиты несколько раз. «Хочешь стрелять - стреляй. А то всё говоришь, говоришь» (с) Туко (“The Good, The Evil, The Ugly”). Задрало просто совершенно. И мне пофиг тут на закон жанра и долгие самурайские речи в процессе битвы. Я, помнится, приводила уже разговор Ханов Фелана Варда и Наташи Керенской из «Breed for War» гражданина Стакпола про одинокого самурая и роту монгольских лучников.

Однако, ведь недаром я так запойно смотрела этот сериал, значит есть в нём что-то хорошее? О, поверьте, хорошего в нём просто масса.

Я уже говорила, что он очень «драйвовый» сам по себе. Смотришь и замираешь дыханием: «что же дальше будет?» Естественно, авторы тоже не лыком шиты, и серий, на которых чего-нибудь бы да не повисло на полпути, на которых легко остановиться - довольно мало.

Сюда же можно отнести ещё один момент, который и драйвовый, и технический и философский. Который в основном появляется в вопросе шизомилитаризма, но и как такового стим-дизель-мира. Все эти автоматы-пистолеты, винтовки, пулемёты, машинки - и глаз они радуют. И в большинстве случаев понятно, что из нашего мира послужило прототипом того или иного оружия или машины. И самое интересное, что греет мне душу: вот при всех этих безумно могучих алхимиках - нет такого, что “katanas are just better”. Ну, то есть не катаны, а алхимия. Нет, даже в последних сериях, где уже вообще вселенских масштабов силы пинаются - простые девчёнки и парни с танками, миномётами, пулемётами и даже винтовками играют свою, и очень, очень важную роль. Я это безумно ценю!

Во-вторых, он великолепно сбалансирован. Трагические, боевые, мирные, юморные моменты сменяют друг друга в сущности именно тогда, когда это надо. Ну, кроме, пожалуй, той же последней арки. И что особенно радует - хотя это и сёнен, но юмора про «килограммы сюжета» и полосатые трусики довольно мало. При этом, удерживаясь, в основном, в приятном мне и полезном парням русле «мальчики, не будьте такими долбанавтами!» А то ведь и гаечным ключём огребёте. Как Эд от Винри.

В-третьих, сериал удивительно насыщен весьма интересной философией. И не надо говорить, мол при таких-то размерах… Та же самая «Фушиги Юги» по уровню насыщения отстаёт как я не знаю что. Как стандартная гребная шлюпка от стандартного же торпедного катера. И философии самой разнообразной. Даже тот самый момент о допустимости убийства и насилия как такового всплывает не раз, и не два, причём в разных формах. Нет нужды говорить, что в сюжете вокруг Северной Армии (Хотя это именно Группа Армий "Север", тем паче, что у нас фюрер) - я просто целиком и полностью поддерживаю армейцев. И в их отношении к этому делу, и в их отношении к самому Эду и его идеям. Вот именно целиком и полностью. Признаю неправильными, но и немного завидую. Ведь правда - пацан ещё. Или сама идея, что избавившись от Семи Смертных Грехов ты станешь идеальным. Или что такое эти самые грехи по сути своей, из чего они растут?

А это был лишь один пример. Их реально масса. Какие волшебные моменты, когда Рой Мустанг ояндерел в борьбе с Завистью, а Риса Хокай его остановила? Какие шикарные разговоры с тем же Завистью, Жадностью, Обжорством, Гордостью - чего ты на самом-то деле хочешь? Сама ключевая идея, что ты не обалдеть какой крутой джедай, ты всегда просто человек и если у тебя есть друзья - то остальное всё вторично и превозмогаемо? А разговоры армейских на зачистке Иштвара (гм, Истваан? Интересная ассоциация) - вот там, товаращи, глубины те ещё.

Есть и философские сюжеты, без особых многоглаголаний, где и говорить-то ничего не надо. Про коронёра и его семью. Да хоть бы и сюжет с девушкой воровкой, нашей компанией и беременной женщиной. Там вроде бы философии и нет, но насколько глубокий! Просто красота!

Суммируя эти три момента - могу сказать, что эмоционально я просто в восторге. И похихикала, иногда даже поржала в голос, и поплакала всякими разными слезами, и призадумывалась иногда. Да, обещание Винри плакать в следующий раз только от радости - это тоже для меня очень мощный сюжет.

И в четвёртых, он просто искрит замечательными персонажами. Причём натурально - со всех сторон. И это очень интересный на самом деле уход от штатной для подросткового анимэ концепции «плохие-хорошие». Давайте посмотрим, начнём с «плохих».

Пожалуй, самым неприятным из неоднозначных был Зависть. (Отца мы не рассматриваем, он может и дурак, но сочувствия не вызывает). Но и то, когда его подловили на том, чего он на самом деле хочет - ему как-то сочувствуешь.

Затем, Кимбли. Ну напрочь долбанутый убийца. Но как он изящно и, кстати, не нарушая своих (пусть и абсолютно сумасшедших принципов) издевнулся над Гордыней и ушёл… сумасшедшим, но торжествующим, и в сущности непобеждённым.

Гордыня… Да тоже, то ли он слишком держался в тени, то ли ещё что. Но я не успела его так уж возненавидеть, а в глубине-то его - очень интересное.

Гнев. Ну, тут вообще вопросов нет. Человек (гомункул, если точно) с такой харизмищей, с таким умищем, такой историей… Не может не вызывать уважения. Серьёзно, вот ничего кроме уважения я к нему не испытывала ни разу. Пусть он и из плохих.

Обжорство. Ну ребёнок же. Самый обычный, причём маленький ребёнок. В сущности добрый, наивный, и любящий маму-Похоть.

Лень - просто обаяшка со своим «Мендоксай», которое переводится даже не «Лень», а «Задолбало». Да он же ничего плохого и не совершал. Сказали копать - копает. Сказали убить врага - пытается убить. Но лень.

Жадность - ну, тут прекрасно вообще всё, и он - один из самых цельных «отрицательных» персонажей. Собственно, он и не отрицательный. Он работает на себя. И что интересно: в чём у него «коренной» пунктик становится понятно ещё из сюжета со зверолюдьми, в общем-то довольно к началу. Под финал - вообще восторгал и вёл себя великолепно и ужасно интересно.

Похоть. Похоть была моей фавориткой из «плохих» ещё в первом Алхимике. Отличная умная, без комплексов и всякого излишнего соплежуйства, прекрасная оперативница. Честна, морально устойчива (забавно писать это про похоть, но таки да). И тоже - как красиво ушла! Просто хоть и вроде враг - но безмерно уважаю.

Ну и Шрам. Вот признайтесь честно, те, кто смотрел: его хоть кто-нибудь считал даже в самом начале отрицательным персонажем, такого вот, каким он возник с первых минут? Хотя у него тоже интереснейшие дилеммочки, и Винри действительно имеет полное право убить его. Что он, кстати, и признаёт.

Да, там есть, конечно, и мерзкие персонажи. Но они очень вторичны. Генералы, соблазнившиеся бессмертной армией. Пожалуй, для меня самым отвратительным является даже не Отец, замысливший чудовищное, а папаша Нины. Вот это действительно урод из уродов.

И не характерный момент: переход отрицательных персонажей в положительные. Их тоже много: Жадность, Шрам, химеры из Группы Армий Центр, даже клоунский бывший комендант шахтёрского городка…

А ведь есть ещё и положительные герои, которые прекрасны все как один. Это удивительный сериал, где я временами и злилась на положительных, но никогда не доходила до «вычеркнуть из списка людей».

Здесь даже Эд меня бесил регулярно, но я просто никак не могла ему отказать не только в упорстве, но и благородстве. И это всегда перевешивало.

Ал внезапно оказался куда умнее и деятельнее, чем исключительно повторяющий на разные лады единственное слово «онии-сан» (уважаемый старший брат).

Ну и вечно озабоченный семьёй, но такой умный, честный и обаятельный Маэс Хагс?

Девушки, да я даже не знаю, с кого начать? Попавшая между двух огней Мария Росс? Очень маленькая (так она и есть малышка лет десяти), но упорная Мэй Чанг?

Жёсткая до жестокости, но талантливая, на самом деле добрая и ответственная, с огромным присутствием духа и уме с коварством Армстронг-старшая?

Прекрасная и женственная, в глубине очень мудрая, практически идеальная Винри? Ну не списывать же на отрицательную черту её любовь к работе и регулярные (заслуженные) избиения гаечным ключём Эда?

Или мой чуть ли не идеал (по крайней мере в этом сериале), женщина, которую я понимала в каждую секунду, глазами которой я могла смотреть просто каждый раз, когда она на экране - Риса Хокай? Или её «восточная копия» Лан Фан?

И, конечно же, мой фаворит здесь. Рой Мустанг. Честно говоря, вот здесь мне было даже несколько обидно, что с ним сделали так много комических сцен, причём в ключе, где он выглядит… ну, может быть не идиотом, но не с лучшей стороны. Но вот тоже - настолько глубокий человек. С неслабыми переживаниями, очень правильными выводами и решениями. Тоже умный, хитрый, честный. Ну, немного самовлюблённый, конечно. Но шикарный мужик. И не удивительно, что он собрал вокруг себя такую замечательную команду. (Задумалась о сержанте Хавоке и немедленно потянулась к сигарете). Знаете, это иногда не верится, но подобное тянется к подобному. И шикарные люди собираются вместе точно так же, как мерзкие - кучкуются между собой.

Видите, как всё интересно? Все они разные, многогранные, в той или иной степени симпатичные… Но, пожалуй, я повторюсь - совсем уж плохих тут мало. Враги есть, а плохих - не очень. Что с одной стороны ужасно неожиданно для жанра, а с другой - страшно радует. Я же считаю, что все люди - хорошие!

Так что дружите. Думайте и действуйте. На полковника Мустанга и лейтенанта Хокай равняйсь! Смирна!

tragedy, fantasy, shounen, юмор и вообще забавное, military, action, anime

Previous post Next post
Up