昭和元禄落語心中, 昭和元禄落語心中 (2016), 昭和元禄落語心中 ~助六再び篇~
Жанр: дзёсей, шоу-биз (театр), исторический
Выходил: март - август 2015, январь - апрель 2016, январь - апрель 2017
Английское название: совпадает с нихонским
Русское название: «Узы ракуго [2016 / Сквозь эпохи]»
2 серии OAV, 13 серии, 12 серий
Оценка: 9 из 10
Что артисты в театре - это те ещё пауки в банке мы знаем. А что артист - сам себе и паук и банка?
Молодой якудза с погонялом «Ётаро» (что-то вроде «неумёха») мотал свой срок, как вдруг на кичу заехал великий мастер ракуго (это такой нихонский стиль театра одного актёра) Юракутей Якумо и сыграл им довольно мрачную пьесу «Шинигами» («Б-г Смерти»). Ётаро был настолько вдохновлён, что как только откинулся - немедленно разыскал Якумо-сенсея и не без труда, но уломал того взять его в ученики. Однако это было лишь началом, ведь это у Ётаро шкаф стоит нараспашку и скелет в нём виден всем желающим. А вот у аккуратиста Якумо-сенсея? Или живущей в его же имении на правах приёмной дочери Конацу-сан?
Понятное дело, театр, да ещё и ракуго (который интересен и сам по себе), плюс дзёсей… ну как я могла пройти мимо такой прелести? Главное, как всегда - поймать нужное настроение.
Технически - всё как положено для нормального, хорошего дзёсея. Множество фонов, множество интересных одёжек, очень приятная рисовка лиц… Разве что Ётаро иногда напоминает каких-нибудь героев аж сёнена, особенно когда с «акульими зубами». Но, в сути своей он и правда напоминает довольно классического героя сёнена: такой же энергичный, упорный, позитивный… и такой же, гм, «умный».
Но вообще-то с этим сериалом есть одна странность, которая отражается во всех трёх моих стандартных секциях обзора: на самом деле, про него практически ничего сказать не получается. Вот натурально, смотрела я его буквально запоем (все три), с диким восторгом и вполне познавательным интересом. А рассказать - практически не о чём. К примеру, что касается нареканий - то в сущности, кроме собственно Ётаро, который меня с одной стороны раздражал местами, но с другой - он такой и есть, такой человек, со всеми плюсами и минусами, так что это и не нарекание вовсе… Короче - ничего меня особо не раздражало, и балл я сняла за какой-то общее ощущение: «бывает и лучше». Всё вроде бы хорошо.
«Хорошо» вообще начинается практически мгновенно. Маленькая ремарка, перед тем, как я начну рассказывать: в ракуго есть традиция, что начиная заниматься этим искусством - артисты берут псевдоним, и известны именно под ним. А лучший ученик какого-нибудь мастера - наследует его имя. Таким образом, как на самом деле по рождению зовут Юракутея Якумо - не помнит уже даже он сам. Он - Юракутей Якумо в восьмом поколении. Так вот, хотя мы вроде бы начинаем с прибытия Ётаро к известнейшему токийскому театру ракуго… фактически, его карьерная история мгновенно отодвигается на второй план (во втором сезоне - возвращается на первый), а большая часть истории происходит в ещё довоенные, а так же первые послевоенные годы. Нам рассказывают про учёбу нашего Якумо у предыдущего. А ещё вместе с ним учился другой мальчишка, ставший в результате вторым поколением Сукероку (по имени его первого учителя).
Всё вращается вокруг их непростой дружбы и трагичной совместной истории. Причём непростая она с самого начала. Если Сукероку - весёлый лентяй и раздолбай, но совершенно гениальный актёр, который хочет своим ракуго веселить публику, то будущий 8й - занимается ракуго только потому, что перенёс жесточайшую травму ноги и никогда не сможет танцевать. Его просто пристроили, а так ракуго ему не сдалось. Сказали заниматься - занимаюсь. Да и вообще характер у него спокойный и ответственный, и даже когда он «нашёл вкус на ракуго» - играл он совершенно иначе. Ради оттачивания совершенно идеального стиля.
Впрочем, ближе к венцу карьеры возникла у них мечта: после войны Нихония очень сильно изменилась. И старое-доброе ракуго стало отступать под натиском новых взглядов на жизнь, да и просто новых развлечений. Телевизоры там всякие, ну, мы понимаем. Понимали это и Сукероку с Якумо. И пообещали друг-другу создать новое ракуго. Соответствующее времени, привлекательное для современного зрителя. Но не сложилось. Сукероку погиб на глазах Якумо вместе со своей женой, оставив за собой лишь маленькую девочку Конацу. А Якумо в результате вернулся в свой любимый идеальный классический стиль и собрался унести ракуго с собой в могилу. Но… случился Ётаро.
Кстати, здесь я немного не поняла. Ётаро очень быстро приходит к мысли, что он станет новым Сукероку. И становится. Но почему-то серии, в которых рассказывается про его карьеру под этим именем - называются «История второго Сукероку». Странно как-то: второй Сукероку - это тот, погибший, ведь он сам наследник первого Сукероку. То есть Ётаро - это уже третий. И в этих сериях больше именно про него, а не про историю.
Да, так вот история. Это безумно интересно само по себе, как и любые хорошо рассказанные исторические повести. А тут рассказано очень хорошо, да и не просто. Понятно, коли уж это дзёсей - не обошлось и без девушки с непростой историей, которую из ямы вытаскивает один мужчина, любит она другого, а выходит замуж за третьего. При этом, конечно, второй и третий - всё именно по своей воле, своим решением. Ну, и у Конацу там тоже история непростая, и отношение к окружающим очень интересное и сложное. В общем - есть на что посмотреть. Особенно памятуя, что все эти истории натурально приходятся на переломные моменты: начало Второй Мировой - раз перелом. Окончание - два перелом. И уже относительно в наши времена - Ётаро-Сукероку наконец-то производит третий перелом и способствует зарождению нового, современного ракуго. В котором, наконец-то могут играть и женщины, что характерно. Понятное дело, Конацу, будучи дочерью Сукероку-второго сама без ума от ракуго и мечется между желанием играть самой и желанием оставить ракуго традиционным, то есть чисто мужским.
Отдельным штришком - очень мне понравились два лейтмотива. Точнее - все ответвления основного лейтмотива, принятие каких-то решений через или с помощью какой-то пьесы совершенно замечательны. И как красиво было рассказано, как разные артисты находили себя через историю про плутишку, который завис в Ёсиваре! Но я о другом. Конечно же я с удовольствием вспоминала опенинг из
«Женской логики», где они поют это безумное длинное имя из детской истории про мальчика с… э-э-э… безумным длинным именем. И очень красиво было, как через неё Конацу таки начала свою карьеру. И вторая тема - вся эта красота с пьесой «Шинигами». Вот здесь всё было очень сильно. Хотя, пожалуй, я не очень одобрила привнесение мистического элемента во втором сезоне. Но особо ругаться тоже не буду.
А этот штришок приводит нас к ещё одному красивейшему моменту, от которого я получала просто огромное наслаждение. Ведь все мы понимаем, что даже говоря один и тот же текст - разные актёры произносят его по-разному. И Гамлет Высоцкого весьма отличается от Гамлета Смоктуновского. И это нам вполне понятно. А здесь нам показывают как во вроде бы ещё более заформализованном театре, да ещё вообще аж нихонском, то есть совершенно другая культура - одна и та же роль играется разными актёрами совершенно по-разному. Это было просто шикарно, смотреть, понимать, наслаждаться этими различиями, этими нюансами и штрихами.
Из которых следует ещё и другая приятная неожиданность. Помните, я в самом начале говорила про разницу стиля Якумо-восьмого и Сукероку-второго. Было ужасно интересно смотреть, как Ётаро воспринимает их стили, как пытается им подражать… И как в результате открывается третий, и довольно неожиданный стиль. Ведь если подумать, то стиль Сукероку-второго вполне понятен: он полностью клиенто-ориентирован, говоря современным языком. Надо играть так, чтобы зал воспринимал происходящее на сцене, сопереживал, смеялся, плакал. Есть полностью обратный, процессо-ориентированный стиль Якумо-восьмого: зал сам пойдёт за твоей игрой, если она выверена с микронными допусками, чётка, красива, идеальна. Куда тут можно вставить третий стиль (ну если не считать какого-то промежуточного сочетания того и другого)? Оказывается - можно. И это будет уже переход с линии на плоскость, стиль, который не лежит между этими двумя подходами. Надо играть не для публики. И не по канону. Надо играть… нет, даже не играть. Надо жить персонажами этой пьесы. Используя геометрическую аналогию - Ётаро в проекции ближе к Якумо: он вроде бы опирается не на восприятие людей, и вроде как не привносит чего-то своего в роли. Но на самом деле - в этом-то и тонкость: он не привносит ничего своего. Он позволяет людям внутри пьесы жить самостоятельно. Честно говоря - мне это ужасно понравилось, тем более, что я сама, когда начинаю писать художественную литературу (не мемуары) - у меня вечно герои начинают вести себя как им захочется, а не как я им запланировала.
И, конечно же калейдоскоп характеров и взаимоотношений. Что (намёком) отколола Конацу ближе к финалу второго сезона! Я имею в виду неожиданные повороты с её первым сыном. Сложные взаимоотношения жены Сукероку-второго со всеми окружающими. Гейша-маман - ах, хороша. А уж от оябуна я просто балдела и восторгалась, шикарнейший персонаж. Можно, конечно, списать это частично на моё личное прошлое, но таких мужиков я просто обожаю! Да и Якумо-восьмой тоже, надо сказать - шикарный дядька, совершенно по другому… Но тоже - реально мужик. Хотя смерть друга его всё же сломала. Да и то - сломала в одном, но в остальном он остался великолепен.
Ну и в целом было очень приятно и любопытно смотреть на жизнь и взаимодействие аж четырёх поколений нихонцев (Сукероку-первый, Якумо-седьмой, мать Якумо-восьмого. Затем Сукероку-второй, Якумо-восьмой, жена Сукероку-второго, оябун, гейша-маман, писатель (хотя он между поколений) и т.д. Конацу, Ётаро, другая полусовременная молодёжь. И совсем современная молодёжь: сын и дочь Конацу и Ётаро). Впрочем, не только на их взаимодействие как таковое. Смена эпох, разные особенности уклада жизни - тоже очень интересно было.
В эмоциональном же плане сериал всё на ту же девятку. Есть и похихкать, и попереживать, и задуматься, и всё чего угодно. Очень разнообразно и хорошо. Но всё же смотрится как-то слишком отвлечённо. Не то, что бы эти люди слишком неинтересные. Нет, очень даже. И переживания их вполне понимаешь, сочувствуешь им. Но желание, скажем, плакать вместе возникает не всегда. Как-то понимаешь, сочувствуешь, но не со-чувствуешь. Далеки они от меня - да нет. Но всё же даже «подружкой, держащей камеру» я себя не ощущала. Впрочем… это же ракуго. А я его смотрю. И задачи проломить четвёртую стену никто не ставит ни мне, ни им.
Так что - очень интересно, красиво и хорошо. В общем-то для взрослой аудитории. Не то, чтобы там чего-такого запредельного было, не подросткового. Просто им это вряд ли будет так уж интересно. В ранней юности даже интересы у людей немного другие.