すべてがFになる
Жанр: детектив, философия
Выходил: октябрь - декабрь 2015
Английское название: «Perfect insider»
Русское название: «Всё сведётся к F»
12 серий
Оценка: 9 из 10
Релятивизм - это не только про физику.
Во время университетского пикника на острове профессор Сайкава и явно влюблённая в него юная Нишиносоно Моэ оказываются втянуты в водоворот событий, начинающийся с убийства. Впрочем, для пикника остров был выбран не случайно: на нём располагается лаборатория под руководством абсолютно гениальной и весьма эксцентричной профессора Магаты. Которой очень интересуется и восхищается профессор Сайкава. Которая вот уже пятнадцать лет не выходила за пределы своих апартаментов внутри лаборатории. И которая те самые пятнадцать лет назад убила собственных родителей. Правда, в тюрьму или на электростул не угодила, поскольку была признана невменяемой. Однако, во время инсценированного визита Сайкавы и Нишиносоно в эту лабораторию, профессор Магата таки прекратила своё добровольное заточение. Правда - в качестве свеженького расчленённого в абсолютно закрытой комнате трупа. Однако, на самом деле этот сериал - не очень-то детекитив, а больше философская дискуссия.
Опять же, noitaminA, приятная рисовка, взрослые герои. Ожидаешь чего-то не глупого и не истеричного. Так что несмотря на довольно сдержанную реакцию других - я не сомневалась, что рано или поздно до него доберусь. И не пожалела. После недавнего расстройства с "Обычной девушкой-героиней" канал noitaminA реабилитировался в моих глазах с блеском!
Технически сериал просто замечателен. Конечно, не всем по нраву придётся такая рисовка, в смысле - стиль изображения именно лиц персонажей. Но я такое тоже очень люблю. Оно какое-то и правда довольно взрослое и сдержанное. Что очень неплохо. А уж в остальном - просто красота! Красиво, шикарные спецэффекты и переходы… Нет, никаких тщательно прорисованных трах-бабахов там нет (и не предусмотрено). Но есть классные заставки, когда, скажем, у человека вдруг начинают «вращаться шестерёночки в голове» и он начинает догадываться о чём-то, получив некую деталь, услышав какой-то ключевое слово… Очень здорово придумано и сделано, мне понравилось.
Музыка… Вот опять - 2015 год, значит фоновой музыки практически нету. Зато опенинг и эндинг очень даже порадовали. Не могу сказать, что так уж собираюсь их скачивать и слушать отдельно, но в процессе просмотра особого желания проскочить их у меня не возникало. Опять же очень приятные «клипы» на них нарисовали. Кстати, находка с кардиограммой, которая вдруг немного изменяется и превращается в письменные «toki» и «doki» соответственно моменту («токи-доки» - это нихонское звукоподражание стуку сердца) - просто прелесть!
Вообще, я бы и все десять баллов этому сериалу поставила, если бы не несколько нареканий, причём по сюжету. Из серии «не так это делается». Причём в двух, так сказать, вариантах. Один тип - это когда персонажи творят какую-то ерунду. Вот, например, в самом начале: выплывает, значит, из внезапно раскрывшейся двери в апартаменты Магаты - она сама, вся из себя такая в подвенечном платье. Внезапно, да со световыми эффектами в виде отключений и включений ламп во всём помещении. Выплывает на целую группу товарищей и гордо чешет мимо. И ни один дебилоид не пытается её тормознуть! Ну, хорошо, всякие там учёные пребывают в шоке и страхе (всё-таки что сия дама сотворила полтора десятка лет назад - все помнят очень хорошо, и вполне справедливо опасаются - как бы она ничего не учинила, да и её добровольное заключение считают вполне себе обоснованным именно что заключением). Но присутствующая тут охрана вообще чем занимается?! И ведь это не секундное дело. Как выясняется в последствии, вся эта сцена продолжалась больше минуты! В общем, жуть какая-то. Ну и других подобных странных поступков там ещё есть.
Второй тип «косяков» - это косяки уже технические. И здесь мои нарекания в основном происходят от того, что я довольно неплохо разбираюсь в IT. То есть с одной стороны меня очень даже радует внимание и понимание, скажем так, намного глубже среднего - как это всё устроено. Но с другой - тем резче мне в глаза бросаются какие-то ошибки. Ну вот зачем было называть двухбайтный целочисленный тип данных каким-то global world integer, когда это как раз доподлинно известно нам, unsigned short integer? (Тут, скорее всего, переводили на слух с английского, на самом-то деле. И в оригинале было word integer - действительно, словом называют иногда два, а иногда четыре байта). Или странная идея, что система считает время минутами. При этом, надо заметить, что даже ошибки временами выглядят так, что их можно списать на особенности местных условий. Вроде того, что если система пытается создать файл с именем, которое уже имеет другой файл в той же директории - происходит замена старого новым. Несколько раздражает, что для таких ситуаций не предусмотрена стандартная защита от ошибки. А она не предусмотрена, может быть - умышленно? Может быть на этом как раз и держится один сюжетный поворот? Равно как и с загадочной поминутной переменной. С другой стороны - эти могучие ITшники почему-то в эту сторону думают очень медленно. Это при том, что они именно пишут программы, причём для таких монстров, как NASA, где требования по безопасности очень суровые в силу масштаба проектов. Ну как же так?!
Вообще, вот «ну как же так?» - вопрос, который постоянно возникает, глядя на всё вот это вот. Ну как же так, пытаясь понять, как преступник покинул помещение - не отработана версия выезда спрятавшись внутри роботележки с частью трупа на верхней поверхности (и ведь юбка ещё огромная, прячься не хочу!), как же так, вопрос о возможности каких-то вторых дверей, тайных ходов возник только через несколько серий после того, как собственно вопрос о выходе возник? Одним словом, иногда просто удивительно смотреть на такие странные и очевидные ляпы. Нет, никто, конечно, не без греха. Но здесь эти грехи выглядят как-то странно. Не сочетаются с остальной картиной.
Да, а ещё там был совершенно умилительный лингвистический косяк. Который, тем не менее, именно косяк. Дело в том, что в некий момент там Сайкава беседует с младшей сестрой Магаты, которая всю жизнь прожила в Америке. И, вполне ожидаемо, родной язык давно забыла, если знала вообще, потому общаются они по-английски. Но вот беда: акцентище у этой сестры совершенно нихонский. Да, она не коверкае слова, но акцент мощный. То есть как у человека, который хорошо учил и часто пользуется языком, но который для него остаётся иностранным. Тем не менее, даже в атмосфере закономерной всеобщей паранойи, никто на это внимания не обратил.
Тем не менее, даже вот эти подробности чаще всё-таки очень даже радовали. От идеи того, что означает то самое F, вынесенное в заголовок сериала - я вообще была в восторге.
Сама детективная линия заслуживает определённого внимания. Во-первых, мне всё-таки очень понравилось, что расследование и вообще большинство крючков сильно основываются на чисто технических аспектах. Например, как в истории с лифтом и количеством букв на табло этажа. А уж тот же самый момент с названиями файлов, как только открылся - был вообще шикарен.
Во-вторых, детективная линия хотя и держит в некотором напряжении, но не слишком-то нагоняет хоррору (чего мне сейчас не хотелось, и чего можно было подозревать, коль скоро всё началось с расчленёнки). Очень так интересно, но и в определённой мере спокойно воспринимается весь этот паззл.
И в-третьих, что пересекается с «во-вторых», мне очень понравилось, что почти все казавшиеся мне очевидными (ну хотя бы чтобы проверить) детальки и возможности оказались не рабочими. То есть хотя они очень долго шли к идее проверить наличие секретных дверей, но их таки не оказалось. И тележкой убийца не воспользовался, или воспользовался не в полной мере, скажем так: ушёл не через тот коридор, который можно было заподозрить в первую голову. То есть разгадка была небанальной и неожиданной. Что безмерно круто. Более того, местами она была небанальной и неожиданной вплоть до шока. Всё потому, что на самом деле - это сериал не детективный, а психологический и философский.
Дело в том, что не только сколько людей, столько и мнений, как гласит пословица. Дело в том, что люди к этим мнениям и приходят разными путями, и мотивируют их по разному. В анимэ время от времени встречаются сериалы, чаще всего в жанре сатирического абсурда, вроде
«Под мостом Аракавы» или
«Унылых сенсеев», где выводы, сделанные на основе так называемого «здравого смысла» оказываются не верными, потому что кто-то руководствуется другими базовыми ценностями или находится не в стандартной ситуации… Здесь же вопросы здравого смысла, базовых идей и ценностей… не то, что бы оспариваются. И без юмора, конечно, жанр не слишком подходящий. (Отвлекусь: забавные моменты всё-таки есть, но они как раз о другом). Нет, здесь именно что обсуждаются ужасно интересные моменты разных точек зрения или разных подходов к мышлению как таковому.
Например, мне очень понравился разговор между Нишиносоно и Сайкавой о том, как они решают одну и ту же проблему: Нишиносоно практически «с потолка» генерирует несколько ответов, а потом проверяет каждый из них - насколько он подходящий, насколько он объясняет всё. Как ни странно, это как раз аналитический подход, эдакий обратный инжениринг. А Сайкава, как ни странно опять же, более склонен к синтезу - он видит некое направление движения и начинает строить «дорогу» к решению, которое лежит… ну, на конце этой дороги, если можно так сказать. И это ведь не единственный, далеко не единственный момент, где идут рассуждения о том, как собственно мы думаем. То есть - каким образом, какими методами. Очень интересно.
А ещё ужасно интересно - к каким выводам можно приходить, пользуясь разными точками зрения, разным восприятием и образом мысли, глядя на вроде бы одно и то же. Вот здесь я просто неистово балдела и приходила в восторг. Потому что реально дойти можно до совершенно удивительных, шокирующих и казалось бы - даже бредовых концепций. Но… есть маленькая загогулина. Бывает, очень бывает лютый бред сивой кобылы в безлунную ночь. Некоторые люди очень склонны именно к такому вот восприятию. Им чего-то вштырилось - они и лепят полную невнятицу. С чего вштырилось - да ни с чего, да и объяснить они этого не могут. А бывает, что представляющееся нам бредовым, а то и просто шокирующим - для породившего эту концепцию совершенно обоснованно. И не желанием левой пятки, а вполне чётко и достоверно объясняя и мотивируя свою точку зрения. Да, мы можем быть не согласны с подобными решениями, они могут казаться нам чудовищными, а человек их проповедующий - асоциальным сумасшедшим. Но мы не можем отрицать того, что его рассуждения логичны. Чтобы не вдаваться в спойлеры, я приведу отвлечённый пример. Но раз уж у нас детективный сериал про убийство - объясню на примере убийства. Итак, доктор Ганнибал утверждает, что ничего дурного в убийстве он не видит. Мы, конечно, округляем глаза: да как же так, убивать - это ведь ужас и безобразие?! А доктор Ганнибал нам приводит следующее рассуждение: согласны ли мы, что «что естественно, то не безобразно?» Мы соглашаемся. Следовательно, продолжает доктор Ганнибал, если мы покажем, что для человека убийство естественно, то и не безобразно. Мы обалдеваем, но, в сущности, спорить не можем, мы сами только что согласились. И тут он приводит финальный довод: человек биологически существо всеядное, что доказано научно и неоднократно. Если не считать определённые малые народности с очень специфической традиционной диетой, исключающей употребление каких-то продуктов и предусматривающий употребление других, не стандартных для человечества en masse… Вспомним чукчей и алеутов, у которых не вырабатываются некоторые ферменты в силу чего они мгновенно спиваются и не могут получать жизненно необходимых элементов из привычных нам продуктов, а получают их из китового жира и мяса, не шибко-то перевариваемых нами (кстати, хотя китовая охота международно запрещена уже давно - именно из-за этих особенностей данные народы до сих пор получают определённую квоту на это дело)… Так вот, в массе своей людям необходимо мясо. Даже чукчам и алеутам. А мясо добывается… путём убийства. То есть для человека убивать - естественно. Да и запрет на каннибализм является лишь социальной надстройкой, ограничивающей вполне естественное поведение, причём надстройкой тоже довольно спорной. После чего мы, конечно, продолжаем считать доктора Ганнибала социально опасным персонажем, но спорить с его доводами не можем.
Здесь подобных рассуждений, взглядов на то, что происходит - масса. И масса очень интересная. Причём рассуждения отнюдь не с потолка взяты, равно как и точки зрения. Я, например, с восторгом смотрела, как исподволь демонстрируется одна интересная мысль: мы ведь привыкли, что человек - существо социальное. Что человеку надо общаться с себе подобными. А так ли это на самом деле? Есть неортодоксальная точка зрения, что на самом деле необходимость общения у человека возникает от ощущения собственной… скажем так, слабости. Неспособности решить какую-то задачу. И в общении он ищет во-первых, способ её решить, а во-вторых, просто коммуницируя устанавливает, что это не он ущербный какой-то, а просто задача в одно лицо не решаема. Если же человек любые задачи, которые сам перед собой ставит, может сам и решить - общаться ему и не нужно. Замечу сразу ещё одну не слишком очевидную мысль: все задачи, с которыми мы сталкиваемся - это задачи, которые поставили себе именно мы. Именно наши действия привели к тому, что мы эту задачу вообще «увидели».
Но, возвращаясь к вопросу неочевидных выводов и оригинальных точек зрения. В этом сериале собрана целая компания людей, которые мало того, что имеют далеко не стандартную историю за плечами, но и обладают куда как выше стандарта умственными способностями. То есть они мыслят и действуют, можно сказать, оригинально вдвойне. Причём, надо сказать, что я сама имела честь общаться со многими действительно очень умными и талантливыми людьми. Честно говоря, оригинальные истории жизни у них у всех, в силу собственно их ума, таланта и тех выборов, которые они делают в силу тех же ума и таланта. И скажу честно: с ними не просто. Они действительно часто выглядят или ведут себя на первый взгляд странно. Нет, я не говорю о всяких идиотских типажах типа Паганеля или шаблонного Безумного Учёного. Это уже, всё-таки, как минимум гиперболизация (хотя я верю, что такие тоже могут быть). Но те реальные, с которыми я сталкивалась сама - они ничуть не комичны, а вот сложны и местами шикарны, а местами - наоборот внезапно неприятны ничуть не меньше тех, что мы видим здесь на экране. Поэтому, хотя я и читала какие-то ремарки на предмет того, что тот или иной герой из вот этого сериала безблагодатен, уныл и недостоверен, поэтому сериал, наверное, надо нафиг… Я-то знаю, что он вполне запросто может быть именно таким, как показано. Вполне жизненные, реалистичные это люди!
Ну, а если у кого от всяких рассуждений голова набекрень заворачивается - это тоже может быть. Но беда здесь в том, что это значит, что человек просто не смог понять, что говориться и хотя бы на секунду, чтобы понять чужую точку зрения абстрагироваться от своего личного стереотипа. Возвращаясь к примеру - просто не стали слушать доктора Ганнибала. Не смогли понять его доводы, потому что не согласны с выводом применительно к себе. То, что применительно к себе вывод другого человека может и не подходить - догадываются не все. Но опять же - из чего не следует, что любой вывод имеет одинаковую ценность. А то любят некоторые бросаться в крайности.
В общем, эта неоднозначность отношения к чему-либо, неоднозначность выводов и называется релятивизмом. Что забавно, сейчас именно это значение слова «релятивизм» сейчас чаще всего употребляется в отрицательной коннотации. Всё из-за вот тех, которые ударяются в крайности и не понимают, что множественность выводов и способов аргументации не означает равного веса, равной ценности любого и каждого вывода и аргумента. А я - была в восторге.
Ну, и последний восторг: с фоновыми картинками под сюжет тоже поработали. Не много, но поработали. Рассвет на крыше начинается ровно тогда, когда Нишиносоно и Сайкава выбираются из некоей затяжной проблемы и надежды, что будут изменения к лучшему всё таки появились. И ещё несколько таких моментов.
В общем, получилась вещь весьма оригинальная и приятная для поиграть в интеллектуальные игры, пофилософствовать и даже где-то задуматься о смысле жизни (собственно, этот вопрос в сериале действительно тоже немного обсуждается). А временами - изрядно неприятная. Когда, что называется, «нутром не приемлешь», а оспорить затрудняешься. В общем, я, конечно, всячески рекомендую этот сериал. Но, прямо скажем - не всем и за результат не отвечаю.
P.S. Пользуясь случаем, поздравляю Алека
alek_juzhnyj и желаю ему милоты, пушистости и уюта в тех количествах, в которых он сам пожелает!