八犬伝 -東方八犬異聞- , 八犬伝 -東方八犬異聞- (2013)
Жанр: shoujo, fantasy, сверх-способности, стим-альтернатива, бисёнены
Выходил: январь - март, июль - сентябрь 2013
Английское название: “Hakkenden: Eight Dogs of the East [(2013)]”
Русское название: «Хаккенден: Восемь Псов Востока [(2013)]»
13 + 13 серий
Оценка: от 4 до 6 из 10
В теории - это про братскую любовь. А вообще - просто бисёнены. Но я таки нашла, на свою голову, очередное сёдзе. Не думала, не гадала, как кузнечик.
Не за углом и не чёрный кот, но жили да были у одного деревенского священника трое детишек: мальчик Шино младшенький, девочка Хамаджи средненькая, да мальчик Соске старшенький. Конечно, не его отпрыски, а приютившиеся бедолаги. Точнее даже - гипербедолаги, поскольку все трое вообще-то в какой-то момент умерли. Или остались единственными выжившими посреди страшнейшей эпидемии. И соответственно - ставшие не очень простыми, местами крутыми, а местами - и с неслабой расплатой за крутость существами. И вдруг из Ватикана (ой, пардон, центрального управления местной церкви, дело-то происходит в альтернативной Нихонии всёже) приходит приказ: прибыть товарищу Шино в Имерскую Столицу, ибо. Естественно, товарищ Шино имеет массивный болт для возложения на такие приказы, но вот беда - что-то очень странное произошло с Хамаджи и она пропала. Причём по косвенным данным - магическим образом и таки в Имперскую Столицу. Значит - братцы собираются, и ломятся выручать сестрёнку.
Недостаток сёдзе в моём распорядке временами творит совершенно удивительные вещи. А тут я ещё и вижу, что одну из второстепенных ролей озвучивает Ното Мамико-сама, да и вообще много знакомых прекрасных сейю что среди девушек, что среди мужчин. И картинка вроде как хорошая… Н-да…
По большому счёту, «хорошая картинка» - это всё, что можно сказать про эти два сериала. Будет правильнее сказать даже «в этом сериале», поскольку это настолько классический «двухсезонный» 26-серийный опус, что во многих субтитрах просто дают сквозную нумерацию. Типа серия 1(14). Так вот, с технической точки зрения сериал практически безупречен. Много разнообразных и не повторяющихся почти фонов. Реально красивых, хотя и не завораживающих.
Множество всеразличной второстепенной прелести. Ах, какие милые лисички работают на семью Сатоме! Впрочем, я к лисичкам очень неровно дышу, так что может быть завышаю им оценку подсознательно. Этот монстрик, который меховой шарик с глазом - тоже хи-хи-хи прелесть!
Да и вообще, обаяние чего-то вроде эпохи Тайсё - никуда не денешь. Все эти паровозы, форма с петличками звания, пиджаки и одновременно кимоно - это довольно мило.
Звук - звук тоже не подкачал. Какие тут знакомые сейю! Красавцы же! Впрочем, моя обожаемая Ното Мамико-сама здесь произнесла лишь пару-тройку фраз и спела песню. Да, здесь и довольно неплохие опенинги с эндингами и, главное, то, что я так люблю - фоновая музыка. Тоже весьма неплохая.
Ну и самое главное - бисёнены. Вот в них недостатка нету совершенно. Причём надо отдельно отметить: нарисованы они именно в том стиле, который я очень люблю. Такой очень правильный сёдзе-стиль, характерный даже не столько для времени выхода сериала, а для сёдзе на пяток лет старше. В общем - услада для моих девочковых глазок. Реально, я с огромным удовольствием этот сериал именно смотрела. То есть именно глазами. Потому что мозгом и сердцем там смотреть нечего.
Особенно мозгом. Особенно первуюю половину. Нет, я понимаю, что сёдзе подчас раскачивается чудовищно медленно, и это придаёт мне терпения. Но всё же, первый сериал (первая половина би-сериала) оставляет за собой впечатление «что это было?» То есть довольно быстро мы понимаем всю основную сюжетную линию: вот, значит, у нас была ультра-героиня Порядка принцесса… как-то там её звали? И при ней, значит, восемь воинов-псов, по числу добродетелей. Каковые заколбасили ультра-героиню Хаоса принцессу Тамадзусу. У которой, вообще-то тоже, как выяснилось, были причины немножко поразрушать эту страну. Ну да ладно. Вот, значит, двое пёсиков у нас уже появилось, будут искать остальных, «ибо наступают последние времена». Ну, и до кучи ещё внутри основной Имперской церкви какие-то подковёрные интриги вселенского масштаба крутятся.
Так и что? А ничего. Мы вроде как ожидаем, что Хамаджи будет главной героиней (сёдзе же!)… Будет каким-то образом помогать братцам, не знаю - то ли просто по-женски помогать, то ли наставлять на путь истинный… Нет, она эпизодически появляется в качестве эпизодической склочной damuselle in disterss. Один, правда, раз таки внесла правильное и, в общем-то действительно женское решение в проблему Аяне. Мы, наконец, подозреваем, что она - эдакая «спящая красавица», и как Шино с Сатоме - пара «спящих воинов-псов», так и она - в результате окажется этой амберской принцессой. Нет. Она тут для мебели.
Мностро-шарик - тоже для мебели, он не делает ничего. Ах, нет. Один раз путём способности к внезапному раздуванию придавил придурочного монаха. Ну и хватит с него. Дальше будет мебелью.
Сами герои, Шино с Сатоме - тоже сплошное удивление. Ну ладно, к Сатоме у меня претензий нету. В конце-концов мы в первых же сериях узнаём, что в этом теле лишь половина души мальчика Сатоме, а функцию второй половины выполняет душа их домашней собачки. Собаки, они преданы хозяевам, да и Сатоме тоже привык заботиться о Шино. Вот и ходит за ним собачкой, тупо страхует этого придурка.
Но Шино? О, Шино у нас заявлен как уже шесть лет торчащий в тринадцателетнем теле. Вы думаете, ему 18 лет? Ладно, предположим, гормональный фон полностью заменяет жизненный опыт и ему вот уже шесть лет как 13? Да вот фигушки! По-моему, у него с момента «запечатывания» пошла ретроспективная эволюция личности, поскольку ведёт он себя не на 18, и не на 13, а на 13-5=8 лет возраста! Основной лейтмотив «какого чёрта я буду этим заниматься?» Если заниматься этим всё-таки его убедили, то занимается он всё едино чисто номинально. Даже если он вроде как ищет остальных воинов-псов, то про жемчужины спрашивает абсолютно рандомно, да и спрашивает так, что его фиг поймёшь. Функция «думать» в эту голову не заложена от слова «совсем». Особенно умиляет, что когда кто-то (вовсе не он) делает интересное обобщение, что обладатель жемчужины (то есть спящий воин-пёс) ещё и обладает характерным родимым пятном - даже после этой пришедшей со стороны подсказки, которую сам он вычислить не мог, вся его рекация - «а что ты мне раньше не сказал?» Н-да, парниша, а ты спросил? Не спросил - вот тебе и не сказали. И даже потом, уже с этой подсказкой - методика поиска как-то изменилась? Да ни в жизнь. Думать же эта голова не умеет. Ну вообще не умеет. Что бы он ни делал - в его действиях никакой логики, никакого плана, никаких причинно-следственных связей на интеллектуальном уровне нет, не было и не будет! Ни-ког-да!
Вы думаете… э-э-э, стоп. Давайте сначала. Вот у нас легенда про принцессу Амбера, тьфу, Порядка и воинов-псов. Два известных нам «спящих» воина-пса имеют в фамилии иероглиф «Ину» (то есть «пёс»). При этом ведь за счёт того, что Соске и Шино - братья по усыновлению священникам, они каждый носит свою фамилию: Инукава и Инузука, соответственно. И дальше, все найденные воины-псы у нас Инукай, Инука, Инусака… Нет, особое внимание на фамилии обращать, сделать капельку анализа… Ну, Соске - он собачка и есть, ему такой полёт мысли не доступен. А у Шино просто мозг в голову не завезли. Что все воины-псы чуть ли не (или совсем даже «да») умерли, но воскресли весьма магическим образом - кому принцесса демонов своё сердце вложила взамен вырезанного, кто сами демонами стали, кому тэнгу половину своей жизни отдал, кто ещё чего… - ну тоже, нафига головой-то думать, нафига анализировать хоть что-либо? Но ёлки зелёные, сидит в купе дядька по фамилии Инуяма, переживший очень стрёмное дело, умерший фактичски, которого оживила Юкихимэ, отдав за это свой потрясающе красивый певучий голос (да-да, поэтому-то Ното Мамико и говорит всего лишь пару фраз и одну песню) - вот что, это такая обыденная история, на каждом шагу такие персонажи, внимания не заслуживает? Более того, ты же знаком с Юкихимэ и вроде как дружил. И вдруг она идёт на такую чудовищную жертву ради этого человека. Тебе не интересно - почему она на это пошла? Что это за человек? Парниша, а ты вообще дружил с нею? Наконец - интересный колёр шевелюры у этого дядечки, дивно похожий на уникальный цвет волос (а что он очень редкий - показано в другой истории) твоей собственной названной сестры, у которой тоже странная история - заметить не судьба? Ну, хотя бы обмолвиться? Нет, что вы, о чём вы! Дело в том, что в Шино не завезли мозг. Туда вообще мало чего завезли. Но зато эгоцентризма - вот ровно столько, сколько требуется, чтобы заполнить все пустоты, предназначенные для мозга и остального незавезённого. Ему тотально пофигу на Соске, Хамаджи, кого угодно - покуда вдруг они не исчезают из прямой доступности. И тут мгновенно включается «как же так, верните, ну, хорошо, это моя вина, но верните!» И куча абсолютно бессмысленной беготни и ничем не мотивированных требований «верни и всё!». Друзья мои, это тринадцать лет мальчику?! Это эгоцентризм даже не семилетки, а, пардон, младенца!
Ну, и результат соответствующий. Эгоцентричных младенцев мы всё-таки тоже любим. Ну и Шино все любят. Как эгоцентричного младенца.
Хорошо, я уже сказала за двух главгероев. Посмотрим на сюжет в целом. Что у нас происходит? А ни-че-го. «На бумаге» пара главгероев ищет остальных воинов-псов. По факту - ведут абсолютно бессмысленное существование. По заданию Рио (который, как и положено Председателю Арисаде из
«Принцесса-Принцесса» манипулирует симпатичными идиотами) ходят и ездят туда-сюда. Один единственный раз догадавшись, что командировка связана с поиском. Один, блин, единственный раз! Сами ничего не хотят. Ну, кроме как пожрать. Я ж говорю - младенец и домашний пёсик. Чего они от жизни хотят, чем занимаются? Да ничего и ни чем. Просто плывут по течению, реагируя на простейшие раздражители. Впрочем, и сам Рио тут хорош: ну вот среди пёсиков появились весма взрослые Генпа и Дайкаку. Их проинструктировать, у них (особенно Генпачи - боевой офицер, привычный думать и планиовать) всё с головой нормально - так что же, проинструктировать, чтобы малость направлял деятельность остальных «собачек» - тоже не судьба?
Так или иначе, вся первая половина - это Шино и Соске (а так же, с нахождением остальных «псов» - и они) попадают в какие-то истории. И как-то их решают. Зачем, почему, для чего? Да низачем. Они просто болтаются, как известная субстанция в проруби. Да и вторая половина сериала не далеко от того ушла.
А многие сюжетные повороты предсказуемы до боли. Ну, то есть понятно: поехала у Шино крыша и давай он всех колбасить. Но тут не надо быть даже одной пяди во лбу, чтобы понять, что сейчас прибегежит Соске и принимая «пробитие фанеры» взовёт к помутнённому… чему-то-там (разума ведь у Шино нету по определению) и вернёт крышу на место.
И спрашивается, так какого же ангела я вообще смотрела всё это безобразие? Ну, кроме визуальной и аудиальной красоты? Честно говоря, есть там и положительные примеры. Правда один - парадоксален. С него и начну.
Сериал же по манге. И как это часто встречается - ничего толком не закончилось. Но всё же в последних сериях таки вылезает глобальный сюжет, «оживает» линия двух принцесс. И вроде бы - тут я должна тоже ругаться, ведь почти ничего в сути не изменилось. Всякие катаклизмы, превозмогание и прочее, а всё равно вроде как откат к нулевой точке. Тамазуса жива, амберитка не ожила, жемчужина Соске у Ао… читайте мангу! Однако - вполне себе точка. Пёсики таки собрались и знают друг-друга и чем таки заниматься (более того, где-то даже наконец замотивированы все, включая младенца и собачку). Явно наступило затишье, когда все перегруппировываются, копят силы, измысливают планы. Явно изменился вообще расклад, равновесие, пусть и шаткое - на совсем других условиях. То есть нормальная такая жирная точка в конце главы, а то и тома. Что уже вдвойне радует: и сюжет я таки немножко получила, и финал открытый очень в правильном смысле: совершенно ясно, что впереди ещё много-много чего, но эта история вполне себе закончилась. Всё как надо.
Самое хорошее в этом сериале, чисто с точки зрения сюжета - это те самые, совершенно бессвязные истории, в которые вляпываются наши болтающиеся в проруби главгерои. Вот здесь - действительно чёртова уйма красоты. И если история с золотоглазой «рабочей девушкой» довольно странная и я её так и не до конца поняла (хотя безусловно я очень сочувствую и болею за неё), а история Кено и Коконоэ хотя и красива, но мотивация обоих мне понятна не совсем… То есть мотивация Кено как раз понятна, ибо банальна как банан. А вот Коконоэ - тут могут быть разные интересные мысли, почему она это сделала? В общем - есть неплохие, но странные. Но есть и просто шикарные. Практически все.
История про подружку Хамаджи в школе? Ой, да красота же! История с Чикаге? А вот это не только красота, но и очень важная мысль о вреде гиперзащиты. История про колокольчики… У-у-у, мало того, что история совершенно волшебно добрая, страшная, сентиментальная. Мало того, что она потрясающая история про любовь не до смерти, а и после смерти - и не как мы обычно привыкли между мужчиной и женщиной, а, я просто тронута в самое сердце - к матери! Да ещё и построена вокруг колокольчиков. Тут уже чисто моё, тут именно меня в сердце пронзили. Я же говорила: цветы-колокольчики - мои самые любимые, у меня с них крышу сносит точно так же, как от тембра голоса Ното Мамико. Или как у полосатого слона от звуков дудочки. Ох, я ревела там!
А про булочки? Да я опять ревела же.
И ведь это не все истории. Как вам история про слепую девочку? И она ведь тоже многослойная. Тут и детская жестокость. Именно детская, которая понятна. Которую прощать нельзя, но и можно (и нужно, и понятно как) исправить. И обалденная красота концепции имени. Дело ведь в том, что народы, давно пришедшие в лоно монотеистических религий, воспринимают имя как эдакий лэйбл. Набор звуков из списка принятых. Некоторые идут чуть дальше и трактуют имя как покровителей. Ну, как Хосе Мария Алехандро - ему Иосиф даст смелость и независимость, Мария - доброту и заботу, а Александр - ум и славу. Но ведь на самом деле имена идут ещё глубже. И мои-то родители ещё как-то задумывались, что Маржан - это коралл и вообще подводный красивый камешек, желая мне быть прекрасной под тихой сенью очень важных для счастья в полупустыне вод. А, к примеру, родители сенпая вряд ли думали, нарекая его, что вполне себе греческое имя из святцев поможет ему стать чудовищной «совой» и очень внимательным и замечающим, интересующимся разным человеком. Потому что он «бодрствующий». У язычников-нихонцев с именами вообще всё тупо, просто и... мудро. Да, есть какие-то традиции. Вроде того, что мальчикам обычно дают имена из одного-двух иероглифов, а девочкам - из двух-трёх. (Чаще - одного и двух, мальчики в два, девочки в три - не очень часто встречаются). Но они даются именно и конкретно по смыслу. Если ты мальчик Дзюн - то тебе желают сеть, которой ты будешь грести счастье и благополучие (рыбу). Ну и так далее. Вот в истории про слепую девочку вся красота имён в нихонской традиции развернулась просто великолепно. Да, и алфавит Брейля, кстати, тоже не забыли, за что низкий поклон. И поклон за ещё один культурологический момент - где и как она живёт
И к тому же - ещё и философский посыл. Ведь какую сказку она просит читать? Что тоже интересно - сказка-то европейская, не совсем ожиданно, но очень, просто до боли прекрасно. Она просит «Синюю птицу». А это, скажу честно - с моей точки зрения сказка во многом основополагающая. Как ни странно, если меня спросят, какие ты сказки посоветуешь - я про неё скорее всего не вспомню. Но не вспомню потому, что она настолько глубоко сидит во мне, что уже и не видно, не торчит какой-то заплаткой, а сидит в глубине души. Это ведь сказка о том, как ценить. Память, добро, руку, тепло - и не просто ценить память. Или руку. Как уметь ценить. Уметь вот это действие - ценить.
Я не хочу вдаваться в какие-то диспуты. Естественно, можно начать крутить идею, что можно закуклиться ценя малое и забыть, а то и забить на большое. Просто потому, что это опять же младенчество. Неспособность воспринимать мир во всей его сложной красоте. Мой ответ очень прост. Великая башня строится из кирпичей. Обладающих определёнными свойствами. Ты хочешь строить башню, не зная кирпичей - привет! Башня рухнула. Но и обратно, конечно. Даже кирпич из вольфрамового монокристалла не гарантирует тебе неразрушимой башни. И вот «Синяя птица» - это сказка как раз о синтезе могучей башни внутри души из маленьких и даже не идеальных кирпичиков.
За одну эту историю сериалу можно начислить целый мешок баллов. А ведь есть ещё многослойная история про тэнгу. И про ксенофобию там. И про жадность. И про жуткую подмену, когда «я не спас близкого» превращается «я не спас никого», когда на самом деле ты спас всех… Но да, близкого нет. И от этого больно, до агонии больно. Но… мир сложнее. И ты таки спас. Многих. Что тоже важно, и что тоже есть в этом сериале - поняв вот эту лемму - можно радостно прискакать к «цель оправдывает средства» и краем зацепить господина Достоевского с его вопросом про кровь младенца. Но и тут сериал показывает нам (на очень тупом и простом уровне, буквально «на пальцах», ведь это сёдзе, а не дзёсей, noblesse oblige) - что всё не так просто. Что спасти многих, но не спасти дорогого - это именно спасти многих, но не спасти доргого. Извините за штамп, но боль утраты никакими миллионами спасённых не перекрывается. И одновременно - утрата близкого не отменяет спасения многих. Это очень, очень сложная дилемма. Я сама не знаю, как её облечь в слова, не знаю даже, что для понимания её является достаточным условием. Даже не в математическом смысле.
Вот мелькнула у меня какая-то мысль. В одно слово: «война». Ангел возьми, да! Ты теряла близких, но приближала (как уж понимала) счастье других, тоже своих, тоже близких. В чёрно-белой графике ты либо убиваешь, либо нет. Либо теряешь близких, либо нет. Либо сражаешься за «своих», либо бережёшь свою тушку. Но нет этого у людей. Этого нет даже у животных. Это уровень рептилий. А мы, всё-таки люди. Ну, или эльфы, гномы, ёсей, ёкаи, ками, якабито, наконец. Мы должны… Ну как «должны», никому и ничего мы не должны, если не договорились о том. Но вот так. Нет чёрного или белого. И ложь - про сто оттенков серого. На самом деле - вроде оно и правильно. Чёрное плюс белое даёт серый. А чуть больше того или другого - даёт сто оттенков. Только не правильно это. Сто оттенков серого возникают из того, что в этой точке 38% белого и 62% черного. Это очень здорово и прекрасно, отличить 38/62 от 37/63. Но по настоящему сильный, умный и даже мудрый человек понимает, что это не два серых, а И чёрный, И белый. Очень немногие люди, живущие "обычной жизнью" доходят до понимания, что "серый" - это И чёрный, И белый в разных пропорциях. Честно говоря, у воевавших - та же беда, но скорее обратная: в ста оттенках серого они подчас видят лишь чёрную или белую составляющую. При этом - часто могут оценить количество чёрного. Или белого. Но 100% минус черное/белое не могут уже, второй шаг уже не доступен. Тем не менее - среди тех, кто пережил войну, кто под смертью ходил - это понимание возникает чаще. Нет ни чмсто чёрного, ни чисто белого, и серого тоже нет. Есть чёрное и белое, в разных пропорциях, никогда не чистых. А что с этим делать - решать тебе. Именно решать, именно тебе. Своей головой. Именно тебе, а не умному дяде решать - как и кем заплачено. Дядя мз ДАИШ (запрещённая в РФ организация) дал девочке шоколадку, а потом подвесил взрослого шиита за кишки. Вот, пожалуйста. Есть шоколадка, есть ужас. В одном человеке. Ну и решай, что делать. Это не серый. Это не взаимозачёт. Кажется мне. Впрочем, я-то яндере. И войну видала. Возможно - просто перекладываю свой опыт на других. Мне-то просто. Уже. Даденная шоколадка не отменяет нажатие на спусковой крючок. Я уже посчитала, добра там минимум, а зла - только убить. Но и про шоколадку не забывать. Тяжко это - быть действительно ментально взрослым. Но надо. Глобально так "надо". Без этого мы не реализуем всю полноту того, что нам дадено.
Сама себя не похвалишь - никто не похвалит. На самом деле я себя, конечно, люблю, но так, опосредованно. Есть люди и умнее, и мудрее, и сильнее меня. Те самые оттенки серого. Где кто-то видит серый, кто-то оттенки, а кто-то - разные краски в разных пропорциях.
Удивительное дело. Этот в сущности бестолковый, даже не умный сериал заставил меня разразиться целым философским трактатом. Я уже забыла про сериал как таковой, про всех этих бисёненов. И задумалась от том, кто Я-то сама такое? Что я - «тварь дрожащая, или право имею?» Живу я в «больно» или «вкусно»? Живу я… А вот нет. Вот тут - нет. Серый цвет для меня существует, но только лишь как композиция чёрного и белого. А идеального чёрного и белого при этом для меня нет.
Такая вот беда. Может это Синдром Поиска Глубокого Смысла в совершенно дурном сериале. Может быть, никто этих смыслов туда и не вкладывал. Ведь строго говоря - это просто пачка красивых мальчиков, занимающаяся не свойственной им ерундой, а вообще тотальной для даже всех фигнёй. Но наводит на мысли, которые давно хотелось осознать. А для осознания -иногда очень полезко изложить. Хотя бы голосом, а лучше - буковками, текстом. Тем не менее - всё же беда. Просто - бисёнены.