機動戦士ガンダム 鉄血のオルフェンズ [2016]
Жанр: экшен, милитаризм, меха, sci-fi
Выходил: октябрь 2015 ― март 2016, октябрь 2016 - апрель 2017.
Английское название: «Mobile Suit Gundam: Iron-Blooded Orphans [2nd season]».
Русское название: “Мобильный воин гандам: Железнокровные сироты”
2 сезона по 25 серий со сквозной нумерацией, 2 ОВА по 25 минут
Оценка: 9 из 10
Иди вперёд в поисках своего места в жизни. И найдя его - продолжай идти вперёд!
Спустя 300 лет после «Катастрофической войны» миропорядок в Солнечной Системе давно стабилизировался. Под присмотром надгосударственной военной организации «Гьяллархорн» несколько оставшихся на Земле стран, получившихся путём слияния нам привычного разноцветия флагов, немножко конфликтуют, без особых безобразий, вроде бы за право эксплуатации тех или иных территорий на Марсе, а так же разных орбитальных колоний. Ну, а раз у нас опять пошла колониальная политика - то не обойтись и без преступных синдикатов, да и без солидных, мощных наёмнических контор.
Одна из них, CGS, получает заказ на охрану на пути с Марса на Землю некоей Корделии, дочери влиятельной на Марсе семьи. Но что-то пошло не так. И этим не преминула воспользоваться в общем-то ординарная для CGS парочка юнцов-солдат, Орга и Мики, знакомые ещё с раннего подросткового возраста. В CGS переворот, теперь это компания «Текккадан» под командованием Орги. Но что их ждет впереди?
Время от времени мне хочется посмотреть «серьёзную риал-меха». Лелушатину там, Гандамы. Хотя я прекрасно понимаю всю бредовость ОЧБР, но по крайней мере, если в сериале с этими дурацкими кастрюльками на ножках участвует студия Sunrise - эти умеют и сюжет сильный сделать, и по очень непростым вопросам пройтись. Не всегда, даже вполне серьёзный “Gundam 00” у меня вызывал в первую очередь тонны возмущения и ругани. А, к примеру, “Gundam - Thunderbolt” просто оказался для меня совершенно унылой почти бессмысленной войнушкой под дурацкую музыку. Да и здесь были моменты, прямо скажем, сильно меня бесившие. Но тем не менее - в моём рейтинге это явно второй по крутости Gundam после SEED Destiny (в котором тоже есть детали, меня просто бесящие). Но круче самого первого, и уж тем более всяких Вингов.
С технической точки зрения можно попенять на два момента. Во-первых, на фоне всего остального - несколько слишком примитивно нарисованы лица героев и в особенности - странные их глаза. Оригинальная рисовка, конечно, ничего не скажешь. Но как-то не получилось, на мой вкус. Во-вторых - роботомахии. Понятное дело, что закон жанра. Но, опять же, на мой вкус их немножко слишком много. Хотя надо признать - совсем немножко, вот буквально процентов 10 сократить - и будет самое оно. Как видите - и то, и другое - типичная вкусовщина.
Потому что технически - Sunrise как всегда на высоте. Интереснейшие, при этом совершенно «человеческие» дизайны всего на свете - зданий, машин, одёжек, пушек, космических кораблей, интерьеров… Множество разнообразных фонов и спецэффектов (если, конечно, можно говорить о спецэффектах в изначально рисованном сериале). При этом, даже если там для всего этого применялась CG, что для 2015-17 годов как минимум ожидаемо - она совершенно не лезет в глаза. То есть всё двигается с должной плавностью и отрисовано единообразно, как будто реально «от руки».
Сейю... Почти никто из моих любимых здесь не подвизается, разве что прекрасная Хикаса Ёко (прославившаяся как Мио в "К-Он") здесь озвучила не менее прекрасную Лафтер Фрэнкланд. Но и остальные, так сказать, достойная смена. Играют хорошо, много приятных, хотя и не врезавшихся мне в память голосов. И, конечно, «Гандам» без обильного саундтрека в бэкгрануде - не «Гандам» никакой. Это, конечно, не Кенджи Кавай и не Сахаши Тошихико, но Якагама Масаши (композитор относительно молодой, но уже отметившийся в нескольикх достойных сериалах вроде «
Shigatsu wa Kimi no Uso» или «
Plastic Memories») постарался. Тоже достойная смена. Этот саундтрек я однозначно качать буду. Да и опенинги-эндинги (а их, на минуточку, 11 штук на 50 серий) - попадаются очень даже неплохие. В общем - очень добротно, даже просто отлично!
Поговорим теперь о грустном. В сущности, нареканий по сюжету у меня три. Впрочем, первое тесно связано и с одним из восторгов. Дело в том, что здесь я наблюдаю довольно таки вредную романтизацию такого дела, как революция. Конечно, оно понятно - юноши (и юницы) бледные со взором горящим в революцию ввязываются весьма даже из романтических соображений. Но всё-таки я считаю это дело злом. Кроме научно-технических. Политика и прочее должны развиваться эволюционно. Так что не надо такого уж красивого ореола рисовать. С другой стороны - с ореолом там в результате очень хитро.
Во-вторых, если говорить о романтике в более привычном нам смысле - то здесь мне её недодали. Формально - она есть. Треугольник у главного героя, три возникающие в процессе и одна устойчиво наличествующая с самого начала пары у второстепенных. Но как-то с ними не очень всё хорошо. На мой взгляд, в том же самом SEED и особенно Destiny с романтикой было получше. И побольше её было, и за душу она цепляла сильнее. Но это, конечно, опять же вкусовщина.
Самое моё главное нарекание - это третье. Оно относится только лишь к финалу, но изрядно отравляет всю малину. Каким, простите, подсвечником в результате событий, описанных в сериале, мироустройство пришло к тому, что заявлено? Какая, к ангелам, демократизация "Гьяллархорна"? Какая обширная автономия Марса?! Люди добрые, в результате описанных событий всё должно было измениться, факт. Но измениться в прямо противоположную сторону! И, строго говоря, это нам и показывают: вот, Рустал Элион захватил власть в "Гьяллархорне", причём все его хоть сколько-нибудь солидные конкуренты - просто-напросто мертвы. Уж простите за спойлер. И… демократизация? Ах, ну да. Демократизация по американскому стилю тридцатипятилетней давности. Диктатура это демократия, развал это развитие и так далее. В общем, бред идеально сивой кобылы в мониторе.
Но, как я и говорила, романтизация всяческих революций здесь привносит и другой, наоборот очень радующий меня пласт сюжетов. А именно - как и кем все эти революции устраиваются. Все эти волшебные взаимосвязи лидеров рабочих движений и капиталистов. Провокации. Великолепное просто манипулирование СМИ. Тот волшебный факт, что по демонстрантам открывает огонь тот, кто собирается победить (провокатор может быть и в "правительственных войсках", и среди демонстрантов, да и стрелять может и по чужим, и по своим - в зависимости от заложенного надеющимися на победу сценария). Вообще, ассоциации с украинским Майданом (который к моменту выхода сериала уже произошёл) просто волшебные. Но тут надо отметить, что меня дико раздражало: в сериале как раз трактовка напрочь кастрюлеголовая на первый взгляд. Но если присмотреться - то совершенно справедливая. Просто не стоит зацикливаться на формальном раскладе «нынешние власти vs протестующие». Майдан в этом смысле был сыгран тоньше, а в сериале - типичная майдаунская пропаганда. Причём от А до Я в этом пласте сюжета. Ну, впрочем, мы ещё по Star Wars знаем про милых и романтичных Повстанцев и злобную Империю. Знаем мы, как пропаганда делается.
При этом, что характерно, я вовсе не отмазываю колониальную администрацию. И не преуменьшаю светлость идеалов Корделии и профессионализм «Теккадана». Я просто призываю смотреть на показанное чуть-чуть более внимательно, чем зацепиться за ярлыки «наши» и «не наши».
Вообще, количество так или иначе попавших в фокус вопросов просто радует. Начиная собственно с того, что из себя представляет вполне классическая политика колониализма. Что творится в колониях, как урожденцы метрополии относятся к людям из колоний. Вот в таком, чисто англосаксонском стиле. Включая и все прелести класса «что делает джентльмен к востоку от Ла Манша…»
Продолжая очень глубоким освещением… семьи. Причём не столько формального понятия, а именно духа, какими связями группа лиц обрастает, превращаясь из группы (пусть может и родственников) в семью. Что, можно сказать, определяет само понятие «семья». В идеальном, конечно случае. Нет, вроде бы ничего удивительного гандамы - значит войнушка, войнушка - значит вполне ожидаемо всяческое «боевое братство». Но здесь вопрос семьи подан куда глубже и далеко не только в ожидаемом ракурсе.
Понятное дело, коль скоро у нас главгерои - это вполне себе ЧВК, то не обойдены интересные (но не всем известные) вопросы, как они действуют, как устроены, как, наконец, к ним относятся. Вариант довольно облегчённый, и отражающий действительно не столько современные расклады, сколько как оно было во времена заката колониализма. То есть не про современные Black Waters, а, скорее, 60е года прошлого века, расцвет и закат Executive Outcomes.
И, конечно же, вообще весь антураж, который сопутствует заявленному политическому раскладу. Тут вам и мощные криминальные организации, которые вроде бы криминальные, но имеют вполне легальные филиалы и контактируют с самыми высокими государственными деятелями. И замечательные странные локальные войны между государствами с подходящими интригами и подставами. «И девяносто девять болезней», как говорит один мой знакомый.
Вот чего здесь нету, так это разворотов восприятия. То есть те, кто кажутся нам не слишком симпатичными - таковыми и остаются до конца. Равно как и обратных перемен тоже не заметно. Тут, конечно, можно вспомнить Фарида МакГиллиса с его одержимостью властью как таковой… Но, если честно, мне его мотивация (и собственно заявленная одержимость) кажутся настолько не стыкующейся с его личными качествами, что мне он был симпатичен от начала и до конца. Ну вот натурально - не мог такой человек настолько поехать крышей на такой банальщине. А если бы поехал (ну, вдруг) - то он бы на протяжении сериала вёл бы себя не так. И даже сравнение, скажем, с поехавшем на греховности Человечества ЛеКлюзе из SEED не срабатывает: с теми тараканами в голове, что были у ЛеКлюзе вести себя так, как ведёт ЛеКлюзе - можно. Нет диссонанса. А вот с фаридовыми тараканами вести себя как МакГиллис - не очень. Диссонирует.
Вообще, коль скоро я уже заговорила о персонажах. Что-что, а персонажи здесь просто шикарные. И связанные с ними истории дивно хороши. Взять хотя бы любовь (а это действительно настоящая любовь) МакГиллиса и Альмирии. Вот это было действительно мощно. И сложные чувства самой Альмирии, и её отказ уезжать из поместья (а главное - чем она его объясняет) - это реально силища и красотища потрясающая. И это настоящее «в радости и горе, жизни и смерти».
И альфа-парочка в группировке «Турбины» - Назе Турбина и Амида Арка… Ах, какой замечательный, элегантный, циничный, умный и одновременно очень правильный этот Назе! Совершенно не удивительно, что я очень быстро задумалась о том, что вот в этот гарем я попасть бы не отказалась. Это я - в гарем?! Но Амида там в некий момент очень правильное рассуждение о поли- и моно- гамии с точки зрения женщины выдала (неожиданно, да?), так что действительно. Я. В гарем. Этот. И, надо отметить, в роли кого - отыскалось мгновенно, так что я долгое время смотрела этот сериал именно так, как я люблю: глазами одного из персонажей. Вполне ожидаемо - Лафтер Франкланд.
Кстати, хотя официально она пишется как Lafter, я практически уверена, что она - Laughter. Причём с намёком на старый мем про яндере. Ведь она - фактически второй-третий по крутости пилот ОЧБР в «Турбинах» (причём без модификаций даже). Так что… Slaughter - it cannot be done without Laughter!
А уж последний бой Назе и Амиды… Это нечто вообще потрясающее. И этот разговор между ними про то, что женщины чувствуют мужскую ложь, но всё равно обманываются. И разговор Амиды с этой дурочкой Джульеттой… Ах!
Да, надо сказать, что смерть Бисквита меня особо не насторожила. Всё-таки «Гандамы» относятся к «реалистичным» «меха», поэтому во время боевых действий там гибнут не только несметные толпы фоновых персонажей, но и вполне себе значимые. Но когда погибли эти двое - я поняла, что по кровавости этот сериал готовится переплюнуть все предыдущие «Гандамы». По кровавости - в смысле невозвратных потерь среди значимых персонажей. Но даже я не ожидала, с каким феерическим отрывом он обошёл всех предшественников. Ладно, я и так тут наспойлерила, кто ещё уйдёт в землю (или в космос), а кто выживет - больше рассказывать не буду.
Очень здорово, что здесь и принцесса не наглухо пацифистичная Мария Измаил, вызывающая бешенство своим непониманием происходящего, и не до омерзения ультраправильная непогрешимая и во всем идеальная принцесса Лакус Кляйн, а опять же прекрасный, в меру идеалистичный, но совершенно адекватный человек, способный и оценивать мир, и менять взгляды, и даже, о, Тьма, как такое можно?!! Признавать свои ошибки!!!
Отдельное спасибо авторам и за пару главных героев. То есть Оргу и Мики. Орга дико стилен (впрочем, там практически все мужики дивно хороши, не считая каких-нибудь откровенно отрицательных, даже конченый придурок Иок Куджан). Орга могуч. И при этом - он не оказывается эдаким Каминой из «Гуренн Лаганна». Нет, у него всё нормально и с мозгами в целом, и рефлексией в частности. Причём именно нормально - рефлексия есть, но ровно в том количестве, в котором она быть должна, а не унылое погружение в самопогрызание. Он способен задуматься: «Куда ж я вас завёл, друзья?» - но и способен понять: «Нет, мы сюда все вместе пришли, и надо идти вперёд!»
А Мики меня вообще привёл в восторг. В кои-то веки я вижу самого главного гандам-героя, к которому у меня нет нареканий, кроме восторгов. Спокойный, абсолютно спокойный - но при этом вполне эмоциональный. Просто эмоции у него направлены абсолютно правильно. Никаких дебильных страданий и отстрела ручек-ножек вражеским ОЧБР. Никаких эмоций по отношению к Джульетте кроме как «ты слишком много треплешься» и «ты мне мешаешь». Причём именно так - с точкой на конце, без восклицательных знаков. Никаких дурацких рыданий, ни терроризма за плечами и арсенале, никаких идиотских воплей типа "Я - Гандам!" Всё отлично просто. Шикарный парень, в общем-то я понимаю, отчего вокруг него сложился треугольник - он действительно того заслуживает!
Но и множество других, более второстепенных персонажей совершенно замечательны. Как хорош, например, замок у «Теккадана», Женечка. Совершенно замечательный скептик, при этом безусловно преданный команде в целом и Орге в частности. А немногословная и у нас на глазах разбирающаяся в себе, в своей душе Ази Гурумин? Много прекрасных, много. А очень непростая Фумитан Адмосс?
И много совершенно обалденных моментов, именно таких вот красивых эпизодиков. Конечно же, когда где-то там посередине Корделия с Атрой на пару устроили водопад слёз - я к ним радостно присоединилась. Однако, как положено военному сериалу - чаще всего слёзы у меня были печальные. Но тут надо сделать одну поправку: печальные, но с таким осознанием: «Ах, какой шикарный человек от нас ушёл. Но и как правильно не только жил, но и погиб. Да, он прав. Да, так и надо!»
А ещё совершенно потрясающий финал. Не послесловие, а именно финал. В сериале очень много чего крутится вокруг того, что Орга и Мики идут в то место, которое будет их домом, их «и-башо» (дословно «хорошее место [для меня]»). И что с другой стороны - у них вроде бы как нет стратегической цели, только сиюминутные. И вот когда в последних сериях Орга даёт первую половину ответа - что надо делать, а потом Мики - где, собственно их дом… и, соответственно, всё чётко укладывается, приказ Орги «что делать» действительно ведёт их именно туда, куда надо. Да, вот это был… нет, не шок. Я бы не сказала, что это было такой уж неожиданностью. Где-то я внутри себя вычислила и чувствовала, ну, допустим, подозревала именно такое. Честно говоря - на уровне рацио я этот момент не "просчитала", всё же он был на уровне интуитивного заключения. Потому и "допустим", "скажем" и прочее. Да... отвлеклась. Но это, скажем, ещё и потому что у меня у самой история непростая и я кое-что знаю такого, чего обычно зритель не знает. Но я не очень-то ожидала, что именно такие идеи таки прозвучат. И как чётко они ложатся во всю картину, вот реально - сложно было бы придумать какие-то другие составляющие этого их общего ответа. Да… это было реально сильно.
Так что, идите вперёд в поисках своего места в жизни. И найдя его - продолжайте идти вперёд! Мужской аудитории сериал точно понравится, и мальчишкам, и мужчинам постарше. Девочки - точно не попадают в целевую аудиторию. А вот девушки… Некоторым очень даже «зайдёт». Не всем. Но всё же, несмотря на явный перекос - я не могу назвать этот сериал чисто мужским. Есть там кое-что для нашей сестры. Особенно для Нашей Сестры.
Проникнувшаяся,
ваша Лафтер Франкланд.