Boogiepop wa Warawanai [and Others]

May 12, 2019 22:26

ブギーポップは笑わない



Жанр: ангст, фэнтези, сейнен, насилие, современность
Выходил: январь - март 2019
Английское название: “Boogiepop and Others”
Русское название: “Бугипоп и все-все-все ”
18 серий
Оценка: 7 из 10

Ум и заумь - похожи друг на друга только для дураков.

Переиздание «Бугипопа» девятнадцателетней давности. Та же академия Шиньё. Точно так же исчезают ученики, а среди оставшихся бродит легенда об «Ангеле Смерти» по имени Бугипоп, который убивает людей на пике красоты, пока они не начали увядать. Та же Кирима Наги, которая имеет своё мнение на предмет происходящего. Всё так же, всё те же, но с большими отличиями.

Как и собиралась - теперь посмотрела недавний сериал и расскажу про него.

Технически он мне понравился заметно больше. Более приятная и читаемая картинка. Отсутствие всяких «не к обеду» подробностей. Да, можно сказать, что атмосфера от этого пострадала, сериал стал более легковесным… Наверное, это так. Но честно говоря, не могу сказать, что эта «атмосфера» имела такое уж глобальное значение для сериала (как, например, очень важна была атмосфера в «Blade Runner»), а радовать - явно не радовала.

С музыкой вообще всё отлично. И опенинг, и все три или четыре эндинга - очень хороши! Кстати, опенинг чем-то напоминает Оригу (PWH) и, соответственно - «Ghost in the Shell», что не может не радовать, по крайней мере - меня. Что дополнительно радует - есть и фоновая музыка. Точнее - «вдвойне фоновая». В том смысле, что это не только и не столько какие-то музыкальные фразы, которые звучат у нас из колонок, когда герои бегут, грустят, радуются, дерутся и так далее. Нет, это музыка, которая звучит в мире сериала. То есть является фоновой и для самих героев. Скажем, приходит кто-то в рокерский бар, а там во-всю на гитарах запилы. Или вообще герой решает: включу-ка вот это, вполне подходящая мелодия для ситуации.

Кстати, пусть вас не удивляет такое необычное количество эпизодов. Дело в том, что сериал поделен на истории-арки по три-шесть эпизодов. И арка, расположенная в «финальном расписании» как эпизоды с десятого по тринадцатый - транслировались отдельно, как двухчасовый фильм. То есть при трансляции это был почти обычный сериал на один геологический сезон, 14 эпизодов. На один-два больше нормы в 12-13.

Однако в вопросах сюжета всё далеко не так радужно, и прогресс наблюдается не везде. Более того, в определённой степени достоинства нового сериала ещё сильнее подчёркивают недостатки.

Напрочь накрывается логика мироздания. Если эволюционировавшие люди - это просто эволюционировавшие люди, то при чём тут осколки Мантикоры. Предположим, бывает и так, и эдак. Но всё равно в одной из арок был именно осколок Мантикоры, и Кирима Наги там действовала, а в других местах она (спойлер) при «раскалывании Мантикоры» погибла и это подтверждается прямыми заявлениями персонажей. То есть какая-то путаница в хронологии.

Какой-то не менее странный выверт с Эхо, в особенности в арке «Бугипоп на закате». То есть Эхо, весь из себя пришедший, чтобы решить судьбу мира, так сказать, быть миру или умереть - пришёл вообще не зачем? Мир-то умер! Или таки этот мир обречён, и весь этот разговор Бугипопа с Эхо на развалинах о сражающейся где-то-там за справедливость Наги - это типа «спасибо этому дому, мы отправились к другому»? Ну, спасибо! Нет, понимаете ли, я ничуть не против апокалиптических сериалов. Какая-нибудь «Сайкано» меня полностью устраивает: мир погиб, и так ему и надо! Но в «Сайкано» сюжет именно о том, что мир может погибнуть, от чего он может погибнуть, сможем ли мы его спасти и всё такое. Здесь же с «от чего может» и «почему таки погиб» - нет ничего. Потому что Эхо явно мир уничтожать не собирается. Бугипоп вполне нормально балансирует с врагами мира. То есть вполне себе динамическое равновесие. Что, это нам как бы намекают, что Бугипоп «не справился»? Ну, спасибо, обнадёжили.

Собственно, Бугипоп. Я долго пыталась понять, чем же он меня так чудовищно бесит? Долго думала и поняла: интонациям. Ещё дольше мне понадобилось, чтобы подобрать им описание. Да, Бугипоп никогда не смеётся. Он и не может. Знаете, есть такое выражение: «Напился до полного изумления». Вот Бугипоп перманентно находится именно в этом состоянии. Он бы хотел эдак с усмешечкой свысока спокойно так поговорить… Но он пьянущий, или обдолбанный в хлам. Поэтому на полноценную усмешку сил нету, интонации плавают отдельно от смысла и тоже выражены совсем не чётко (но есть) и главная интонация - «мне вообще-то пофигу»… В общем, слушать его просто бесит!

Есть, конечно, соблазн, списать такое на его декларированное отсутствие личности. Но здесь я добралась до момента, который и вынесла в эпиграф. Дело в том, что автор(ы) здесь заумничают страшно, но в результате несут полный бред. Как в случае с Бугипопом - личность у него вполне присутствует. Более того, у него есть личные эмоции, личные мнения. Собственно говоря, коль скоро они есть - есть и личность. Чего у него нету - это личного тела или хотя бы контроля над своими появлениями. Он включается и выключается по триггеру, а не когда сам того хочет. Но это явно недостаточно для того, чтобы декларировать отсутствие личности.

И в общем-то, чем глубже вниз, тем больше дроу. Что за ерунда с искусственными людьми организации Това? Что за странные у них рыдания о собственной ненастоящести и несвободе? Ну, с несвободой можно как-то вывернуться. Предположим, только в Тове они могут получить специальную батарейку, от которой они запитываются. Но с ненастоящестью что за ерунда? Любить, переживать, радоваться, сомневаться умеют? Умеют. Свободой воли обладают? Обладают ещё как, буквально каждый в результате против своих создателей бунтует, причём деятельно. Какие, блин, сомнения-то? Или критерий настоящего человека - в способности размножаться? Ну да, некоторые из них стерильны гарантированно, а некоторые может быть и нет, но на практике тоже: не получаются у них дети. Опять же, спасибо за такой волшебный критерий. Да и в остальном - ерунда какая-то. Вообще о том, является ли искусственный человек настоящим написано просто море разливанное всего чего угодно, от фантастики до вполне научных трудов из самых разных областей знания. Это, ёлки зелёные, непростая проблема и целый сюжет. Здесь… вопрос поставлен косо, ответ тупой до омерзения, развития от вопроса к ответу - ноль без палочки. Вообще никакого.

Ладно, тут хотя бы развития от вопроса к ответу просто нету. Во многих случаях там, что ответ, что обоснование - такой бред сивой кобылы в лунную ночь, что прямо глаза становятся квадратными, а уши вянут.

Плюс остались на месте несколько ключевых концепций, которые меня раздражали ещё в «первом издании». Как, например, замечательное утверждение, что любой человек, отличающийся от остальных, летит с катушек. Да нет, же, ёлки зелёные! Он может слететь. А может и нет.

Или вся эта интересная каша с эволюцией. Тут надо сериалу вроде бы отдать должное: чем занимается организация Това здесь вполне понятно, и особой шизофрении в ней не происходит. Нормальная такая ультраконсервативная масонская ложа. Точнее, поскольку у них как раз никакой мистики, а сугубо технологичный подход - то вполне обычная ультраконсервативная реакционная структурка. Типичный фашизм, со всеми его «прелестями», пробу ставить негде.

Но опять же не понятно, а чего тут Бугипоп тогда делает? Нет, я прекрасно понимаю, что в Това считается, что любой эволюционировавший человек - это враг мира (точнее - установившегося на данный момент порядка). В общем-то это так и есть. Любое открытие, новая возможность - сложившийся порядок меняет. Другое дело, что хорошо это или плохо - вопрос в каждом случае непростой, от любого изобретения кто-то страдает, а кто-то приобретает. А Бугипоп, значит, у нас убивает только поехавших, а пока всё нормально - не трогает их. Но ведь нам чётко показывают, что крыша съезжает у всех! Тогда на кой ангел сей, пардон за тавтологию, ангел нужен?

Пожалуй, здесь можно прекратить ругаться, благо ругаться мне есть ещё на что в индустриальных масштабах. Но хватит, мне просто уже надоело. А тут как раз получится вполне закономерный переход на хорошее в этом сериале. Ну, про то, что он где-то более чётко описывает картину мира я уже сказала. Есть и другие приятности. К примеру, появилось интересная и отчасти забавная, а отчасти грустная маленькая история про возникновение этого имени (Бугипоп). Это, как все понимают, английское слово. И вообще весь сюжет с организацией Това мне в определённом смысле очень нравится. Нравится не тем, что организация хорошая. Ровно наоборот, организация просто омерзительная и фашисткая. Но очень хорошо показана как раз суть этого явления и его проявлений. Здорово видно, почему ультра-консерватизм обрастает такими волшебными штучками как презрение к личности, как деление на людей и унтерменшей… В общем - почему фашизм есть доктрина ульра-консервативная, и почему ультра-консерватизм неизбежно - фашизм. Это, дети мои, надо знать. А в сериале это показано простенько и наглядненько, для любых умов.

Вторая прекрасность заключается в том, что в своих играх вокруг сползания крыши у эволюционировавших людей автор всё же среди бреда смог придумать и очень красивых моментов. Строго говоря, действовал-то он весьма прямолинейно и однообразно. Придумываем некую способность. Рассматриваем её со всех сторон и соображаем, где можно совершить ошибку в рассуждениях вокруг её применения. Обладатель способности её делает. Наслаждаемся результатом… ну, пока Бугипоп не явится устроить деакпитацию обладателю. Но вот эта логическая ошибка - её можно сделать очень интересной, и не побоюсь этого слова, красивой в чисто интеллектуальном смысле.

Как, например, со способностью видеть цветок души. Значит, имеем персонажа, который видит характер человека (вот посмотрел на тебя и увидел) как розовый куст. В полном соответствии - корни, стебли, листья, шипы, бутоны. И естественно, поскольку люди все разные, разные и кустики у каждого. Кстати, вот что люди все разные тут обдумано со всех сторон, но ведь не все люди с катушек слетают? Автор всё-таки очень плохо умеет выстраивать непротиворечивые конструкции. Но я же собиралась прекратить ругань. Так вот. Кусты разные. У кого-то бутон слабоват, а у кого-то корни плохие, так что прекрасный бутон скоро завянет. Правильно, у людей есть свои слабости и свои сильные стороны. Итак, какой из этого делаем вывод? Отлично: куст должен быть идеален! Ух, сколько уже из этого можно развить интересных концепций. Можно, к примеру, решить, что у кого куст плохой - то и человек ненадобный. Милости просим в фашизм. Можно решить иначе. Куст должен быть идеальный, да? То есть, подумаем на минуточку, что это на самом деле значит? Ага, то, что куст должен быть у всех одинаковый. Понимаете, в чём тут хитрость? Даже, предположим, этот идеальный куст - по настоящему прекрасен. Но… если он одинаковый - то мы получаем человечество, состоящее из пусть прекрасных, но одинаковых людей. Да, уже на этом этапе наш вроде бы хороший и желающий добра «садовник» становится врагом мира, причём врагом в именно плохом смысле, Человечество вообще существует именно за счёт того, что люди - разные. Но тут наш садовник не останавливается. Ему приходит в голову сходная мысль: люди разные, значит пока куст не идеален у каждого - надо их законтачить между собой. Чем, собственно, Человечество и занимается постоянно: музыканты пишут музыку, учёные под музыку изобретают бумагу и нотную грамоту, рабочие под музыку бумаг изготовляют, а музыканты на этой бумаге музыку записывают. Но это же неэффективно! И «садовник» начинает подбирать кусты, взаимодополняющие друг друга. Тоже вроде неплохая идея. А вот то, что это уже вообще лишение свободы воли (которая вообще-то штука такая, без неё человек уже не человек, а гораздо меньшее) и полная, тотальная автократия. Н-да, бедный садовник опять у нас из лучших побуждений такого наворотил, что остановить его просто необходимо.

В общем, красиво автор так понапридумывал лихих и вроде бы логичных, но категорически ужасных решений. Интересно понаблюдать.

Ну и в целом как-то так очень оно интересно происходит. Люди интересные, переживания у них человеческие, вызывающие опять же интерес и вполне такое сочувствие и симпатию. Не все, конечно, тут есть и откровенно противные личности, и личности которых понимаешь, но любить не очень хочется (даже Мантикора, вообще-то вполне понятна и не так чтобы омерзительна). Но есть и просто симпатичные.

Сам сюжет тоже развивается вроде бы не сплошным экшеном и не сплошными загадками-отгадками, но смотрится весьма увлекательно. Скажу честно - последнее время я большинство сериалов смотрю по паре серий в день, а потом если и не надоедает (не так, чтобы вообще забросить, как я поступила с «ПопТимЭпик», а «сегодня больше не хочу»), то «на сегодня хватит, пойду чем-то другим позанимаюсь». Однако этот я смотрела в режиме «так, но арку-то я досмотрю!», а то и «а не начать ли ещё и следующую арку?». То есть он каким-то образом правильное слово - увлекательный.

И очень мне понравилась последняя арка в целом. И героями (хакер - молодчина, Сакико - лапочка), и глобальным сюжетом о том, что надо болезненный опыт переработать в себе, и мини-сюжеты, что за болезненные опыты у разных людей бывают, и как они с этим в результате справляются - всё прекрасно.

А так… послевкусие сериал оставил очень странное. Смотрела с увлечением, и жалела бы, если б не посмотрела. Но одновременно в общем-то считаю это время потерянным. Вроде бы много хорошего, красивого, а подчас неглупого - но такой лютый бред и… как бы это сказать? Не безнадёга. Тотальное неверие автора в людей что ли? Какой-то сиреневенький беспеспективняк.

fantasy, angst, seinen, anime

Previous post Next post
Up