FLAG
Жанр: сейнен, меха, альтернативная современность, военщина, журналистика, производственная драма
Выходил: июнь 2006 - март 2007
Английское название: «Flag»
Русское название: “Флаг”
13 эпизодов
Оценка: 10 из 10
Фотография - как выстрел сквозь объектив.
В несуществующем на карте этого мира государстве Удияна идёт гражданская война. Несколько группировок, как водится, борются за власть, а ООН вроде как пытается принудить всех к миру. Ну, а где война - там не обойдётся без журналистов. Когда же лидеры основных группировок принципиально согласились на мирные переговоры - волна народных гуляний пронеслась по всей стране. А одной девушке, фотокорреспонденту-фрилэнсеру Ширасу Саеко во время этих гуляний удалось сделать потрясающий кадр флага ООН с некоторыми локальными дополнениями. Фотография обошла все передовицы и стала символом грядущего мира в стране. Ширасу-сан же официально предложили стать фото-летописцем специального подразделения в составе контингента ООН. Первым (на её глазах) заданием какового стало возвращение похищенного того самого флага.
«Анимэ, похожее на
«Крылья спасения»? Однозначно смотреть!» - решила я и не пожалела. Хотя сериал не столь однозначен, а потому и недооценен. Впрочем, одна из причин недооценки ещё и его формат. Точнее - формат не сериала, а трансляции. Всё-таки, в 2006-7 годах только веб-трансляция была ещё весьма далека от мэйнстрима. Почему же его не показали по ТВ - сказать, конечно, сложно. Но отчасти, полагаю, режиссёрам телеканалов сюжетное наполнение показалось… неформатным, а то и неудобным. Но об этом позже. Сначала - технические вопросы.
С техникой всё несколько неоднозначно. И кое-что из этого наверняка повлияло на снижение общей оценки сериалу. Ну, понятное дело: во-первых, сериал выглядит как полностью реалистический (даром, что страны такой на карте нету) - и вдруг, прости Тьма, кастрюльки на ножках. В гористой местности. Ну ёлки-палки, огромные человекоподобные боевые роботы - это бред. К тому же они ещё и нарисованы компьютерно и несколько халтурно даже по тем временам. В общем, режут глаз. Музыка… ну, музыка ничего себе так. Хорошая, но особого восторга не вызывает. Сейю - не из самых известных. С другой стороны, мне очень понравилась игра Танака Рены, озвучивавшей Ширасу-сан. Очень милая спокойная и весёлая девушка получилась. Даже обидно, что Танака-сан только в этом сериале и довольно слабой полнометражке «Yonayona Penguin» засветилась в анимэ.
Но самое шикарное - это картинка. Сериал же у нас про фотокорров. И оригинальное решение, что почти весь сериал идёт как бы через объектив камеры в руках Ширасу-сан (и немного в руках её наставника) - само по себе хорошо. Да и вообще стиль рисования людей очень мне нравится, получилось и с некоторыми привычными для анимэ преувеличениями, и весьма красиво, и одновременно с этим вполне реалистично. Но самое главное - кадры как таковые. Конечно, далеко не все они гениальны, но я не упомню ни одного кадра с непродуманной композицией. Особенно сейчас, когда каждая самовлюблённая личность с мобилкой бабахает тоннами убогие фотки с центральной компоновкой и фиг знает чем и как в кадре - просто руки чешутся мордой их об монитор возить, чтобы устыдились своё убожество не то что выкладывать, а фотографиями вообще называть. Чтобы поняли разницу между фотографией и тем, что их кривые ручки с быдлоайфонами производят. Между прочим, несколько кадров с центральной композицией в сериале есть. Но они как раз очень продуманно центральные. И никаких лишних деталей. А некоторые - вообще просто шедевральны и с технической точки зрения, и с точки зрения передачи настроения.
Я ведь очень люблю кадры-фотографии, которые за один взгляд рассказывают целую историю. Здесь по самой сути сериала их полно, чуть ли ни каждые секунд десять. И как же они хороши! Что характерно - «титульная» фотография с флагом - возможно и не самая лучшая из работ Ширасу-сан. Честно говоря, ради одной картинки этот сериал следует смотреть! И ставить 10 из 10.
С точки зрения же происходящего - он тоже очень интересен, но и тоже не без проблем. Причём я охотно понимаю людей, которые за некоторые вещи ему снимали балл за баллом. Сама так делала. Но по большому счёту - хотя это и безусловно режущие глаз ошибки, тем не менее они довольно вторичны. Но режут. К сожалению - особенно это плохо на фоне замечательного отражения других аспектов. Вот, к примеру, наша вымышленная страна - она чётко инкорпорирована в мир. Она была частью Великого Шёлкового пути. В ней (кстати, довольно интересный вариант) слились не буддизм с индуизмом как в Индии, и не буддизм с синтоизмом как в Японии, а буддизм и… зороастризм. Плюс гористая местность. Значит понятно - это где-то в районе Ирана. Ну, в нашей истории всё пошло немножко не так, но вполне неплохая идея и в страну эту «поверить» легко. И вдруг… ладно бы там контингент ООН называется «армией ООН» - это можно списать на погрешности перевода. И что пустой грузовой вертолёт повстанцев выглядит как тащащий контейнер Ми-26. Но всё происходящее вокруг армии - бред сивой кобылы в лунную ночь. Не так это делается, не будет такого эффекта от сделанного и так далее. Ёлки-палки, террористы захватили центральный штаб контингента ООН в стране. Контингент парализован? Поверьте, даже мои тапочки от такого бреда не смеются. Мало того, что штаб так не выглядит, так выглядит пресс-офис. Так ещё и до кучи - не может у военных не быть системы с запасным штабом, практически мгновенной передачей командования при утере основного штаба, да и вообще сама волшебная идея, что этот штаб диверсанты отрезали от связи вообще… гм… не в наше время и не с настолько любящими технику товарищами, как «развитые страны». А вопросы с базой, на которой, ёлки зелёные, три образца сверх-секретного оборудования, которая охраняется почти никак, на которую забредают овцы из близходящих отар и привозят легкораненного местного, а на следующий день отпускают? Чего-чего?!
В общем и целом - можно смело выдавать рекомендацию: как только дело касается военных действий - немедленно выключаем мозг. То, что нам показывают - не лезет вообще ни в какие ворота.
Так же ни в какие ворота не лезет вся эта история с хакером, радостно ломающего военные коды любой сложности (да-да, и квантовое шифрование, как же!). Очередной технический бред.
Но больше всего я ухахатывалась от безумных переживаний на предмет того, что метка сигналит, что флаг - вот тут, а его тут и нету. Как же они смогли подделать?! Ой, мать моя женщина, да неужели никому не пришло в голову, что никто метку не подделывал? Достаточно просто её снять.
Ну и ещё несколько там бредятин как технологических, так и поведенческих.
При этом - всё остальное как раз вполне неплохо и правдоподобно. А кое-что вообще гениально. Скажем, если честно, то некоторые мотивации служащих в SDC кажутся мне несколько надуманными. Но с другой стороны - вот например, как на самом деле выглядит подчас миротворческая деятельность ООН (эпизод, где рассказывается про грузовики со сторонниками правительства) - это абсолютная правда. И мощнейший пинок ООН, который меня лично не может не приводить в восторг. Да-да, именно так оно и бывает, снимайте лапшу с ушей. И завязывайте с розовым идеализмом и прочим непротивлением злу насилием. Чистенькиим хотите остаться? Измажете себя… э-э-э-э… грязнее грязного. Кстати, вообще шикарный вопрос об этой всей философии и особенно здорово, что нам хорошо так, качественно показали во что весь этот розовинький идеализм превращается при столкновении с реальностью. Подозреваю, что это одна из причин, по которой сериал на ТВ-каналы не попал. Неудобные вопросы, неприятные ответы…
Не меньше радует и другой аспект. Понятное дело, журналисты у нас в общем-то поданы в хорошем свете. Ясное дело - главная героиня фотокорр, а рассказ «за кадром» - от лица её наставника. Но и тут к чести авторов - не упустили важных штрихов к портрету журналиста-фрилансера, работающего в горячей точке. Тут и часто встречающийся аспект цинизма и даже в некотором роде безнравственности таких людей: им в общем-то всё равно, что происходит. Главное - чтобы «мясо». И когда война закончилась - все эти стервятники расправляют крылья и улетают дальше. «Ведь кровь на Земле где-то льётся всегда» (с). И вопросы конкуренции: не зашлёшь материал вовремя - через секунду твой сосед, такой же журналюга зальёт почти то же самое и денежку срубит он, а не ты. Более того, один из сюжетов просто великолепен, и я, честно говоря, очень переживала. Это когда наши дорогие журналисты почувствовали запах Black Ops и принялись копать. Здесь очень неплохо раскрыли и журналистское желание освещать всякое вот такое. И… я вот где-то очень переживала в результате за успехи наших же SDC. Потому что так возмущающая всех цензура - она вообще-то не только ради того, что «а власти скрывают». В определённых случаях (и здесь у нас как раз именно такой) - секретность нужна для успеха операции и выживания многих хороших людей. Журналисты часто этого не понимают. А журналюгам - вообще по барабану. Главное же - сенсация!
Ну, и всякие интересные игрища политиков косвенно, и внутри ООН - напрямую тоже нашли отражение. Ой, как неполиткорректно, ой как неудобно!
Заметьте, это я сейчас только по «тёмным» сторонам прошлась. А на самом деле - сериал очень светлый и правильный. Великолепный сюжет - сама работа Ширасу-сан на базе SDC. Расспросы о том, что самое важное для такого подразделения (и закономерно - у каждого опрошенного свой ответ, а ведь так и должно быть). И вообще почему они делают то, что делают. Особенно прекрасно, что расспрашивает она не только героичных героев (ну, там два пилота роботов плюс капитанша - командир всего подразделения, тоже нечуждая порулить кастрюлькой). Нет, расспрашивают всех, и техников, и вертолётчиков, и даже поваров! Кстати, очень трогательный и правильный разговор с поваром который сначала очень сильно загружался на предмет готовки солдатам их любимых кушаний, ведь возможно они едят в последний раз - а потом понял, что надо жить не думая о возможной скорой смерти, а моменте сейчашнем… и продлевать его в будущее.
Потрясающие картины местного действительно мирного населения (то есть не прячущихся под личиной «мирняка» бойцах тех или иных группировок) - их отношения к войне, к собственно ООН. Да и к западной цивилизации в целом. Последнее, если честно, больше в ключе довольно реакционной и откровенно дрянной политики этого, ёлки, как его? В общем - главы мужского культа в этой стране, по совместительству вполне очевидно - и самой мощной военной группировки. Вспомнила. Ра Пуу (кстати, интересное для этой местности имя). И знахарь у кочевников, как выясняется, тоже от него понабрался, так что все подобные ниточки идут в одну сторону.
Кстати, очень красивые там сюжеты вокруг местной адаптации буддизма, зороастризма и каких-то совсем местных верований, все эти истори с Ра Пуу и богиней Кафуру и в особенности - вокруг девушки, которая была Кафуру (там забавный культ, но это лучше смотрите сами, объяснять тут особого смысла нету).
И, конечно же, главным лейтмотивом идёт - а что, собственно делает фото-журналист на войне. Не журналюга, гонящийся за жареными фактами и котлетой денег, а настоящий журналист. Здесь, кстати, надо отметить шикарный момент, который поначалу меня довольно-таки раздражал, но потом очень здорово обернулся: когда «сенпай» выясняет, что Ширасу-сан, похоже, связалась с SDC он очень долго вздыхает, мол «ах, да зачем ты туда полезла?» Что поначалу хочется списать на уже изрядно раздражающую меня неодобрительность к военным у гражданских, особенно нихонцев. Ну, а тут ещё ведь весь из себя военжур, сто раз уже говоривший об ужасах войны и страданиях мирного населения. Казалось бы, у него в особенности могло перекосить психику в сторону неприязни к военным, «спецам» в особенности. Ну, и толика мужских стереотипов, мол куда ж ты, женщина, в такое трудное, опасное и вообще мужское дело лезешь? Оставь, так сказать, кровь мужикам, сбереги себя! Нет, я совершенно не протестую против желания мужчин оберегать и защищать женщин, конечно. Но вот как раз в подобных случаях все эти желания и стереотипы могут превратиться в очень мерзкий… э-э-э, продукт. И поневоле «сенпая» в этом подозреваешь. Но… оказывается - совершенно зря!
Это был какой-то волшебный и по ощущению - прямо как фейерверк какой-то прорыв, момент когда он встретился с Ширасу-сан на поле боя. И оказалось, что он задаёт этот вопрос совсем по другой причине. Не «ах, зачем ты занялась таким вот делом?», «а знаешь ли ты, зачем…?» И убеждается - да знает. Это потрясающая сцена: Да, вперёд, сражайся, девочка! Это твоя война! Ты стреляешь своим объективом. Ты сохраняешь для всех - как люди стремятся к миру и счастью. Как они борются за это. Что мир иногда не достижим без войны - и кто-то должен взять на себя это бремя. И показать, к чему они стремятся. Что такое мир. Потрясающая ода военным журналистам всех времён!
И ужасно трогательный момент был в самом финале с флэшкой. Честно говоря, мне не очень нравится, что госпожа капитан регулярно нарушает. Просто сама вот эта характерная для анимэ тема благородных нарушителей правил - иногда раздражает. И в этом сериале - особенно, поскольку в реальной реальности ни первый, ни второй раз никаких нарушений для торжества добра и справедливости совершать было бы не нужно. То есть всё получилось бы правильно и хорошо без необходимости нарушать, а то, что нам показывают в сериале - это искусственное и неправдоподобное создание условий в которых нарушение необходимо. Но так или иначе - в финале я вместе с капитаншей и Ширасу-сан была несколько расстроена ходом событий. И вместе с капитаншей пришла к выводу, что надо кое-что сделать. А когда Ширасу-сан получила конвертик с игрушкой - вместе с нею и расплакалась.
Ещё один потрясающий аспект здесь - финал. Как-то мы уже привыкли, что в анимэ у нас обычно финал либо открытый до безобразия, либо настолько просчитываемый и ожидаемый хэппи-энд, что это отчасти даже скучно. Нет, не потому что хэппи-энд, я всячески их одобряю. Потому что просчитываемый и ожидаемый. Здесь финал неожиданный совершенно. При этом - ничего неожиданного в нём нету: здесь как раз не нарушено никаких законов «как оно всё в реальности происходит», но если честно - никто и никогда бы такого не ожидал. При этом, хотя финал и грустный, но при этом - потрясающе красивый и, вы не поверите - счастливый! И Ширасу-сан - действительно, хотя и нихонка, но последовательница Богини Жизни и Возрождения. И жизнь идёт, расцветает и шумит.
Фотограф, делая снимок, превращает мгновение в прошлое. Поэтому мы всегда идём с камерой наготове - чтобы принести эти мгновения в будущее. Смотреть - рекомендую. Для взрослых, для общего развития и для профориентации юношества - просто великолепно.