Kidou Senshi Gundam: Dai 08 MS Shoutai

Feb 20, 2020 22:44

機動戦士ガンダム 第08MS小隊



Жанр: экшен, военщина, меха, сёнен, sci-fi
Выходил: январь 1996 - июль 1999
Английское название: «Mobile Suit Gundam: The 08th MS Team»
Русское название: “Мобильный воин Гандам: команда 08MS”
12 эпизодов
Оценка: 8 из 10

Гандам без супер-кастрюльки - не гандам!

Какой-то совершенно вторичный фронт на Дальнем Востоке, совершенно обычные солдаты Зиона и Федерации - никаких вам Амуров или Чаров. Очередное федеративное пополнение летит немножко погнить в джунглях, но по пути натыкается на маленькую схватку в космосе. Естественно, главный федовский герой не может утерпеть, и отправляется «помочь нашему парню» на совершенно доисторическом «Пузыре». Впрочем, двое на одного - это уже кое-что и зионовскую кастрюльку они разломали. Да так, что федовский главгерой оказывается заперт с пилотом Зионского мобилсюьта в развалинах какого-то корабля.

Нет, их конечно спасут, с обоих сторон. Но для того им придётся посотрудничать. А поскольку (кто бы из зрителей удивился?) наш пилот… в смысле - зионский… не брутальный мужик, а вовсе девушка - становится понятно, что предстоящая война в джунглях окажется несколько осложнена мыслями и чувствами.

Сериал этот мне давно ещё советовал Енот-сан tanuki666, сдаётся мне. И пожалуй, именно сейчас для него пришло самое подходящее время: после «Тёмного дворецкого» посмотреть вот с заметным экшеном, но фантастический антураж, а не фэнтези, и вместо супер-крутых героев - обычные человеческие люди. Ну, и сама стилистика другая. (Ремарка в сторону: господин майор Сова major_owl, когда мы обсуждали вопрос пропорций в анимэ - я уже была в процессе просмотра этого сериала, а не начала его под влиянием нашей дискуссии).

С неё и начнём. Вообще-то я редко смотрю настолько «олд-скульные» сериалы, в первую очередь по причине того, что не слишком люблю тогдашнюю картинку. Впрочем, здесь она, так сказать, на пределе того, что мне ещё нравится. Плюс нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что хотя сериал и заявлен как ОВА (видимо, просто потому, что является «вбоквелом» к основному, классическому «Гандаму» 79-80го годов), но всё-таки рисовали его в Sunrise. А эта фирма - веников не вяжет. В резульате всё нарисовано красиво, с хорошей детализацией и разнообразием. По крайней мере - для своего времени. Моменты с эротическим подтекстом, кстати, есть, и даже в двух случаях чуть-чуть откровенные, но всё очень как-то здраво снято. Так, что никаких негативных эмоций не возникет. Кроме, конечно, смущения там, где оно быть и должно. Развивающееся (к слову) так, как и следует.

Что касается звуковой составляющей, то скажу так: она есть, она хорошая. Вполне характерная, опять же, для своего времени. Возможно, даже тогда воспринимавшаяся просто шикарной. Но ни опенинг, ни три эндинга, ни две image song (строго говоря, один из эндингов в разных версиях звучит ещё внутри серий) - меня не вдохновили. Сейю же, конечно, всё сплошь незнакомые мне люди, но здесь есть отдельная радость: все интонации здесь как надо. Что в целом не удивительно, поскольку всё-таки люди в кадре в основном взрослые (ну, юношество как минимум), да и война не состоит из бесконечной атаки и драки. Так что орут иногда, но ровно в тот момент, когда любой нормальный человек заорёт.

В общем, чисто технически - придраться не к чему, всё очень достойно и приятно в просмотре.

Единственно что: вещь не слишком известная-популярная, да и довольно старая. Так что перевод… не очень. А русский - ещё и откровенно с английского. (К примеру, все обращаются к Карен «мастер-шеф», т.к. она master-chief petty officer в английском переводе, а в оригинале - то ли шо-чо, то ли джун-и, в общем - по-русски она будет либо страшный прапорщик/мичман, либо младлей. Ну хорошо, хочется зарубежного флёра - чем вас энсин не устраивает или мастер-сержант, всё равно звания тут немного условны).

Однако вот сюжетная часть, на мой взгляд, подкачала. Впрочем, глобальных нареканий здесь, пожалуй, только два:

Во-первых, я совершенно не понимаю, почему Гиниас занимается строительством своей супер-кастрюленции в непосредственной близости от линии пусть и второстепенного, но фронта. Причём в местности, где местное население далеко от лояльности Зиону. Получше места не мог придумать? Хорошо, хоть, не прямо в Одессе. Ах, ну он же крышей поехавший инженер, ладно.

Вообще, довольно непонятное дело с расстояниями. Нет, понятно, что раз у нас дела космические, то для колоний так вообще что Одесса, что Владивосток - одна ерунда, если они все, как положено, в плоскости эклиптики. Но вот каким образом красавчик Юрий из Одессы спешно драпает (со всеми оставшимися у него войсками) на этот вот дальневосточный ТВД, при том, что он намерен возвратить своих людей в космос? То есть авиатранспорта у него для суборбитального прыжка достаточно, а эвакуироваться уже дальше - нет? И ещё удерживаемых Зионом областей с мощностями для вывода на орбиту не нашлось? Ну, такая себе идея, честно говоря. Для понимания моего недоумения - в Гандамах лояльные той или иной стороне территории действительно разбросаны по всему земному шару, но всё же здоровенными областями. Вывод в космос крупнотоннажных объектов возможен в считанных специально оборудованных местах, а по-мелочи на орбиту и обратно мотаются все кому не лень. Крупные межпланетные корабли же, которые осуществляют перевозки между колониями и метрополиями (а так же пинаются друг с другом, используя кастрюльки на ножках в качестве носимых авиакрыльев) - даже к единоразовому спуску на Землю не приспособлены за исключением… исключений. Неких супер-линкоров, которых у каждой стороны по одному, много - два. Да и те взлетают (в космос) как раз с помощью тех самых специально оборудованных космодромов.

И, конечно, главное нарекание - это собственно парочка главных героев. Я, безусловно, всё понимаю. И что если влюбишься в прекрасного офицера из вражеской армии - как-то воевать уже против него не хочется. Но такой волшебный переход от весьма сильного патриотизма (причём с обоих сторон) к пацифизму - уже замотивировать даже любовью сложно. А уж столь внезапной сменой взгляда на эту войну как таковую - совсем тяжело. Потому что в хороших Гандамах (а оригинальный и SEED - это хорошие) весьма чёткая мотивация и конкретные причины войны есть у каждой стороны. Они не «за невесть на что царю-батюшке нужные проливы с туркой» бьются, а за вполне понятые каждому рядовому причины.

Туда же, кстати, надо внести и гражданина Юрия. Которого всю дорогу нам показывали как самого что ни на есть ястреба и разжигателя войны, и вдруг он заделывается чуть ли не пацифистом и собирается вернуть своих солдат домой. С чего такая перемена? Это тоже можно объяснить, Юра вообще здесь выглядит скорее как Эндрю Валдфельд (кстати, нечто общее есть и внешне) из другой «ветви» Гандамов. Но с Эндрю всё было понятно, и что он, и почему он в разное время ведёт себя по-разному. Здесь… не раскрыто. И не надо ссылаться на ограниченность экранного времени. Всех троих можно было раскрыть вполне спокойно и за двенадцать серий.

Есть и ещё один аспект, который не то, чтобы совсем уж плох, но вносит сумбур в восприятие: некоторая непонятка. С одной стороны - целая серия необходимых сюжетов Гандамов выполнена. Ну как же без супер-кастрюльки, без стрельбы по эвако-транспорту и прочего? С другой стороны - никаких тебе неотайпов, никаких пафосных блондинов в маске. Вообще - какой-то реально зачуханный фронт предпоследней важности и попытка сделать war-movie… Но тогда зачем супер-кастрюлька-то? Или наоборот, если таки обязательные сюжеты Гандама - то давайте уж все. И пафоса.

Ах, да! Ещё я пришла в нехороший восторг от последней серии, где война уже закончилась. То есть с одного момента: старое железо. Понятное дело, после войны на полях сражений остаётся столько всего, что потом десятками лет всплывает. Но что лежит в таких компактных и товарных количествах, да ещё с кучей работающих систем - утилизируется очень быстро. Но нет, здесь оно так и лежит полурабочее. Впрочем, джунгли же…

В общем, можно, безусловно, кое-как натянуть происходящее на глобус. Но эта сова такому насилию рада не будет.

Ещё два момента меня достаточно сильно раздражали, но это скорее вопрос вкуса. Во-первых, это парочка идиотов на федовской БРДМ. Хорошо, предположим, Эледор просто нормальный такой призывник. Которому война эта изначально не сдалась, и вообще он такой рокнролльщик - с мечтой о поп-карьере и девочках. Ну, нормально. Хотя вроде взрослый мужик и мог бы немного собраться? Впрочем, нет, это всё как раз очень в канве общей идеи о том, что эта война простым людям нафиг не сдалась. О чём будет ниже. Тем не менее он довольно сильно раздражает.

Второй же из этой парочки - паталогический трус и болван Мишель вообще по-моему введён исключительно для юмора, а чтобы не бесил уж слишком - сделан очень романтичным таким мальчиком. В моём случае - романтика не спасла, рычать на Мишеля и выдавать ему живительные пинки мне хотелось просто не прекращая. Я до сих пор не понимаю, почему в последней серии Кики взяла его в пару в квесте по поиску Широ с Айной. Впрочем, нет, понимаю: какие деньги у американца, а какие - у бывшей вьетнамской партизанки? Из-за финансирования экспедиции.

При этом старый хитрован и алкаш лейтенант (то ли из пехоты, то ли вообще из технарей), тоже явно в первую очередь введённый для юмора - никакого раздражения не вызывает, а наоборот незименно радует. Впрочем, он-то как раз совершенно уместен и, что важно - свою-то работу делает отлично.

Второй же момент, который меня раздражал лично - это как раз стандартный для Гандамов расклад отношения к участникам конфликта. Дело в том, что и в UC, и в CE «Гандамах» лично я всегда в первую очередь сочувствую и считаю ведущими праведную войну «космонитов». То есть Зион и PLANT соответственно. И хорошо, я прекрасно понимаю, что в «Гандамах» положено, чтобы федералы были бы «нашими», а «космониты» - врагами, творящими чёрт знает что по началу. А дальше появятся и федеральные сволочи, и космические мерзавцы, и безумные гадские инженеры с обоих сторон. В результате чего и как бы доказывается, что война это плохая (война-то - это действительно зло, в сути своей, но может быть и неизбежной и необходимой). И что мир - это хорошо. Опять же, мир - это действительно хорошо, и лучше войны. Но и мир миру рознь. Впрочем, это философия. Я же о другом. Что здесь кроме Айны по сути какие-то хотя бы симпатичные товарищи из Зиона появляются лишь в последней четверти сериала. Равно как и военные преступники среди федов. Не соблюдён баланс. И вообще, даже со всеми поправками - кому симпатизируют авторы остаётся видно до конца. Концепция «Зион - это плохие» остаётся до конца. Да, менее плохие, чем мы думали. И среди федералов тоже гады есть. Но всё равно, Зион - это плохо. Федовская, блин, пропаганда!

Ладно, коль уж заговорили о пропаганде, переключимся на положительные аспекты.

Собственно, первый из аспектов, которые я считаю положительным - это таки нарушение гандамской традиции. А именно - подлое сбитие транспорта с нон-комбатантами. (Чаще всего в разных историях в этом сюжете бывает гражданский челнок, но эвакотранспорт с безоружными ранеными солдатами, разве что без красных крестов - тоже неплохо). Непохорошему радуюсь я здесь тому, что противу обычного его расстреливают федералы, а не «космониты». Это, кстати, как раз работает не только на вопросы удовлетворения моих личных понятий о том, кто там правее, а кто похуже. Это как раз восстанавливает тот самый гандамский баланс - «в войне все бяки». Наконец-то матёрое военное преступление совершает другая сторона.

Затем, естественно, то, о чём говорилось уже выше. Пусть и с некоторыми перекосами, но всё же однозначная картина хороших и плохих парней была нарушена, и оказалось, что хорошие-то есть и среди плохих, да и хорошие не столь хороши. Вообще, сюжеты в высшем командовании федералов ближе к финалу - прекрасны один за другим. И если трибунал над Широ с обвинениями в шпионаже ещё можно отнести опять же к традиционному гандамскому сюжету (правда, я не помню, Амуро Рея под трибунал отдавали?), то вот интересные последствия, то есть приказ, отданный Карен минуя командную цепочку - уже шикарны. А что приказ, оказывается, ещё и продублирован - вообще красотища!

И, конечно же, попытка сделать war-movie. Здесь, конечно, довольно забавно смотрится идея, что местные партизаны весьма радостно сдруживаются с федами и плохо смотрят на Зион, но такова традиция: местные повстанцы - они всегда повстанцы против «космонитов». Забавно же это потому, что феды здесь выглядят ну натурально как американцы. А все эти окружающие джунгли - какой-то ну очень Вьетнам. Так или иначе, попытка показать войну, на которой рядовой, да и младше-офицерский состав не знает, чего они воюют вообще, ищут приключений на собственную глотку и половые органы в близлежащих городках, скандалят друг-с-другом, учиняют идиотские игрища со ставками… и прочая, прочая, прочая. Попытка, прямо скажем, достаточно беззубая, с вьетнамской классикой (а ею тут не просто несёт, а прямо-таки пахнет) не сравнить даже со «Взводом», не говоря уж про FMJ или, не боюсь этого слова, «Апокалипсис». Но ведь это и для немного другой и более юной аудитории снималось. Одним словом - ровно таки с учётом разницы аудитории - попытка не просто защитана, а отличная попытка!

Ещё очень забавно смотреть на чисто стилистические моменты. Я, как девушка, в данном случае говорю о причёсках и модах. Ну, казалось бы, военные все вокруг, какие тут моды с причёсками? Но нет. Есть оно и здесь. Как меня забавляет обилие бандан, причём идущих сзади под волосами! Как забавляют маечки с бантиками на плечах поверх форменных футболок у барышень (причём с обоих сторон: не только у Карен, но и у Топп)! Ах, конец 80х - начало 90х, узнаю тебя в лицо!

Кстати, о модах. Это вообще говоря очень коварная особенность миров-франшиз. Если ты делаешь что-то достойное, то «подготовленный» зритель восторгается: «О, ура, TIE-Fighter полетел!». Но если сюжет плох - то… Ну, все мы видим тонны возмущений «что миккимаусы, дебилы, с ЗВ сделали?!» Вот с Гандамами точно так же. И поскольку здесь вышел всё-таки очень достойный сюжет - то с восторгом смотришь: ах, рогатые собственно говоря Гандамы! Ах, узнаваемые Заку! (Да и другие серийные и малосерийные кастрюльки). Ах, федовская униформа! А уж что говорить про «космонитскую» форму пилотов мобил-сьютов? Естественно, за счёт того, что у Айны тоже довольно короткая стрижка - когда она в пилотском комбинезоне я постоянно её за Лунамарию принимала. Хотя и понимаю, что Лунамария моя дорогая - совсем из другого «Гандама».

И, напоследок, надо сказать доброе слово и о персонажах. Как и положено - они очень разные, каждый со своими уникальными проблемами в голове. Что особенно здорово - некоторые из них эволюционируют на глазах, причём не только из чего-то безобразного в более-менее симпатичных личностей, но и наоборот. Понятное дело, ближнее окружение главного героя если и эволюционирует, то в лучшую сторону (точнее - избавляется от своих психологических заскоков, как это вышло с Сандерсом). А уж если главгерой с кем-то задружит - то это тоже явно хороший человек…

Кстати, вот Кики. Местный повстанец, которая сильно прониклась к главному герою, но роман не сложился и отношения выросли скорее братско-сестринские. Поправьте меня, это тоже гандамовский шаблон, или же Кагали в SEED возможно именно отсюда перекочевала?

Ну, конечно же, не могу не порадоваться: вот как мне с самого начала понравился Норрис, так он таким обалденным дядькой оказался, что просто восторг! И слёзы, что он погиб. Да и то - как он погиб, это серьёзно, только стоять по стойке «смирно», отдавать честь и три залпа в воздух. Безмерно уважаю.

И Юрий… вот как-то не складывалось у меня с самого начала видеть в нём тупого ястреба, что-то мне сразу казалось, что есть в его выходках некая доля игры в анфан террибль. Правильно казалось. Очень он нормальный мужик. Простецкий слегка, но это скорее даже имидж, а не глуповатость-хамоватость. И офицер - правильный.

А так, это очень печальная история. В общем, все умерли. Нет, кое-кто остался служить в очередной дыре, а кое-кто - тупо дезертировал. Что в данном случае, как ни парадоксально - не вызывает особого осуждения (пожалуй, тут можно вспомнить Вилтри и его девушку из «Двуглавый орёл» Д. Аббнета). Да, а одного идиота, видимо за полную ненужность даже для армии - таки дембельнули. А железки… железки остались ржаветь рядом с могилами погибших. И, конечно, повторюсь: держатели франшизы «Гандам» заинтересовались женской аудиторией существенно позже выхода этого сериала (в результате чего и появился оптимальный с моей точки зрения SEED). Ничего такого ужасного тут нету, но девочкам-девочкам всё же ничего интересного тут, боюсь, не найдётся. Хотя и романтика вроде есть, и девушки хорошие, и парни влюблябельные имеются.

mecha, shounen, military, action, anime

Previous post Next post
Up