MONSTER
Жанр: ангст, заговоры, детектив, хоррор, сейнен, триллер, трагедия
Выходил: апрель 2004 - сентябрь 2005
Английское название: совпадает с нихонским
Русское название: “Монстр”
74 эпизода
Оценка: 8 из 10
Терпению яки положен предел. Удивительно, но время его не истекло.
Профессия врача сложна не только с научной и практической точки зрения. Врач всегда стоит перед миллионами выборов, подчас - чисто этическими. Например, доктор Кендзо Тэнма (Тэнма - это фамилия). Был гениальным нейрохирургом, работал в ФРГ, был помолвлен с дочерью директора мощнейшей клиники в Дюссельдорфе… Но однажды в клинику привезли сына высокопоставленного перебежчика из ГДР с пулевым ранением в голову, а через считанные минуты, не успел доктор Тэнма начать операцию - депутата ландстага с инсультом. Депутат лоббирует финансирование клиники, но ведь ребёнок поступил раньше? Пожалуй, даже подготовленный к сложным выборам доктор Тэнма не подозревал, какие глубины и пучины мрака могут открыться в зависимости от его решения.
Честно признаюсь, фактически, я поддалась на провокацию, взявшись смотреть этот сериалище. Где-то в опять таки пучинах Дзена я прочитала, что «Тетрадь смерти» и «Монстр» - это самые атмосферные сериалы «нулевых», а в комментариях ещё и заявили, что «Монстр» на порядок круче. А ещё что "Монстр" обязателен к просмотру. Я как-то слабо себе представляла ещё более атмосферный сериал тех лет, чем «Тетрадка», сомневалась в обязательности и просмотра таких длиннот - и завелась. А когда увидела, что в нём одну из главных ролей озвучивает Ното Мамико-сама - поняла, что это таки надо. Я же собираюсь просмотреть все сериалы с ней? М-да… спасибо коронавирусу - из-за полукарантина я смогла осилить это достаточно быстро.
Итак, что можно сказать про технические аспекты? Нарисован он очень сильно. Да, конечно, это вне всяких сомнений анимэ, нихонский стиль рисования ни с чем не спутаешь. Но манера рисовать лица, в особенности - носы - совершенно не анимэшная. Носы там ого-го. И не только у «длинноносых» европейцев, но и азиатов (встречаются там ещё вьетнамцы несколько раз) - мощные. Вообще, я бы сказала - очень реалистичные лица, хотя и в стиле. Фигуры - тоже реалистичные вполне. Может быть чуть гипертрофированные, кто постройнее, а кто наоборот покорпулентней, чем реальные люди, но лишь действительно чуть-чуть. Рожи, надо отметить, часто довольно отталкивающие… но в общем-то именно тогда, когда они такими и должны быть.
Рисовавшим же всё остальное, пейзажистам-реквизиторам и так далее - не пять с плюсом, а все шесть баллов! Потрясающий восторг, всё нарисовано с огромным тщанием. Ну, положим, ни в Германии, ни в Чехии я не была, поэтому засвидетельствовать точность пейзажей - не могу. А вот всё, что универсально - в точности передано. Моды (а сериал охватывает около десяти, чуть больше, лет). Автомобили, номерные знаки, оружие, мобилки - всё прекрасно, не придраться. Вплоть до мелочей: к примеру, где-то в середине сериала я увидела машину с типичным современным немецким номерным знаком. Очень точным - и буковка D где положено, и два кружочка после первых двух букв, и за ними ещё две буквы и три цифры. Я засомневалась: дело вроде бы происходит в 1994 или 1995 году… а они тогда были? Проверила: да, именно в Германии такие знаки были приняты в… 1994 году! Ну и так далее, если на экране пистолет или винтовка - то его не просто можно опознать, его специально покажут крупным планом, чтобы мы убедились: всё аккуратно нарисовано. Ганфрики будут в восторге. Пистолетов много, и все они разные, соответствующие времени… и не только ожидаемые для ФРГ Walter Р38 и PP Super. Там и «Беретты», и «Глоки», и даже некий клон ТТ засветился. Всё соответствует эпохе, и, повторюсь - стране. К примеру, по Праге в «лихие девяностые» во-всю ездят югославские «Заставы».
Сюда же можно отнести и не визуальную составляющую. Очень много проработано фактуры и в других направлениях. К примеру, разговоры во время операций - изобилуют весьма сложными медицинскими терминами и… они, похоже (всё-таки я не медик), чётко к месту!
Кстати, я поленилась выяснять: а детские книжки с такими рисунками правда выпускались в ЧССР (пусть и не за авторством Эмиля Сейбе) - или это тоже придумка авторов? В любом случае, очень интересные и классные картинки. Видно их в основном только в эндингах, в самом сериале их мало, хотя сюжет на эти книги завязан сильно.
Что касается сейю - то всё отлично тоже. Нормальные взрослые люди говорят нормальными голосами. Когда надо - орут… ну, может быть чуть больше, чем надо. И, конечно, одной Ното-сама мне уже достаточно, чтобы быть в восторге. А там и другие хорошие есть товарищи, скажем, Икеда Шуичи, которого я запомнила как Гилберта Дюрандаля в Gundam SEED Destiny - здесь играет довольно короткую, но яркую и крайне важную для сюжета роль Мартина. Кстати - шикарного мужика.
А вот с музыкой всё не так однозначно. Весьма достойный опенинг. Неплохой первый эндинг. Фоновая музыка не только есть в изобилии, но и очень неплоха, особенно я начала её ценить где-то к середине. То ли поначалу сюжет требовал не самые лучшие композиции, вошедшие в саундтрек, то ли я их просто не «распробовала»… В общем, всё вроде бы хорошо. За одним исключением. Второй эндинг. Нет, я понимаю, идея в том, что мужчина нежно напевает себе под нос что-то вроде колыбельной, неосознанно задирая тон выше нормального - ведь колыбельные обычно поют матери, а не отцы… Но получилось просто чудовищно. Буквально заслышав первое «Yes…», с которого собственно и начинается песня - я с воплем «NO-O-O!!!» стремительно тянула руку к кнопке, немедленно прервать это безобразное издевательство над ушами. Чудовищно выбешивающая песня.
Однако, хватит о технических моментах. Поговорим о сюжете. Сразу же скажу: сюжет очень мощный, даже, наверное, шедевральный. Однако в нём столько всего плохого, что даже, скажем, 12 баллов по 10-балльной шкале сдулись до того, что я с минуту колебалась: ставить в результате 7 или всё же 8.
Первая и самая очевидная претензия: сериал огромен. Нет, я, конечно, бывалоча, смотрела и длиннее, тот же Gundam SEED вместе с Destiny - это 100 эпизодов, а какая-нибудь вообще девчачья
Shugo Chara! - суммарно 125. Но здесь этот размер мне кажется не оправданным. Даже не сказать, что сериал затянут, в конце-концов он действительно представляет собой три сложных эпизода незадолго до падения Стены, в середине 90х прошлого века и в конце. Плюс обильные флэшбэки на начало-середину 70х. И с огромным количеством действующих лиц, переплетающихся сюжетных линий… Но всё это кажется не оправданным. То ли переплетение сюжетов кажется слишком переусложнённым и надуманным, то ли детали нам показывают в сущности не нужные для сюжета… Сложно описать, что же здесь не так, но вывод один: сериал должен быть короче. В крайнем случае - такой же длинны, но с удалением части деталей и привнесением других, более нужных.
Вторая претензия напрямую связана с той провокацией, на которую меня поймали. Атмосферность. Прямо скажу: с ней всё плохо. Причём сразу в две, казалось бы, противоположные стороны. С одной стороны - в большинстве случаев атмосфера, как нам ни показывают всякие детальки - не передаётся. Не чувствуется. Вплоть до того, что умом вроде бы понимаешь: «ага, тут нам показывают мерзенькие закулисные интриги между коллегами в корпорации «больница». А вот чувствовать - нет, не чувствуешь. Фигня какая-то.
С другой стороны - есть моменты, где атмосфера передаётся так, что её прямо чувствуешь. М-да, всё бы хорошо, но только вот так не бывает. Сказочка-то, может быть и страшная получилась, да только сказочка это. В реальной жизни всё по другому. Ну, или наоборот - приятная, красивая сказочка. Но сказочка всё равно. И тут я говорю именно со знанием дела, про моменты, которые знаю сама по собственному весьма разнообразному жизненному опыту. Пожалуй, единственным реально удавшимся именно атмосферным моментом была финальная резня в заливаемом унылым серым дождём захолустном городишке.
От чего мы вполне логично перетекаем к следующему нареканию. Это слово «сказочка». И я здесь не про детские книги сказок пока что, а про сюжет в целом. Тьма Всемогущая, это какой-то журнал «Огонёк» времён Перестройки! Просто полный набор штампов того времени. Что забавно - штампов с обоих сторон. Тут вам и адские эксперименты в детских домах советского блока. И страшное СТБ, ушедшее в подполье, и синий чёрт с рогами. (Кстати, ужасно смешно: глава этой подпольной СТБ - ну точь-в-точь Горбатый из "Место встречи изменить нельзя". Лицом, я имею в виду, так-то он стройный и в костюме.) А так же преволшебная западная свобода, всю ночь светящиеся электричеством города, замечательная «Пражская весна» и остальные героические независимые журналисты. И одновременно - загнивающий Запад, со всеми этими интригами про финансирование, развратом и наркоманией, и зелёный чёрт с рогами. Причём выглядит это вдвойне странно, поскольку все страшилки оказываются как-то очень смазаны, и то же «подпольное» СТБ в результате начинает себя очень даже неплохо вести. Кстати, с бедной СТБ история вообще ни в какие ворота не лезет. Мало того, что они, видите ли, ушли практически в подполье. Ну что за ерунда, с развалом коммунистических режимов в Европе в подполье ушли только нелегалы на территориях «вероятного противника» и некоторое количество их начальства. Официальные чины советских «комитетов глубинного бурения» прекрасным образом если не остались в своих креслах, то быстро обрели другие и не менее властные. И уж тем более своеобразно выглядит бегство спасающихся от наступления капитализма советских комитетчиков в… капстраны. Нет, всякое бывало, вспомнить того же Маркуса Вольфа. Кстати, подозреваю, что генерал Вольф в сериале - это именно он, хотя имя ему изменили, здесь он Гельмут. И с немного другой жизнью после развала Варшавского договора. Но всё же выглядит всё очень бредово.
Кое-где этот «Огонёк» вообще с логикой не дружит. Ещё один спойлер: Некий офицер познакомился с девушкой, она влюбилась, он заделал ей детишек. Но потом оказалось, что это было по плану евгенической программы. Уже хорошо, но продолжаем. Однако, сей офицер влюбился в девушку и предложил ей сбежать. (Зачем - не совсем понятно, но допустим, есть предположения зачем). Но это тоже было частью плана! Их поймали, разлучили… И бедная девушка всё просит дать ей увидеть любимого человека, ей отвечают: «он на другом задании»… И тут внимание! Гениальный логический поворот: но она знала, что его убили. Почему знала? Да просто потому что КГБ… ой, СТБ - это такая адская организация, которая уничтожает всё хорошее, надо полагать? Девонька, если ты знаешь, что влюбить тебя в красавца было планом (о котором он знал), и что неудавшийся побег был тоже планом… А тебе не кажется, что неудачный побег - это прекрасный способ разделить вас и отправить красавца осеменять следующий плановый объект? Заметьте - его не расстреливали при попытке к бегству на глазах у тебя! Но нет, ведь СТБ такое СТБ!
Туда же - множество бредовых моментов более мелкого характера. Например, очень симпатичный Вольфганг Гриммер. Ну, хорошо. Журналист-международник из ГДР - это действительно с хорошей вероятностью немножко (а может и «множко») разведчик. И, положим, с исчезновением ГДР ничто не мешает ему в этом признаться. Хотя мне не кажется, что он стал бы об этом звонить на каждом углу. Но ведёт он себя странно. Здесь, правда, есть одно "но": в результате, многие его странные и вроде бы не подходящие для такого образования и такой истории поступки - в результате оказываются как бы довольно продуманными и как раз убеждают нас в том, что он разведчик… э-э-э-э… полу-легал достаточно высокой квалификации. И вдруг, ну ёлки зелёные! Прекрасно зная, что ситуация опасная - садится в первое попавшееся такси?! Только вот не надо тут рассказывать, что он знал, что это ловушка и полез туда потому, что был уверен в «Удивительном Штайнере». Не вяжется это никак.
Или вот наш гражданин Тэнма. Кстати, обязательное «доктор» при обращении к защитившему докторскую диссертацию - это чисто англосаксонский закидон. Немцы доктора зовут «доктором» отнюдь не всегда. Но это я в сторону. Итак, гражданин Тэнма у нас порядка десяти лет на нелегальном положении и вообще в розыске. Прекрасно, это вполне реально, если в целом. Но вот вопрос: фальшивые документы, плата за уроки стрельбы, и всё вообще сопутствующее - это деньги. Каким бы гениальным нейрохирургом он ни был бы, и даже какое-то время поработав главврачом - ему не хватило бы на десять лет даже залечь на дно, не говоря уж об активной жизни, которую он ведёт. Спрашивается, где он их брал, если подпольной медициной он заниматься отказывается? Вот понимаете, эту (да и многие другие) нестыковки можно было бы спокойно пропустить мимо ушей, закрыть на них глаза. Но на фоне поистине филигранной проработки других деталей - такие глюки режут все органы чувств разом.
Собственно говоря, возвращаясь к сравнению с «Тетрадкой»: она принципиально фантастика. И поэтому можно простить многие странности. «Монстр» же претендует на реалистичный реализм… и вдруг такое. Пачками.
И, коль скоро мы заговорили о реализме, есть ещё неприятности другого порядка. Наши любимые рояли в кустах. Очень быстро мы выходим на один из ключевых вопросов сериала - допустимость убийства. Естественно, особенно серьёзно этот вопрос стоит перед Тэнмой, ведь он врач - и вроде бы собрался кого-то шлёпнуть. Ладно, предположим, что его дико колбасит всякий раз, когда надо нажать на спусковой крючок все эти десять лет. Честно говоря, мне это странно, уж очень большой срок. Но пусть. Всё-таки действительно, у большинства людей тормоз слетает только после первого убийства, да к тому же он ещё и врач. Но рояли! Понимаете, уже к середине сериала становится очевидно: автор предпримет любые усилия, придумает любые случайности - только бы не дать Тэнме стать убийцей. Нет, я сейчас не говорю о том, что надо было всё-таки, чтобы Тэнма выстрелил, и выстрелив - не промахнулся. Я говорю о том, что автор откровенно, невооружённым глазом видно - спасает Тэнму от этого рокового выстрела. Роялями в кустах вплоть до умирающего от абстинентного синдрома алкоголика, который во всём городке находит всю компанию именно в нужный момент и с тридцати метров трясущимися руками из совершенно незнакомого ему пистолета поражает Йохана точно в голову. Естественно, за секунду до того, как Тэнма выстрелит сам.
Со стрельбой тут связана ещё одна притча. Вообще-то сериал мог завершиться (а может быть - пойти по совершенно другим рельсам) несколько раз. И все эти разы описываются гениальными словами «Злого» Туко: «Хочешь стрелять - стреляй, а то всё говоришь, говоришь…» Ни один положительный герой не может удержаться от длиннющего монолога, наставив пистолет на противника! Да, я всё понимаю, нервы, хочется что-то выяснить перед тем как… Но ёлки зелёные, бесконечный повтор этого сюжета заставляет бегать по потолку уже! Это хорошо раз, два. Причины-то для именно такого поведения есть. Но не десять!
Ну, и последняя пара нареканий - это уже чисто личное. Во-первых, вот лично у меня не было бы никаких проблем грохнуть Йохана. Потому что он просто омерзительно идеальный принц. Настолько идеальный, что у меня никаких сомнений нет, что на самом деле это такой монстр, которого надо валить немедленно, как только увидишь.
Во-вторых, я в общем-то понимаю, почему одна женщина назвала Тэнме два имени, но мы их так и не услышали. В этом есть изящный момент: ведь одна из сюжетных линий именно в том, что человек может стать кем сам захочет. Соответственно, предопределённое родителями имя не имеет смысла. Вот назвали мы девочку Анной, а она в результате захотела и стала Ниной. Но всё же я бы хотела узнать материнскую версию.
Да, это не нарекание, а скорее удивление: вот в сказке про монстра без имени есть очень неплохие сюжетные ходы. Три фактически: западное решение, восточное решение и финал. Но меня удивило другое: вот монстр предлагает, давай я в тебя залезу, дам тебе свою силу и стану тобой, а ты, соответственно - отдашь тем самым мне своё имя. Я ведь имя хочу! Вот натурально, неужели не нашлось ни одного человека, которому в голову пришла совершенно банальная, как мне кажется мысль - ответить монстру: «Зачем тебе моё имя, давай я тебе дам твоё собственное?» Понятное дело, такой сказки тогда бы не вышло. Но всё равно - мне это как-то странно.
Ладно, вот я уже и сказала, что в сказке есть неплохие сюжетные ходы. Поговорим о хорошем. Сюжет здесь очень многогранный и лихо закрученный. С прекрасными моментами и поворотами. Не буду спойлерить ту самую сказку про монстра, но одно из решений действительно очень мудрое. А финал… неожиданный.
Однако, хорошие моментами сказкой не ограничиваются. Есть много приятнейших мелочей. Вот я уже писала про странного шпиона Гриммера. На самом деле - это было очень здорово смотреть, как его вроде бы дурацкие поступки оказываются глубоко продуманными. Не столько сам полёт мысли, сколько смена отношения от «ну что за дурь он опять принялся творить» к «ах вот оно что, он это так и задумал, однако тонко!» Самые тонкие моменты я пересказывать, конечно, не буду, но в качестве примера - наоборот, самый простой: Гриммер вылезает из купе и, естественно, мгновенно застревает в коридоре своей огромной сумкой. Что, опять Гриммер сумкой застрял, шпион недоделанный? Не-е-ет, пока его с этой сумкой из коридора высвобождали - Тэнма успел спрыгнуть с поезда. А Гриммер-то его только что предупредил: парень, тебе пора рвать когти, времени у тебя - секунды.
Но самое шикарное - это, так сказать, философские посылы. Естественно, нихонцы очень любят снимать анимэ про самоидентификацию. И здесь эта тема заиграла совершенно неожиданными красками. Да, конечно сама идея детишек, у которых личные воспоминания заблокированы, то есть мы получаем людей с полным набором знаний и навыков современного человека, но без личности - концепция хотя и фантастическая, но очень интересная. Тут можно очень много поговорить про интересные выверты с эго, которыми то ли могут сопровождаться подобные эксперименты, то ли вообще одно без другого невозможно. Ну, потому что личные воспоминания с эго связаны очень плотно и в заметной степени его формируют. Но вот только ли они? В общем, тут есть о чём задуматься. Ну, такой вопрос хотя бы: может ли человек, ничего про себя не помнящий сказать «я - это я»? На мой взгляд - может, ему будет сложно ответить на вопрос «а кто я такой?». Но мой взгляд не единственный возможный.
Немного опосредованно, но к тем же философским посылам можно отнести и шикарную и в общем-то детективную, точнее - деДУктивную историю «в реальном мире» с монстром. Которая в том, а кто у нас монстр-то? То есть понятно, Ванечка наш - монстр. Чудовище. Но он вообще как, совсем такой, или всё-таки его можно привести в какое-то чувство? Значит, надо разобраться, кто его таким сделал - он сам, или страшный 511й детдом? А, значит у нас настоящий-то монстр - директор детдома?... И так далее. На самом деле, здесь прекрасно не только то, что у нас вскрываются всё более и более страшные монстры. Ещё очень сильный посыл, что с появлением монстра «предыдущей итерации» - только что казавшийся совершенно ужасным чудовищем персонаж как-то немного очеловечивается. Да и с течением времени оказывается, что и правда есть у него человеческое, а иногда даже и раскаяние. Это, надо сказать, отдельный вопрос, о котором я скажу через абзац. Но вот что шикарно: не только нам каждый раз кажется, что за спиной этого монстра мы увидели ещё более страшного прародителя, на фоне которого этот уже и как-то не очень впечатляет. Есть ещё один момент, очень логичный и довольно неожиданный. Вставший ровно в последней серии. А вот здесь, похоже, мы напоролись на самого страшного монстра. Страшного, потому что он не изменил мнения, не раскаивается, не сожалеет, вообще ничего. Ему всё нормально.
Кстати, вот здесь я хочу обратить внимание - сериал с очень открытым финалом. Монстр ли это? Что там будет дальше Ванюша поделывать? А станет ли Нина адвокатом на самом деле? Вопросов уйма. Но при этом - сериал заканчивается жирной точкой. После которой историю рассказывать вполне можно. Но это будет уже совсем другая история. Эта - завершилась. То есть по сути - финал при этом и очень даже закрытый.
Да, так вот к вопросу об очеловечивании монстров. Здесь, так сказать, вступает в игру ещё одна шикарная философская линия, я бы назвала её «о законах Б-жеских и человеческих». Вообще, сериал можно назвать до предела христианским. На удивление просто. Ведь здесь не только столь любимые современными нихонцами сентенции класса «не верь тем, кто ходит с оружием». И даже не только «не убий». Здесь во всю играет вопрос необходимости прощения. И вот здесь имеется очень интересная ловушка, даже несколько:
Дело в том, что мы начинаем прощать очередного монстра уже тогда, когда за его спиной встаёт более страшный. То есть рассуждать «ну, подумаешь, по сравнению с этим - тот не такой уж и плохой!» Ой, ой, «не такой уж и плохой» - это вовсе не значит, что «хороший». Просто тот - ещё хуже! Затем, мы начинаем прощать за человеческие чувства. Он раскаялся, передумал… И здесь, конечно, сразу же всплывает дискуссия о бесплодности мести. Тоже очень любимый современными нихонцами лейтмотив. Опять же - тут можно и даже нужно много рассуждать. Но здесь всплывает ещё один момент: допустим, раскаялся и стал жить хорошим человеком. А ответить за содеянное? А насколько раскаялся вообще? Ну, вот в сериале как раз предлагается вариант полного прощения. Не зна-а-аю. Ванюша-то монстром быть точно не перестал. Так что надо бы его по человеческим законам, да на пожизненное. Или к стеночке.
Что ещё интересно: чем дальше мы закапываемся в череду монстров - тем меньшее видимое зло они творят. Тем чище у них руки. Вон, директор детдома, например, даже не натравливал детей друг на друга и вообще к моменту трагедии директорское кресло уже не занимал. Чем дальше - тем кажется меньше грех… но при этом - страшнее монстр. Это очень сильно, это надо смотреть.
Ну, и несколько вещей, которые меня просто порадовали. Правда одна - не по хорошему.
Очень забавно, что один из самых страшных монстров таки всех перехитрил. Мужика долго прикрывали, чтобы он остался в живых, рассказал про свои деяния, искупил бы… В общем, светило ему очень неприятно пожить и потрудиться. Но нет, этот персонаж таки нашёл себе пулю, и от ответственности сбежал.
Так же забавно, (и одновременно бесит) что в этом сериале неплохо так разыграна карта «всё зло от баб». И я сейчас не только про феерическую, просто патентованную стервищу Эву. Там целая куча моментов, когда в основе чудовищных гнусностей оказывается какая-нибудь бабская гадость, дурость или обе они вместе. Прямо МСРство какое-то! Я конечно шучу, но с горчинкой.
И, конечно, не смотря ни на что - Нина совершенно волшебная, я её обожаю и хочу быть старшей сестрёнкой.
А ешё меня очень порадовало то, что Рунге всё разобрался правильно и к тому же выжил. Не мог такой шикарный дядька не разобраться. И не мог не выжить. Всё правильно, я довольна!
Да, очень позабавило ещё то, что при всём обилии жутиков про ГДР и ЧССР - даже волшебную «Пражскую весну» подавили некие абстрактные коммунисты. Про СССР - ни словечка. Ну так Германия с Чехией далеко, а Россия - под боком!
Ну, а Тэнма… Не знаю, может быть, окажись на его месте доктор европейской национальности, без всего букета комплексов, которые современные нихонцы приобрели в результате поражения во Второй Мировой - история бы так не сложилась. А может быть и нет, сложно сказать, что здесь играет большую роль - его культурная принадлежность или профессия. Но скорее всего он нихонец просто потому, что это исходно манга, а теперь и анимэ. Надо же было главным протагонистом «своего» сделать. А то другие «свои» не оценят.
Одним словом - сериал очень глубокий и качественный. Очень взрослый. Казалось бы - просто шедевр. Но слишком… нет, переформулирую. Может быть и не слишком длинный, но длинный не там, где можно бы, а там где это не нужно. И с кучей бесящих аспектов. Так что всё-таки восемь баллов. И то - один балл я всё-таки натягиваю: «люди работали, старались, делали действительно хорошую работу… они не виноваты, что в основе такая, скажем так, своеобразная вещь.»