刻刻
Жанр: сейнен, современность, фэнтези, sci-fi, триллер, сверхспособности
Выходил: январь - март 2018
Английское название: «Moment by Moment»
Русское название: «Миг за мигом»
12 эпизодов
Оценка: 6 из 10
Когда за «сеттинг» берутся дилетанты
Племянника и брата Юкавы Юри похитили и требуют выкуп. Однако вместо того, чтобы звонить в полицию или, наоборот, в панике нести вымогателям деньги - дед Юри решает пойти третьим путём. Вместе с Юри и её отцом они читают могучее заклятье, которое останавливает время во всём мире, кроме как для них самих. И неторопливым шагом среди замерших в движении людей двигаются вытаскивать заложников. Однако, оказывается, что время остановилось не для всех, и часть захватчиков тоже вполне себе активны. Что же делать, и что вообще происходит?
Я выбираю сериалы по настроению из саму меня пугающего своими размерами вишлиста, а не смотрю по сезонам. Но есть и другие люди, которые это делают именно в хронологическом порядке выхода - и тем самым способствуют пополнению того самого моего вишлиста. И, бывает, конечно, что я просто случайно наталкиваюсь на какое-то описание, которое меня внезапно заинтересует. Каким образом этот сериал оказался в списке на просмотр - не помню. Может быть и просто потому, что там в двух эпизодах есть голос Ното Мамико-сама. Но сериал оказался весьма примечательным, и хотя заслужил довольно низкую оценку - посмотреть его было весьма интересно.
Для начала скажу, что чисто технически он нарисован весьма своеобразно. Да, это безусловно анимэ. Да, это безусловно анимэ для более-менее взрослой аудитории (и я в данном случае говорю не о втыкающихся в тела ножиках и не переодевающихся девушках, а вообще о стилистике рисовки людей). Но довольно необычное. То есть довольно реалистичные пропорции, и очень своеобразные, но и весьма неплохие лица. В остальном же - довольно бледненько. «Декорации» вполне простые, хотя и разнообразные. Монстры (их тут есть некоторое количество) - довольно своеобразные, но не поражающие воображение.
Сейю - как-то мне не запомнились, хотя глядя на их послужной список я вижу, что они активно работают минимум с 2010 года, а обе основных девушки подвизались в очень любимой мною
Chihayafuru (причём одна из них - собственно Тихайя). Вполне неплохо, тем не менее, играют. Адекватно. Музыка… не знаю, может быть кому и понравится, в конце-концов среди анимэшников есть и поклонники «Ali Project», который лично я вообще не перевариваю вплоть до матерных слов пока дотягиваюсь до клавиши перемотки. Ну, здесь, конечно, не Али, а что-то совсем другое по стилю. Но мне не понравилось почти настолько же.
На чём техническую часть завершаем. Пожалуй, за музыку сериал одного балла лишился, но не больше. Основные мои нарекания - к сюжету.
И первое нарекание - к собственно «сеттингу». Видимо, как только у авторов возникло в голове словосочетание «манипуляции со временем» - мозг отключился. Дело в том, что вся концепция сюжета у них никак не сходится. Судите сами, изначально у нас картина мира выглядит следующим образом: товарищи останавливают время, в этом стоп-кадре совершают какие-то манипуляции с людьми и предметами, потом «отжимают кнопку» и всё продолжает жить своей жизнью, но уже с учётом результатов этих манипуляций. То есть если мы за время стоп-кадра утащим из банка миллион иен - то при восстановлении течения времени они из банка пропадают, а в нашей сумке остаются. На этом основана и сама ключевая концепция спасения заложников: переместить их в безопасное место, отпустить кнопку и пусть себе киднепперы бесятся. Там и полицию можно вызвать - шантажировать-то уже нечем. Ту же идею, хотя и в другом, более изящном и неожиданном применении эксплуатирует и главзлодей Сагава. То есть у нас прямой расчёт на «эффект бабочки».
Но вдруг оказывается, что это - параллельный мир. Сразу же обнуляется смысл манипуляций с заложниками, поскольку параллельный мир на то и параллльный. Но этого мало.
Очень быстро становится понятно, что способность двигаться в «стазисе» обеспечивается симбиозом человека с т.н. фантомами. И если фантома из человека изгнать, то человек остаётся как некая статичная кукла. Точнее - присоединяется к замершему большинству. Пока что ничего плохого не происходит. Но внезапно герои начинают изгнание фантома воспринимать как возвращение в нормальный мир. Что? Нет, маленький кусочек логики тут есть: чем дольше ты в стазисе живёшь полноценной жизнью, тем больше ты постареешь когда кнопка будет отжата. Что, собственно и происходит в той части истории, где Юри нянчит младенца в стазисе до момента, когда он сможет без повреждений пережить изгнание фантома. Так же вполне понятно, зачем было изгонять фантом из дедушки: это как-то даже некрасиво тратить его уже заканчивающуюся жизнь только на себя. Но я не понимаю стремления молодых людей как можно скорее закончить активное пребывание в стазисе. Особенно у двух криминальных дяденек. Это откуда? Да, субъективно они в результате проживут в стазисе те пару дней, что шли активные действия. Они настолько дискомфортно себя в стазисе чувствуют? Не понимаю.
Тем не менее, на этом авторы не угомонились и принялись накручивать бред дальше. Хорошо, предположим, Юри может изгнать фантома из кого угодно, кроме себя. Таким образом, она зачищает стазис от активных жителей и остаётся там одна. Но стазис-то никуда не делся? И кнопку отжать, по ряду причин, обычным способом уже нельзя. Что это значит? Что история стоит для всех, кроме Юри. Что надо делать? Искать способ не «вернуться», а «отжать кнопку». Юри этим занимается? Нет. Хорошо, предположим, она решила, что как только она умрёт и в этом конкретном мгновении не останется ни одного активного человека - кнопка отожмётся сама собой. Тогда вывод прост: закончив все дела становиться Надзирателем. Она не делает и этого. То есть она не ищет ни хорошего для себя способа завершения ситуации, ни идёт на плохой. Опять не понимаю.
Но в финале авторы превзошли сами себя. Оказывается, за время пребывания Юри в стазисе - в обычном мире время шло! «Папа сказал, что ты вернёшься сегодня.» Что-о-о-о? Ребята, весь сюжет построен на том, что это один и тот же мир с нашим. Вся деятельность героев (и злодеев) не имеет смысла, если это параллельный. И вдруг - он таки параллельный?! Что за бред?!!
Впрочем, в комментариях мне подсказали, как это странное "сегодня" может означать тот же "не ускоренный" день, что и начало сериала. Так что, возможно, финал и не противоречит изначальной концепции. Тогда одно из обвинений можно снять.
И второе нарекание уже куда более локальное и мелкое. Собственно один момент в поведении самой Юри. Понятное дело, что у неё адаптация к новым условиям занимает какое-то время. И я даже готова простить ей, что настолько долгое. Всё-таки адаптабельность у разных людей разная, а она исходно очень обычная нихонка. Но вот она уже адаптировалась и более того - явно взяла в свои руки управление «своей» «коалицией». То есть не просто адаптировалась, а занялась принятием решений. И вдруг… раз за разом отчаянно тормозит, останавливается - причём ладно бы перед совершением какого-то непривычного и нехорошего действия. Ну, скажем, было бы понятно, если бы она тормозила выстрелить в человека. Даже было бы понятно, если бы она тормозила выстрелить в во второго человека. Опять же - внутренний запрет на убийство не у всех ломается напрочь с первого раза, а у кого-то не ломается окончательно и на сотом. Но она тормозить сделать нечто совершенно этичное и сделанное ею уже неоднократно! Что за притча? При этом ну буквально же я бегаю по потолку и ору, как оглашённая: ну давай, давай, быстро, чего ты встала?!
Так сериал лишился ещё двух и одного балла.
Но в то же время он, как мне кажется, действительно заслуживает внимания. Прекрасного… впрочем, довольно своеобразно прекрасного, там очень много.
Первый момент я уже краем упомянула. Картина у нас такая, что люди внезапно попадают в довольно необычную ситуацию. Всё замерло в смысле. И очень интересно наблюдать, как они на это реагируют. Что особенно замечательно - реагируют все по разному и вполне адекватно. Точнее не так. Описано, показано всё вполне адекватно: никто не выдаёт реакций, которые не могут быть в таком случае. А вот собственно неадекват - герои некоторые выдают. Кстати, здесь вот интересный вопрос, а что было бы на месте Юри более адекватным - мгновенно затормозить неадекватного папашку (изгнать фантома) или же таскать его за собой, терпя его идиотизм? С одной стороны - от него сплошной вред. С другой - всё же отец и у неё явно доверия и уважения к нему больше, чем у меня. Мне-то он дядька со стороны.
Очень здорово показаны и некоторые стереотипные проблемы. К примеру, в одном моменте, когда кое-какие «волшебные» манипуляции производит маленький Макото - никому в голову не приходит, что это может быть он, все думают на стоящего рядом папашку. Стереотип: что может маленький ребёнок? Ничего.
Так же шикарно показано разнообразие устремлений у разных людей, причём поскольку все они движимы в той или иной степени эгоизмом (чуть-чуть расширенным, желать хорошего своей семье или своей секте - для простоты обозначим эгоизмом же), то конфигурация взаимодействующих сторон меняется постоянно: каждый «блочится» с теми, с кем по его рассуждениям на данный момент выгоднее для достижения своих целей. Цели, повторюсь, у всех разные и даже какая-то общая цель типа благоденствия семьи в результате у разных членов семьи выглядит по-разному. Это реально очень красиво. Настоящая риалполитик в масштабах десятка строго индивидуальных человек.
Надо отметить, что люди в результате получились очень настоящими, как они в жизни и есть. Одновременно глупые, мерзкие, эгоистичные - и при этом всё-таки чем-то симпатичные. Причём каждый на свой лад. Даже бандюган Сако при всей неприязни к нему, как к банальному гопнику, мелкой криминальной сошке - в целом и в нём есть вполне человеческие черты. А за счёт своего криминальной судьбы - временами просто вызывает восторг нормальным таким, совершенно внятным здравомыслием. И так со всеми. Даже у насквозь симпатичной мне Юри есть косяки в поведении. И у не менее симпатичной Шоко - тоже странные понятия о том, что надо делать, а что нет.
И ещё один просто замечательный момент - напрямую увязан с предыдущим. Это наш злодей Сагава. Ну, понятно, ему, конечно, под конец нарисовали психотравму и всё такое. Впрочем, это его никак не спасает в моих глазах. Он никаким боком не хороший человек. Более того, он в достаточной степени - нелюдь. В том смысле, что он не столько бесчеловечен, сколько внечеловечен. Но один аспект в нём у меня вызывает просто буйный восторг. Я очень редко вижу в анимэ вообще такой сюжет, чтобы люди, попавши в непонятную ситуацию, непонятный мир - с нею разбирались. Да, они кто быстрее, кто медленнее принимают новые правила игры. Бывает, как в том же
«Log Horizon» - они понимают, что ситуацию изучить надо, и затем пользуются результатами этих изучений. К примеру, выяснив, что если ты по-жизни что-то умеешь, то если это делать в новом мире так же, как это делал в старом, а не по меню-рецепту, то результат выйдет куда более интересный. Но! Я чуть ли не впервые вижу человека, который не просто подходит к новой ситуации с научной точки зрения, а буквально вижу как он её изучает, сам процесс построения теорий, экспериментальной проверки их, обработки результата… Вот это было просто великолепно и какой-то бальзам на душу. Эдакий, можно сказать, анти-Привалов тут показан.
И очень забавно, как всё-таки не любят нихонцы своих сектантов. Просто даже отрадно.
Ну и, конечно, всё-таки очень отрадно, что большинство людей осталось людьми, а уж сюжет с младенцем и красив, и этичен и по-хорошему обдуман. Не авторами, а героями.
В результате - довольно жестокое и довольно динамичное, захватывающее анимэ о совершенно разных «обычных» людях, попавших в очень нестандартную ситуацию. Детям не рекомендую: не потому что режут-убивают, а просто не поймут.