Amatsuki

Apr 17, 2020 16:02

あまつき



Жанр: экшен, фэнтези, дзёсей, начало эпохи Мейдзи
Выходил: апрель - июнь 2008
Английское название: совпадает с нихонским
Русское название: совпадает с нихонским
13 эпизодов
Оценка: 8 из 10

Господа иностранцы и попаданцы, на повестке дня вопрос: против кого дружить будем?

Необыкновенный нихонский школьник Рикуго Токидоки настолько одарён в истории родной страны, что схлопотал двойку за тест. Это при стобалльной системе! Отчаявшиеся преподаватели отправили этого олуха в новейший историко-культурный музей, в котором при помощи очков дополненной реальности он погуляет по реконструированным улицам Эдо и, может быть, хоть немножко про историю запомнит.

В процессе прогулки по музею он ненадолго сталкивается с товарищем по несчастью. Впрочем, Шинономе Кон завалил тест не потому, что неспособен к учёбе, а был отстранён от посещения школы чуть ли не на месяц за поведение. Точнее - за массовую драку. К сожалению, общаться этот Кон особо не горел желанием, и пока Токи отвлекался на очередные красоты - тихонько слинял. А Токи ноги вынесли на какой-то мостик, где на него с явно из гастрономических побуждений напрыгнуло какое-то здоровенное и явно небывалое животное. Впрочем, было мгновенно зарублено случившейся рядом девицей с катаной.

«Ничего себе спецэффекты! - подумал Токи. - Но по морде-то бить зачем?!» И тут он обнаружил, что очков-то на носу и нет. Реальность эпохи Мэйдзи вокруг самая что ни на есть реальная.

Здесь попадание в список на просмотр понятно: самый мой любимый и самый редкий половозрастной жанр: дзёсей без BL. (По вполне понятным причинам BL в первую очередь окопалась именно в дзёсее, так что и без того редкий дзёсей, да ещё и без оной - редкость вдвойне). Почему так долго лежал «в загащнике» - тоже понятно. Всё же фэнтези с катанами - не мой любимый стиль. Но в целом - сериал оказался весьма и весьма неплох.

Начнём с картинки. В анимэ почти всегда, за немногими, хотя и существующими исключениями ориентацию сериала преимущественно на женскую или мужскую аудиторию а так же более взрослую или более юную можно определить по картинке. В первую очередь - по манере изображения людей. Здесь этот принцип работает очень чётко, в дзёсейности сериала сомневаться не приходится. Юноши красивы и изящны, девушки тоже, люди среднего возраста тоже в большинстве своём стройны, но уже более реалистично. Опять же глаза… Манера рисовать глаза хотя меняется со временем, но определённые узнаваемые особенности есть почти всегда. Здесь я, пожалуй, несколько огорчена манерой изображать очень тёмно-карие, почти чёрные глаза как огромные чёрные круги со множеством бликов - но таки да, именно так в те времена было принято их рисовать в дамских сериалах.

Фоновые картинки весьма хороши и достойны, хотя особой сверх-красотой меня не поразили. Так что всё от «хорошо» до «очень хорошо». Разве что, ещё добавить - некоторые волшебные вещи нарисованы на мой вкус несколько отталкивающе. Впрочем, довольно уместно-отталкивающе. В общем - очень достойно и в духе своего времени нарисовано.

По части звукового оформления - просто восторг какой-то. Прекрасные сейю тех времён: тут вам и Паку Роми в роли той самой девушки с катаной, одной из трёх главных героев. И Фукуяма Джун - наш бестолковый Токи, а так же волшебная Кобаяши Юу и не менее любимая мною Инное Марина в эпизодических ролях. И Китамура Эри тоже эпизодическая.

Музыка - тоже дивно хороша. Эмоциональная, но без перебора. Опенинг мне чем-то неуловимо напоминает начало «Цукихана» из обожаемого третьего сезона «Адской девочки». А в эндинге очень узнаваемо композитором выступила Каджиюра Юки, которая, мне кажется, в представлениях не нуждается. Так что здесь всё даже не «очень хорошо», а прямо «отлично».

К сюжету, однако, есть нарекания. Основное из них вполне предсказуемо: поскольку сериал делали по манге, которая выходила не так, чтобы часто и с 2002 до аж 2017 года (а сериал, напоминаю, 2008)… Понятное дело, к тому времени история не то, что до кульминации, а даже до половины ещё не дошла. Поэтому финал открыт чудовищно, постановка одного глобального вопроса происходит буквально в последние минуты последней серии… В общем, «читайте мангу, ждите продолжения». С другой стороны, сразу же надо отметить: экранизированная часть - это вполне себе окончание определённой истории, так что сказать, что оборвано всё прямо таки «с мясом» - нельзя. Опять же, если внимательно смотреть эндинг - то становится понятно, что всё у них в результате получится, причём где-то примерно в том раскладе, на который мне хотелось бы надеяться.

Определённые нарекания вызывают своеобразные стереотипы гражданина Токи. Я бы сказала, что в более понятных нам аналогиях - он эдакая современная либурда (но не оппозиционер, а наоборот, вполне довольный текущим положением дел). О прошлом он знает из разговоров про журнал «Огонёк» и книгу «Архипелаг ГУЛАГ», о настоящем - ровно так же, как русские либерасты думают про прекрасную Америку. Повторюсь - здесь надо понимать, что русский либераст живёт в России, а думает про «прекрасную Америку», а Токи живёт в Нихонии и думает про прекрасную Нихонию. Но представления у него столь же наивные и состоящие из того же набора ключевых пропагандистских штампов. Выглядит это не слишком приятно, но с другой стороны - мы уже знаем, насколько он не интересуются историей. И в современной жизни он себя не нашёл, причём потому что и не искал. А не искал не потому, что такой дурак. Просто ему и так нормально. Так что в результате - каша в его голове вполне адекватна для прекраснодушного, но никогда и ни о чём не задумывавшегося юноши. А вот что у него душа добрая - сомнений не возникает, так что остальное - дело наживное.

Ещё немного добавляет нареканий то, что Такаяма Шинобу-сан и сама в этих вопросах наивна. Может быть и меньше, но не намного. В результате чего поведение, так сказать, людей с оружием в лице Сасаки-сана ещё куда ни шло, а вот Цурумэ выглядит полной идиоткой. Что печально - даже с учётом непростой сути и судьбы самой Кучихи (та самая главная героиня с катаной) - она тоже попадает в список не самых адекватных личностей. Нет, никто не спорит, что на взгляд того же Токи она не самая адекватная личность. Именно потому, что у неё такое наследство и такая судьба. И вообще она из этого мира. Но, на мой взгляд, она подчас не адекватно себя ведёт и для своего комплекса… стереотипов и комплексов. В общем, могли бы её и посимпатичнее сделать.

Наверное, следовало бы ещё немного поворчать на общую картину мира, но на самом деле - это весьма затруднительно. В силу того, что вся история только начинается и наше определённое недопонимание «кто на ком стоял» происходит от того, что сами наши оба попаданца во всём этом тоже ещё не разобрались. (Вы же догадались, что встреча с Коном в музее была не просто так, мы его в эпоху Мэйдзи тоже встретим, и он будет третьим главгероем в дополнение к Кучихе и Токи?) А мы как бы разбираемся вместе с ними. Так что это в сущности та же претензия в незавершённости сюжета из-за незавершённости первоисточника.

В результате получается, что претензии к сюжету имеются в заметном количестве, но они довольно… вялые. Как минимум - объяснимые и не слишком радикальные.

С другой стороны, забегая вперёд, скажу, что и восторги по части сюжета здесь в большинстве своём тоже не особо могучие. Я бы сказала, что сюжет хороший, с несколькими очень приятными мне идеями и поворотами, но какого-то прямо ахового восторга не вызывающий. Именно «ахового», чтобы вовсю распереживаться, или там поразиться изяществу интриги. Да, там есть кому и чему сопереживать, есть очень такие правильные мысли, где так и хочется сказать: «Вот именно, я всегда это говорила!» Но не прыгать на стуле, не грызть кулаки, не реветь ревмя…

Ну, и с чем же я тут согласна? В первую очередь, я как всегда ужасно довольна тем, что аякащи… Маленькое лирическое отступление: почему они здесь именно аякаши - я не поняла. Да, в современном нихонском разница между значениями слов «аякаши» и «ёкай» практически стёрта, и то, и другое обозначает условно-нейтральное сверхестественное существо любой натуры - от волшебных животных типа кицунэ, через вещи-цукумогами и бывших людей вроде юурэй, и до мононокэ, собственно аякаши и демонов-они. Но раньше-то аякаши - это был именно род (тип) ёкаев! При этом я понимаю, почему Бон, Цукуса и Уцубоши относят себя именно к аякаши. Но почемку Имаё говорит, что их задача в её понимании - защищать аякаши, хотя ни она, ни Аруджи-доно к аякаши никак не относятся?

Впрочем, ладно. Дело же в другом. Очень хорошо, что здесь показана нормальная для любого язычника концепция, что ёкаи - у них всё как у людей (и наоборот). Свои эмоции, свои общественные отношения, мечты и принципы. За счёт чего (опять же - любому язычнику это понятно), что ёкаи - это такой же соседний народ, как какие-нибудь китайцы. Да, с другими возможностями, с другой культурой - но всё же с ними вполне можно и взаимодействовать, и даже дружить. Здесь, кстати, имеется ещё один интересный нюанс. Поначалу совершенно не понятно, отчего большинство ёкаев и большинство людей эпохи Мэйдзи, вроде бы куда более близкие к язычеству чем наша парочка из XXI века настолько ксенофобы и видят в ёкаях (или людях, соответственно) исключительно врагов, которых надо уничтожать? Ну, в большинстве своём, опять же. Сначала это очень хочется списать на глупые стереотипы автора. Но потом осознаёшь, что на самом-то деле оно как раз вполне обосновано: это ж у нас самое-самое начало Реставрации. То есть «местные» - таки да, всё ещё очень сильно подвержены изоляционистским и натурально ксенофобским идеям. У них за плечами под двести лет Сакоку! А парни из XXI века, конечно, не особо привыкли к соседству с ёкаями, но они-то всё дорогу жили в эпоху глобализации и привыкли, что можно уживаться с очень странными на первый взгляд гайзинами!

В результате - я очень поддерживала Токи (и, как ближе к финалу выясняется - далеко не только его одного) в идеях сочувствия как людям, так и ёкаям наравне, его концепции возможности вполне мирного сосуществования людей и ёкаев… Ну, как вы знаете - это вообще моя любимая тема. Хи-хи, я же с вами прекрасно сосуществую? ^___x

Очень хорош тут гражданин Бонтэн. Собственно говоря, ещё из одной его оговорки во время первой же беседы с Токи было понятно, что его цели - это вовсе не то, что в силу своих стереотипов поняли все окружающие. Включая, кстати, самого Токи, он эту оговорку если и заметил, то не осмыслил, а достроил своё понимание целей Бонтэна в силу своего разумения. Что особенно забавно - все три стороны (люди, ёкаи, попаданцы) достраивают Бонтэну разные устремления, но ни одна не оказывается права. Пожалуй, Токи к пониманию был ближе всего, но и то - сильно недопонял. Кое-что было и нельзя догадаться, он ещё сильнее приоткрывает свои планы только в самых последних минутах - та самая постановка новой задачи, о которой я говорила ещё когда перечисляла нарекания. Но и то, надо сказать, что по крайней мере я - вычислила его цели точнее всех трёх перечисленных сторон.

Есть и маленькие приятные моменты. К примеру, Токи, как человек не великого ума - все проблемы исследует «ногами». То есть идёт и вляпывается. В процессе выпутывания - узнаёт что-то новое. А вот изначально заявленный как неглупый Кон - очень даже не против изучить ситуацию путём чтения, разговоров и осмысления фактов. Явно умеет мыслить аналитически - и делает это. Что особенно приятно - при этом не перестаёт быть задирой, ехидиной и драчуном, это вам не знайка-ботаник, как можно было бы ожидать от человека с такими интеллектуальными поползновениями.

Вообще, мне очень нравятся буквально все положительные персонажи. И тем, что они разные, и тем, что они не однозначно положительные. С небольшой поправкой: для главного героя анимэ глупость недостатком не является, это вообще штамп такой - «дурак с добрым сердцем». Поскольку у нас анимэ ещё и дамское - то этот дурак, конечно, всех врагов не побеждает, а мирит. Впрочем, Токи и не совсем уж дурак. Скорее - довольно симпатичный дуралей. Про симпатичную, но местами неадекватную Кучиху я уже говорила, про Кона - сказала. А что, этот монах, который, в сущности, приёмный отец Кучихи? Это ж вообще потрясающий дядька! К вопросу монашества и экзорцизма имеет очень практичный, и даже меркантильный подход. Плюс бухает сурово. И при этом - один из самых близких по концепциям товарищ к нашим современным мальчикам. И буддист он, оказывается, тем не менее - очень даже настоящий и неплохо просветлённый! Ну, и вся компания Бонтэна хороша.

А уж настоящие цели Бонтэна - это вообще полный восторг. Вот это я понимаю, и размах и направление. Вот, я б даже сказала, что Бонтэн у нас - протокоммунист. Нет, Маркса с Энгельсом он не цитирует (хотя в силу своей волшебности прекрасно ориентируется и в «нашем» мире XXI века), и экономической подоплёки в его «программе» нету. (Хотя для его времени и экономические модели Маркса ещё вполне точны). Но кое-какие, весьма правильные концепции у него очень похожи. В первую очередь - вот он совершенно чётко не путает класс с национальностью. Там много забавного и симпатичного вокруг этого можно рассказать, но уж слишком будет спойлерами.

И последнее. Это не было бы дамским анимэ, если бы нам не показали бы красивую романтическую историю. И я очень сочувствовала и понимала Имаё в ней. И очень хорошо в ней раскрыта концепция мести. Не стандартные утверждения вроде её бесплодности. Нет, прекрасно показано и как желание мести зарождается и кажется обоснованным. К моему дополнительному удовольствию небольшая дополнительная деталь, не известная Имаё сначала перевкрнула всё с ног на голову и месть обоснованной быть перестала. То есть вот самое то - месть может быть обоснованной и закономерной. Но надо точно понимать, является ли она таковой в каждом индивидуальном случае. И то, что месть - всегда очень на грани превращения в бесконечно летящий кровавый ком. И что месть может быть очень разрушительной. Хотя я всё же не осуждаю Имаё за то, что она в отчаянии обратилась туда, куда обращаться не следует. Но это я всё о мести. А на самом деле ведь там очень трогательная романтическая история. И огромная верность любящей кицунэ. И вообще кицунэ - это хорошо и я за них всегда болею. И такой замечательный, красивый, добрый, с будущим - но и грустный финал. Вот, пожалуй, это был (к сожалению - чуть ли не единственный) момент, когда я с радостным облегчением ахнула и растроганно всплакнула. Ах, лисичка-кицунэ, хорошая ты. И как прекрасно, что тебе удалось спастись! (В высоком смысле этого слова.)

В результате, получается вот как: по общему зачёту сериал хороший, но «звёзд с неба не хватает». Тем не менее за счёт многих приятных аспектов - я его вполне готова рекомендовать. Как довольно спокойный несмотря на экшен, довольно взрослый, несмотря на определённую именно что сказочность сериал. В первую очередь - именно для тех, кому по жанру и положено. Для девушек, уже успевших закончить школу. Ну, для их старших братьев или мужей - тоже вполне подойдёт. А более молодым будет не хватать - кому романтики, кому бодрости в сюжете.

fantasy, isekai, action, josei, anime

Previous post Next post
Up