Made in Abyss

May 11, 2020 15:22

メイドインアビス



Жанр: сейнен, приключения, sci-fi, насилие
Выходил: июль - сентябрь 2017
Английское название: «Made in Abyss»
Русское название: «Сделано в Бездне»
13 эпизодов
Оценка: 9 из 10

Пикник ня обочине

Несколько тысяч лет назад на земле образовалась Зона. Точнее - Бездна. Неизвестной глубины скважина диаметром в несколько километров, населённая весьма своеобразной флорой и фауной, меняющейся в зависимости от глубины, и насыщенная всяческими странными, но полезными артефактами. Опять же - чем глубже, тем сложнее и интереснее артефакты. Естественно, человечество проигнорировать такое не могло и активно полезло в Бездну. Ситуацию дополнительно осложнял тот факт, что для человека Бездна анизотропна - чем с большей глубины ты поднимаешься, тем больше спецэффектов. Вплоть до полного изменения сознания и физиологии или даже смерти. Но кого ж это останавливало?

Поэтому народ лазает в Бездну как на работу, с героями производства, вернувшимися из больших глубин… А дочь такой вот героини (опять ушедшей в глубину) собирается пойти по стопам мамы в прямом смысле. То есть тренируется в профессии и хочет маму догнать. А когда она встречает андроида, по всем статьям похожего на мальчишку её возраста и неподверженного «Проклятию» (то есть спокойно поднимающемуся из Бездны) - дело кажется ей решённым и они благополучно сбегают вниз.

Я заметила упоминание этого сериала ещё когда он выходил, но особо не заинтересовалась - человек, ум и вкусы которого я вполне себе представляю, отозвался о нём так, что я подумала, и решила, что «не моё». Затем недавно на Дзене Лариша снова описала его, с немного другого ракурса. Да и предикативный сервис на AniDB рассчитал ожидаемую оценку от меня в 9 с лишним баллов. Я заинтересовалась и решила таки посмотреть. В результате колебалась я между 8 и 9, а не 9 и 10, но всё же.

Здесь я опять изменю порядок разделов и начну с ругани, оставив техническое исполнение и похвалы «на сладкое». Почему - легко можно догадаться.

Итак, что в этом сериале плохо? Плохо в нём очень многое. Ну, начнём с вопроса откровенной вкусовщины: всё-таки я не люблю чибиков, а здесь, к тому же, детишки-герои по пропорциям выглядят лет на пять при заявленных двенадцати у Рико. Но это дело вкуса, хотя для конкретно этого сериала очень важное.

Во-вторых, конечно же печалит, что история ещё развивается. В январе вышел полнометражный фильм-продолжение, и на этот год анонсирован второй сезон, идущий после фильма… Придётся ждать. Впрочем, объединение с Наначи и прощание с четвёртым уровнем - вполне хорошая точка в конце главы. Следующей можно ждать относительно спокойно.

В-третьих, мироустройство продумано довольно плохо. Причём, как ни странно, это в первую очередь видно при рассмотрении «экономического фактора», хотя «глюки» именно с системой мироздания.

Даже с учётом того, что анизотропность Бездны нелинейна, то есть нарастает с глубиной (а так же с горизонтальным приближением к оси скважины) - выглядит довольно странно, что никто не задумывается о методике возвращения на поверхность. Ну, кроме доктора Менгеле, то есть Бондрёда. Положим, в самом начале Зоны туда лазают сталкеры-эгоисты. Но ведь Орф живёт за счёт Зоны тысячи лет, и сталкерство уже является официальной профессией! То есть уже социум заинтересован в непрерывном потоке артефактов и росту количества профи. Но нет, идея нелинейного подъёма где сталкер поднимается где-то на пределе своих возможностей, с передышками и адаптацией к падению глубины никому в голову не пришла. Равно как и идея подъёма по спирали с изменяющимся радиусом (что тоже должно сделать падение напряжённости поля Бездны для сталкера более линейным).

Опять же, поскольку это уже государственное дело, а не дело одиночек - ресурсы, которые можно на него направить - уже совсем другие. Однако никто не додумался даже до системы эстафеты! Зачем сталкеру подниматься каждый раз всю дорогу? Потому что он - индивидуалист? Да полноте, когда это становится бизнесом - индивидуалисты остаются, но бизнес крутится на потоке и инженерном решении задачи. И уж бизнесок придумал бы несколько инженерных решений. Вот вам два:

Самое примитивное - эстафета в чистом виде: сталкер находит хабар, волочёт его наверх сколько может безопасно для себя, отдыхает, возвращается. Другой сталкер забирает хабар, волочёт его наверх… и так далее. Таким образом на каждом уровне у нас сидит, грубо говоря, вахта. Даже если предположить, что для большинства вахтовиков это будет путь в один конец, то есть они на поверхность никогда больше не вернутся - бизнес пойдёт и на это. И в любом случае это безопаснее, чем с каждым артефактом возвращаться весь пусть одному человеку.

Если ресурсов достаточно - то эстафету можно механизировать, организовав участки, где артефакт поднимается гондолами типа «лифт». Что заметно снизит количество народу. Но вроде бы ресурсов-то не хватает!

А вот и нет. В сериале уже показано две постоянно действующих и неплохо оборудованных точки. Как на них доставляют необходимые материалы? Караванами невозвращенцев? Ну, предположим, что из-за нарастания опасности с глубиной - и убыль личного состава нарастает экспоненциально, то есть караван и вниз доходит сильно потрёпанным, поэтому плотность населения не растёт. Но, почему тогда у Бондрёда так хорошо оборудованная база? Как он достаёт оборудование в таких объёмах? Значит, ресурсы выше, чем кажется на первый взгляд.

И с Бондрёдом же связана последняя проблема: у него таки есть гондола, способная пройти весь маршрут от его базы на пятом уровне до поверхности. Пусть даже она уникальна, но всё равно, по всем законам экономики он становится монополистом и развивает отрасль, организовывая «автоматическую» доставку артефактов. Но не развивает, почему-то. И предположение, что ему это просто не интересно тут не сработает: даже если его интересы лежат в глубоко научной сфере - то ему… нужны ресурсы для поддержания и развития базы. Растущие ресурсы. Значит и заинтересованность в росте дохода с продажи артефактов. Хорошо, он сам этим заниматься не будет, у него наука. Ставится заместитель-менеджер и заместитель-инженер.

Ну, и последняя нестыковка мироустройства - это несколько раз упоминавшиеся схватки со сталкерами из других государств. ОрФ полностью охватывает вход в Бездну, соответственно, сталкеры из других государств через этот вход в хоть как-то сравнимых с орфовскими количествах не ходит - монополия. Схваткам взяться не откуда. Предположим (хотя это нигде не сказано), что в Бездну есть и другие входы, как-то сообщающиеся с орфовским. Но тут опять же две неувязки: как мы знаем, напряжённость поля падает по мере удаления от оси скважины. Таким образом горизонтальное перемещение эквивалентно подъёму. В таком случае существует определённый участок, на котором экономически выгодно посылать экспедиции в соседнюю Бездну (поскольку скорость изменения напряжённости поля удалении от оси судя по всему меньше, чем при вертикальном перемещении). Но этого нет, для возникновения постоянно муссируемых слухов на первых четырёх уровнях плотность сталкеров недостаточна. Второй вариант, что схватки происходят только на дне, где все скважины сходятся в одну точку (ну или одну поверхность с равной напряжённостью поля по ней). Но это очень глубинный уровень. Много ли там народу? Вообще-то - может быть и очень много. Но это за редчайшим исключением - невозвращенцы. Это уровни, с которыми связи практически нет. А слухи есть и муссируются. Значит, связь таки есть? А где поток артефактов? Он ведь должен быть: если у нас есть схватки, значит это конкуренция. Есть конкуренция - есть запрос на повышение собственной конкурентности… а значит - на рост ресурса. Человеческого и материального. Ничего этого не наблюдается. За, повторюсь, тысячи лет эксплуатации.

Пробегусь кратенько по остальным нареканиям. Главгерои. Главгерои откровенно бесят. Тем, что оба являются стопроцентно истинными арийцами, идеально белыми людьми, наступающими на одни и те же грабли не два раза, а просто всегда. Способность учиться на собственном опыте у них просто нулевая, а интеллект близок к нулю. Как Рико вся состоит из «ой, как красиво» и шила в известном месте, так и Рег состоит из абсолютной нерешительности. Заметим, что Рико - двенадцать лет. Возраст, в котором человек учится очень быстро и уже способен самостоятельно соотносить причины и следствия вроде пальцев в розетке и удара током. Рег же либо андроид с гарантированно мощными аналитическими способностями, а значит способен вырабатывать опыт в виде самопрограмм; либо ментальная копия ребёнка того же возраста, что и Рико (на что нам вполне недвусмысленно намекают его физиологические половые реакции)… и тогда обязан уметь учиться так же как и любой другой подросток его возраста. Но нет, даже то, что Рико довольно много знает о выживании в Бездне теоретически - не превращается в практику никак. Даже тренировка у Озен не приносит вообще ничего.

К слову об обучаемости: я преклоняюсь перед долготерпением Наначи. Сколько раз она объясняла этом болвану, что ей неприятно отсутствие чувства дистанции у Рега - но ни разу не дала ему в лоб. Хотя, конечно, у неё есть и задние мысли.

И в целом это выводит нас на очередную претензию к сюжету. Точнее - к его отсутствию. Или отсутствию сбалансированности. Потому что весь сюжет сводится к тому, что парочка прекраснодушных идиотов лезет в Бездну. Когда они попадают в какую-нибудь особо тяжёлую ситуацию, из которой не выкрутиться даже благодаря особым физическим способностям Рега - возникает очередной Гэндальф, который их спасает, чему-то учит и отправляет дальше. Теоретически - более подготовленными, на деле - такими же болванами. И при всей этой легковесности сюжета - временами вспышки довольно глубоких смыслов. Интереснейшей и неоднозначной психологии Белых Свистков (сталкеров, совершивших минимум одну успешную экспедицию на пятый уровень). И временами - глубоки трагичные этические дилеммы (правда, сосредоточенные в последних двух-трёх сериях). Давайте уж как-нибудь определимся - у нас легковесный сюжет или Вархаммер 40к с мясо-кровь-кишки по всему Варпу и кучи наглухо долбанутых, но логичных в своей долбанутости личностей?

Вот и пришло время рассказать о прекрасном в сюжете. Собственно, я почти всё уже и об этом аспекте рассказала. В целом он весьма легковесный. Нормальное такое детское путешествие-приключение со страшными опасностями и добрыми помощниками. Это вполне хорошо, ненапряжно и где-то весело смотрится. Нормальный такой приятный сюжетец.

С другой стороны - великолепные этические вопросы. Мне очень понравилась Озма, с точки зрения проработки её характера, и как она поворачивается к нам разными чертами. В результате чего обретает и бóльшую глубину, и бóльшую достоверность. Совершенно справедливо, такое одиночное плавание, как у любого сталкера этого мира - неизбежно изменяет его психику, для этого не нужно Проклятие как таковое - достаточно жизни в таких условиях. Очевидно, что у многих начинаются проблемы с гуманизмом, это вполне нормальная защитная реакция психики на потери «боевых товарищей». Что может принимать очень разные формы. И та же Озма сначала кажется просто напрочь растерявшей все человеческие качества моральной инвалидкой, потом вдруг обнаруживается, что у неё всё очень сильно с самоконтролем и с чёткостью формулировок - а это тоже совершенно закономерно возникает в таких условиях. А потом выясняется, что из чёткостью формулировок совершенно закономерной вырастает верность данному хотя бы самой себе слову. Ведь флюгер не выживет в Зоне. Это не значит, что опытный сталкер обязательно не способен на предательство вообще. Совершенно верно - запросто способен. Но он обязан стать не способным на предательство в каких-то чётко очерченных границах. Например - не нарушать данное людям слово. Кого он считает людьми - отдельный вопрос, может быть только себя. Но себе слова не нарушит. И что самое приятное - за всей этой бронёй человек в ней тоже сохранился. Лайзу она из списка людей так и не вычеркнула.

И прекрасные размышления о совместимости сталкеров (и их детей) с обычными людьми. Вообще, надо сказать, что параллели с «Пикником на обочине» (и в первую очередь - с книгой, а не с фильмом «Сталкер» Тарковского) настолько очевидны и прямолинейны, что я буду до предела удивлена, если выяснится, что Цукуши Акихито «Пикник» не читал.

И целый ворох неожиданных дилемм в последней серии. Начиная действительно непростого решения из области полевой хирургии, и продолжая откровенным фашизмом Бондрёда, потрясающе раскрытой этической проблемой эвтаназии и целой серии вопросов «что заставляет нас жить». То есть что стимулирует нас хотеть жить дальше.

Опять же, здесь надо сказать, что Наначи просто дико радует. Начиная с весьма дурацкой пушистой зверюшки (как она сама иронично себя характеризует), на которую сначала просто хочется вздохнуть: «ну как же без пушистой девочки со звериными ушками?» - превращается в трагичную, но очень сильную, спокойную, умную и, что очень важно для человека - (само)ироничную личность. Так, что на её «няшный» облик уже внимания не обращаешь. В том смысле, что он перестаёт восприниматься как именно «няшный», как какой-то фансервис.

Но что же я так упорно молчу о техническом исполнении? Дело в том, что это - есть основная хорошая черта этого сериала. Положим, песенки там мне не слишком понравились, а из сейю можно с некоторым удовольствием отметить работу Оохары Саяки-сан, которая здесь опять сыграла Целестину из первой Рельсы (теперь она называется Озма). И теперь я запомню Изаву Шиори, которую я много где уже встречала (например, она озвучивает весь экипаж «Селезня» в «Девочках и танках»), но здесь она Наначи озвучила просто шикарно.

Самое же главное достоинство этого сериала в том, что он просто обалденно нарисован. Все эти пейзажи, твари из Бездны - они настолько интересно придуманы, настолько красиво нарисованы, что просто диву даёшься. При этом - они все очень органичны в том смысле, что как и положено Зоне - всё живое внутри вполне укладывается в представление о чуждой, извращённой, но понятной нам углеводородной флоре и фауне. То есть это, если оять прибегнуть к аналогу с Вархаммером - это наш, родной эльдаро-человеческий варп, а не что-то запредельно чуждое или просто наркоманское. Да, прорисовка может быть и малость не настолько детальная как в «Саду грешников», но очень тщательная и продуманная, цельная. В сущности, за одно удовольствие смотреть на всю эту красоту сериал заслуживает десяти баллов из десяти, за прекрасные моменты в сюжете дотягивает до шедевра, но за дурь в «сеттинге» всё же скатывается до 9 баллов.

Вывод: смотреть. В первую очередь - именно смотреть. Это сериал, состоящий из визуальной составляющей ну совсем чуть-чуть менее, чем полностью. Где-то «на семь девяток», как говорится в технических гарантиях.

антиутопия, sci-fi, seinen, anime

Previous post Next post
Up